Недоросль

Сергей Шелагин
   Он до сих пор ещё не мог поднять голову. Он пытался, и пытался изо всех сил. Даже издалека было видно, как напрягались, а затем дрожали от тщетных потуг мышцы на его тонкой шее. Но даже приподнять, хоть совсем чуть-чуть, хотя бы на один призрачный сантиметр свою голову над землёй он не мог. Он просто лежал на пыльной и грязной земле, тяжело дыша и изредка приоткрывая глаза. Глаза у него были чёрными, а пыль, в которой он лежал - жёлтой. Ещё несколько дней назад на этом месте пронырливый ветер играл с изумрудной майской травой, здесь радовались по-братски весеннему солнцу золотистые одуванчики, и в буйной весенней зелени совсем был не виден тот мелкий мусор, который в любом большом городе ветер разносит исключительно по своему усмотрению. Но пришли ранним утром на тихую улочку смуглые люди в оранжевых жилетках - и завыли надрывно под окнами газонокосилки, а воздух наполнился летучим эфирным запахом умирающей под острыми лезвиями травы. Через пару дней срезанная под корень трава пожелтела и пожухла, а одуванчики слились с редким мусором, принесённым сюда ветром и неряшливыми прохожими.

   Он лежал среди этого мусора и умерших одуванчиков - и постепенно приходил в себя. После удара о землю требовалось время, чтобы это сделать. И когда заполнившая его до краёв, поглотившая все чувства боль начала понемногу стихать, тогда он вновь смог ощутить своё тело. Смог открыть глаза и рассмотреть этот новый и чуждый для него мир, в котором он оказался после падения. Он уже мог поднимать и держать голову с широко раскрытыми голубыми глазами с чёрными бусинками зрачков. Мог привстать и сделать пару неуверенных шагов. Мог расправить крылья - и даже взмахнуть ими, резко и часто. Но не более того. Летать он ещё не умел.

   Воронёнок выпал из гнезда, которое его родители построили на высокой разлапистой ели, стоящей между серой стеной пятиэтажного промышленного здания и тротуаром. Густые и часто растущие ветви надёжно скрывали воронье убежище от посторонних глаз. Вероятнее всего, гнездо было построено уже несколько лет назад, но никто его до сих пор не замечал. Только пару раз поздней весной устраивали вороны на дереве жуткий гвалт, пытаясь прогнать заблудившихся в городе и укрывшихся среди густых и колючих веток сов.

   Гнездо было построено на уровне окон третьего этажа, и заметить его со стороны было практически невозможно. Только прислонившись к стволу дерева и внимательно всмотревшись вверх, можно было увидеть надёжно скрытый вороний дом. Каким образом воронёнок выпал из гнезда, никто не знал. Может, простое любопытство заставило недоросля сделать неосторожный шаг. А может, более сильный братец, подчиняясь инстинктам выживания, помог ему покинуть уютное гнёздышко. Чем меньше открытых ртов в гнезде - тем больше еды достанется тем, кто не способен пока прокормиться самостоятельно.

   Родители не сразу заметили выпавшего птенца. В тот момент они как раз летали по своим вороньим делам, высматривая, чем можно было поживиться в прожаренном солнцем до средней степени каменном городе. А на улице действительно было жарко. Недалеко от ели с гнездом, буквально в нескольких метрах, находилось высокое крыльцо, ведущее в офисные помещения серого здания. С крыльца время от времени спускались сотрудники расположенных в здании офисов. Кто-то выходил на перекур, кто-то уходил по раскалённому тротуару по служебным делам. Одна из женщин, спустившаяся с крыльца, заметила воронёнка. Она остановилась, затем подошла к птенцу поближе и осмотрела его. Потом подошла к стволу высокой и стройной ели и посмотрела вверх. Потом она вернулась обратно на крыльцо и вошла в помещение, из которого вышла несколько минут назад. Ещё через несколько минут она вернулась. На этот раз, кроме чёрной дамской сумочки, болтавшейся на ремешке на её правом плече, женщина держала в руках небольшой прозрачный пластиковый контейнер, наполненный водой. Дама осторожно, стараясь не расплескать воду, подошла к воронёнку и поставила контейнер с водой прямо перед его клювом.

