Злорадство. Злопамятство. Злословие

Вячеслав Александров 2
Злорадство. Несомненным свидетельством того, что наша душа опошлена, открыта, для уязвления энергиями зла, является испытываемая нами  радость по поводу попадания тех, кого мы, возможно, недолюбливаем в недобрые события. Особую опасность для нас представляют попытки, часто тайные, нанести ущерб кому-либо просто из-за того, что нам это приятно.  Дэвид Юм указывает: «Злорадство — есть ничем не вызванное желание причинить зло другому лицу, чтобы путем сравнения с собственным положением испытать удовольствие».  Необходимо помнить о том, что злые пожелания в адрес другого человека, часто не осуществимы, но они, непременно, коснутся, самым недобрым образом, лично нас. Поэтому, не следует желать зла и врагу; радоваться, когда он попадает в беду. Именно это позволит нам   сохранить и укрепить свои силы, в том числе и силу своего ума, что, в свою очередь откроет нам новые горизонты возможностей для верной оценки окружающих обстоятельств и предотвращения осуществления злых умыслов против нас.
                ***
Злопамятство.  Мало, что так изнуряет нашу душу, лишает нас покоя и сна, как неуничтожаемое памятование  о причинённом  зле. Причём, достаточно часто, мы придаём значение тому, что никакой недоброй основы под собой не имеет. Но даже если и имеет, то, для нашей же пользы, следует не давать воли нашей злой памяти. Максим Горький говорил: «Народ злопамятный: ему, кроме зла, …помнить нечего».  Если память о людях, которые, вольно или невольно, принесли в нашу жизнь что-либо недоброе, не будет стёрта, то и сердце наше станет неиссякаемым источником зла, прежде всего, отравляющему наше личное бытие, и, следовательно, существование самых нам близких людей. Кроме того, памятозлобие является одной из основных причин того, что  наши ошибки и обиды, причинённые другим, не будут прощены. «Иные изглаждают грехи свои бдениями, лежанием на земле и бесчисленными
подвигами, а ты можешь уничтожить все согрешения свои гораздо более легким способом — непамятованием зла». (Свт. Иоанн Златоуст).  Лучше всего одолеть памятозлобие поможет нам, конечно же, молитва, а, также, честный взгляд на свою жизнь, на дела, совершённые ранее. Погрузившись в своё прошлое, мы, непременно обнаружим, что и мы неоднократно совершали то, по крайней мере мысленно, за что осуждаем других.
Ещё о злопамятных: «Гнев — человеческое, злопамятство — дьявольское». (Русская поговорка). «Ветер сильный гонит облака, а злопамятство — добрые чувства из души). (Авва Евагрий).   «...Есть и другой вид неистовства, еще худший (ярости). Какой? Тот, когда не хотят оставить гнева, но питают в себе памятозлобие, как какого домашнего палача. Самих же их первых мучит памятозлобие еще и здесь, не говоря о будущем. Подумай, какое терпит мучение человек, возмущенной душою, каждый день помышляя о том, как бы отомстить врагу? Прежде всего, он мучит сам себя и томится, раздражаясь, досадуя на самого себя, разгорячаясь. Точно огонь постоянно горит в тебе, и, когда горячка усиливается до такой степени, ты не ослабляешь ее, думаешь, как бы причинить какое зло другому; а между тем терзаешь самого себя, постоянно нося в себе сильный пламень, не давая успокоиться душе своей, постоянно  свирепея и содержа ум свой в тревоге и смятении. Что хуже этого неистовства — всегда мучиться, раздражаться и воспламеняться? А таковы души злопамятных. Они, как скоро увидят того, кому хотят отомстить, тотчас же выходят из себя; услышат ли голос его, падают и дрожат; лежат ли на постели, придумывают тысячи мучений, как бы поразить и растерзать своего врага; а если при этом увидят его благоденствующим, о, какое для них наказание! Прости же другому проступок его и избавь себя от мучения... Для чего причиняешь самому себе изнурительную болезнь?.. <Гнев>, как бы какая тля и моль, подъедает корень нашей души. Для чего удерживаешь внутри себя этого дикого зверя? Лучше положить змия или ехидну на сердце, нежели гнев и памятозлобие; от тех скоро можно было бы нам освободиться, а этот остается постоянно, вонзая свои зубы, впуская свой яд, возбуждая злые помыслы (свт. Иоанн Златоуст, 52, 365—366).
                ***
23.09.17. Злословие. Многие из нас находятся в опасном заблуждении по поводу того, что и как мы говорим. Особенно это касается слов бранных, матерных; слов, произносимых с ожесточением; слов, исходящих из злого сердца. Надо всегда помнить о том, что в каждом произнесённом слове содержится вполне определённый квант энергии. Соответственно, злое слово ранит того (тех), на кого направлено; доброе – лечит; пустословие – лишает нас сил. Христос говорил:  «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». (Мф. 12:35) Если уж мы отвечаем за свои пустые слова, то куда как большая ответственность ложится за слова, напитанные духом раздражения, ненависти. Жало злословия уязвляет, прежде всего, злословящего. Кроме этого именно злое слово, часто ложится в основание недобрых дел.  «Из привычки, так или иначе, сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков». Аристотель   
Ещё о злословии.       
Тот, кто рассказывает тебе о чужих недостатках, рассказывает другим о твоих. Злые языки страшнее пистолета. А. С. Грибоедов Анонимное злословие, быть может, еще более постыдное, чем неприкрытая клевета. Виктор Гюго.
Злословящий есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных. Диоген.
Злословие и клевета не имели бы никакой силы, если бы глупость не пролагала им пути. А. Дюма – отец.
Злословие делает хуже того, кто к нему прибегает, того, кто внимает ему, а порой и того, кто является его жертвой.  Ч. Канту
Охота чернить друг друга есть удовольствие бесчеловечное, жестокое и всякому честному слушателю противное. Квинтилиан.
Только случай мешает человеку злоречивому стать злодеем.  Квинтилиан.
Посещать и слушать злых людей — это есть уже начало злого дела. Конфуций.
                ***
Злострастие. Нет, пожалуй, на земле человека, который не был бы подвержен действию каких-либо страстей. Нет среди людей и тех, кто лишён недостатков. Только одни из нас прикладывают усилия для их усмирения и преодоления, а другие, считают их естественными для своей природы. Если же мы в не должном отношении к жизни не видим не должного, тогда неизбежно страсть обратится в злострастие, а невинные недостатки – в пороки. Нашу судьбу определяет одно из двух, либо мы укрепляем свою жизнь посредством узнавания и преодоления в себе недобрых черт характера, заглушающих, в том числе, голос совести; обезображивающих нашу потребность и способность к проявлению любви грязным налётом похоти и гордыни. Либо мы, всё более, погружаясь в состояние зависимости от страстей и пороков, обесцениваем время и делаем наше существование всё более проблемным. В первом случае, возрастающая сила нашего духа, скажется самым благоприятным образом на состоянии близких, и просто тех, с кем имеем дело, о ком помним. Во втором, - мы неизбежно будем причинять боль тем, кто нас любит.

Фото автора.