Генерал Андрей Григорьевич Шкуро

Александр Селиверстов
Вчера в разговоре с одним человеком случайно затронули давний уже замысел размещения в Александро-Невском соборе мемориальных плит с именами кубанцев – георгиевских кавалеров.
Об этом заговорил мой собеседник, и он же в связи с этим упомянул имя Андрея Шкуро, сказав, в частности, что, мол, «есть историки, которые против размещения на плите его имени».
Эта тема была побочной – основной была всё та же тема реставрации «Черноморского маяка», – поэтому вопрос об Андрее Шкуро развит не был.
Разовью его сейчас.

Имя Андрея Шкуро нередко вспоминается в послесоветское время.
То Бардадым напишет о нём целую книгу, то в Новороссийске его именем назовут улицу (после скандала переименована), то вспомнит о нём писатель Лихоносов, то какие-то местные энтузиасты наклеят на бывшем его доме в Краснодаре информационный листок.

Что же это был за человек?
Что главное о нём нужно знать?
Жизнь каждого человека всегда сводится к какому-то одному определению. Это определение складывается деятельностью, которой мы себя посвятили.
Моисей – пророк. Август – император. Ломоносов – учёный. Толстой – писатель.
Иногда определение складывается не всей нашей жизнью, а несколькими поступками. Или даже одним, Поступком.
Герострат – поджигатель. Генерал Власов – предатель (иуда). Иуда Искариот – иуда.

Определение белого генерала Андрея Шкуро – группенфюрер СС.
Попытки определить его как-то иначе – сродни определить как-то иначе Иуду Искариота. Или генерала Андрея Власова.
Мой вчерашний собеседник обмолвился, например, что георгиевским кавалером Андрей Шкуро стал «ещё до всего».
Стоит заметить, что, скажем, Иуда Искариот «до всего» был Апостолом Господа нашего Иисуса Христа. А генерал Андрей Власов – одним из лучших военачальников РККА.
Значит ли это, что вместе с памятными досками Шкуро уместно ставить памятники Иуде Апостолу или талантливому генералу РККА, орденоносцу Власову?

Заключая, констатирую:
группенфюрер СС Андрей Шкуро – это, по факту, нечисть. Такая же, как Иуда Искариот и генерал Андрей Власов.
Гипотетическое же открытие мемориальной доски с его именем – это мерзость, отдающая также шизофренией, если сочетается в головах сторонников такого мемориала с празднованием 9 мая (дня великой Победы) или участием в той же акции «Бессмертного полка».
Если Шкуро герой, то героями следует признать и тех, к кому он присоединился (как иуд, так и нацистов), – и отдать себя аду; Небеса, совесть, Правда, правда нашей истории – это в обратную сторону, это выбор, противоположный выбору группенфюрера Андрея Шкуро.