   Изначально было понятно, что птенцу это не поможет. Недоросль… Слёток? Да нет, не слёток. Ведь не слетел он с гнезда, а грохнулся со всего маху на землю, внезапно очутившись в неведомом им до сих пор мире. Пройдя сквозь наполненный страхом и ужасом портал падения, воронёнок оказался в том мире, о котором совсем ничего не знал. Гнездо на уровне окон третьего этажа и земля с мёртвыми одуванчиками - это две разных планеты, птица… Тебе очень крупно повезёт, если ты сможешь здесь выжить. Шанс - один на тысячу, а может и меньше.

   А пока птенец даже не понимал, что в коробке с прозрачными стенками, которую поставил перед его клювом большой человек, находится вода. Он просто не знал, что воду можно пить самому, набирая её в клюв и глотая живительную влагу, запрокидывая голову. До этого, всего один час назад, он сидел в своём гнезде с широко открытым клювом и ждал, когда родители накормят его и напоят. Всё, что он умел - открывать клюв и хрипло кричать, подзывая родителей. Он знал, что если прижаться к матери или к брату - ему станет теплее. Он знал, что если закружится вдруг над верхушкой дерева тёмная тень морской чайки - родители тут же прилетят детям на помощь. Он знал, что если мать с отцом покидают гнездо - они обязательно вернутся домой, но уже с едой в своих клювах.

   А что нужно делать здесь, внизу, на раскалённой земле - он не знал. В конце концов, воронёнок сделал то единственное, что он умел. Он раскрыл клюв и стал звать родителей.

   Мать была ближе, и она услышала сына первой. Ворона села на ветку дерева рядом с гнездом. Она смотрела на выпавшего птенца, переступала с лапы на лапу, клонила голову вниз и тревожно каркала. Отец вскоре услышал тревожные крики супруги. Бросив свои дела, он прилетел к воронёнку - и, остановив свой стремительный полёт часто хлопающими крыльями, сел на соседнюю с гнездом ель. Отец понимал, что шансов немного. Но птенец пока ещё был жив - и необходимо было защитить его от любых возможных напастей.

   А по разогретому солнцем асфальту шли люди. Мужчины и женщины, парни и девушки, мальчики на самокатах, мамочки с колясками, дети возвращались из школы, весело обсуждая школьные новости и происшествия… Все они шли по тротуару мимо упавшего воронёнка. Ворону-отцу это не нравилось. Вытягивая шею, он каркал протяжно и громко на тех, кто проходил мимо его сына.

   Недоросль почти пришёл в себя. Он понимал, что надо что-то делать. И птенец, хлопая крыльями, стал двигаться по пыльной земле, перемещаясь частыми и короткими прыжками. Отец воронёнка понимал, что его сын в опасности. И встал на его защиту. Ворон стал атаковать проходивших мимо людей. Когда кто-то шёл мимо птенца, большая птица резко срывалась с ветки, делала вираж и заходила в спину прохожему. Ворон брал курс на затылок проходившего мимо человека. Затем ускорялся широкими взмахами плотных крыльев - и шёл в атаку, пролетая в нескольких сантиметрах от головы прохожего, надрывно каркая над его ухом.

   Люди пугались - и, пригибая голову, отгоняли птицу руками.  Кто-то успевал обернуться, услышав за спиной тяжёлое дыхание крыльев, а те, кто был занят разговором с попутчиком или увлечённо смотрел в смартфон, резко приседали или шарахались в сторону, разве что не выпрыгивая с тротуара на проезжую часть. Не все прохожие видели воронёнка - и не понимая, что происходит, старались как можно быстрее удалиться от странного места.

   Атаковал ворон не всех. Сначала было непонятно, по какому принципу птица определяла возможную опасность, но потом всё встало на свои места. Если по улице друг за другом шли несколько человек, ворон всегда шёл в атаку на первого. Таким образом, те, кто шли следом, были предупреждены - и старались как можно быстрее удалиться.

   Один из проходивших мимо мужчин увидел, как ворон атаковал шедшую впереди девушку, чуть не вцепившись ей в волосы. Мужчина остановился, присмотрелся и заметил выпавшего из гнезда птенца. Он всё понял - и подошёл к высокой ели, на которую уже успел вернуться грозный ворон. Мужчина стал разговаривать с птицей. Он что-то говорил, а ворон, пригнув голову, внимательно его слушал и изредка каркал, словно жалуясь неожиданному собеседнику. Странно, но за всё время этой беседы ворон даже не пытался отпугнуть кого-либо из прохожих. Он просто слушал, опустив голову с тяжёлым  клювом и моргая, скрывая блестящие бусинки чёрных зрачков. Потом мужчина ушёл, а ворон снова стал отпугивать идущих мимо людей.

   Время в городе шло к вечеру. Многочисленные офисы, расположенные в сером пятиэтажном здании, закрылись, а их сотрудники разошлись по домам. Улица опустела, а на город медленно опустилась ночь.

   На следующее утро те редкие прохожие, которые проходили по улице до восьми часов утра, отчётливо видели следы трагедии, разыгравшейся ушедшей не так давно ночью. Под высокой разлапистой елью, рядом с серой стеной пятиэтажного промышленного здания, лежала растерзанная кем-то птица. Это был птенец. Воронёнок. Недоросль… На тушке погибшего птенца виднелись следы крови, а вокруг густо были разбросаны серые перья и белый пух. Чей жертвой стал птенец той страшной ночью, неизвестно. Возможно, уличный кот заметил беспомощную добычу. Или чайки растерзали птенца. А может, и сами вороны решили таким образом покончить с мучениями воронёнка.

   Ровно в восемь часов утра на почти пустую ещё улицу вышел дворник. Он не спеша шёл вдоль здания, выметая с тротуара скопившейся за ночь мусор и вытряхивая в большой чёрный мешок редкие урны. Недалеко от одной из урн, возле цоколя здания, дворник увидел растерзанную птицу. С абсолютно равнодушным выражением на небритом лице он смёл разбросанные перья и окровавленную тушку в совок, а затем отправил останки воронёнка в мешок. Следы трагедии бесследно исчезли вслед за ушедшей недавно ночью.

   Те, кто шёл по улице позже, уже не могли знать о трагических ночных событиях - и были уверены, что выпавший вчера из гнезда птенец остался в живых. Вот только ворон в тот день на улице никто не видел…

   Но прошёл и этот день, а за ним растворилась в акварели майского рассвета ещё одна ночь. Утром перед началом рабочего дня спешившие в свои офисы люди могли заметить на обычно тихой улочке лёгкое оживление. Прямо напротив того места, где приходил в себя после удара выпавший из гнезда птенец, стоял молодой парнишка. Он что-то держал перед лицом в руках с натянутыми рабочими перчатками. Вокруг парнишки стояло несколько женщин, оживлённо что-то обсуждая. Когда люди подходили ближе, они видели, что в рукавицах парень держал крохотного котёнка. Котёнок был тёмно-серый,  с беленькой мордочкой и белыми лапками. Было заметно, что глаза у него открылись совсем недавно. Растрёпанные усы торчали в разные стороны в хаотическом беспорядке, а сам он был выпачкан в какой-то саже. В грязной шёрстке застряли кусочки сухой травы вперемежку с уличной пылью. Недоросль…

   Оказалось, что молодой парнишка - тоже сотрудник одного из офисов, расположенных в большом здании. К зданию он подъехал на машине, а когда стал парковаться - увидел, как через улицу шмыгнул маленький серый комочек и исчез под его автомобилем. Испуганного котёнка удалось достать из-под машины, и теперь от желающих забрать малыша к себе не было отбоя.

   В отличие от птенца, котёнку повезло. Он был такой же недоросль, как и воронёнок, и точно так же ещё ничего не знал о том мире, в котором он оказался. У него ещё всё впереди. Ему только предстоит узнать, какой он, этот мир. Жестокий, беспощадный, суровый, добрый, нежный, грустный или радостный…

   Он обязательно это узнает.


=================================
Иллюстрация на странице - © фото автора.
=================================