Жить все страшнее

Ангелина Кныш
Протоиерей Андрей Ткачев в телепередаче «Не верю» (разговор с атеистом) беседовал с молодым атеистом-футурологом, который нес откровенную пургу о замороженном мозге своей бабушки, который можно будет оживить в обозримом будущем, и вообще, прорыв науки, по его мнению, должен обеспечить бессмертие всем людям на земле совсем скоро.

Отец Андрей высказал тогда интересную мысль о том, что при прогрессе в науке мы наблюдаем полный регресс в морально-духовном развитии человечества, что в итоге ни к чему хорошему не приведет.

Однако дальше разговор продолжался исключительно в светской плоскости, без упоминания роли антихриста и бесов, которым, как известно, в последние времена будет дана власть на земле.

Насколько эта бесовская власть нынче окрепла и расширилась, можно судить, проводя некоторые параллели между евангельскими и нынешними временами.

Как известно, во время первого пришествия Христа вера в Бога в Израиле была крепка, народом чтились все религиозные праздники и посты, обрезывалось все мужское население, за прелюбодеяние и другие грехи побивали каменьями до смерти, отлучение от синагоги было самым страшным наказанием для людей. Люди искренне радовались, когда у кого-то рождался долгожданный ребенок или женщина находила потерянную в доме драхму, а те, кто болел, десятилетиями терпел страдания, ни на что не претендуя, как тот расслабленный в купальне Вифезда или Лазарь из притчи о богаче и Лазаре.

Когда Христос начал свое служение, сопровождая его небывалыми чудесами, за ним повсюду следовало великое множество народа (об этом мы знаем, например, из чуда о насыщении пяти тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами), однако никаких серьезных конфликтов при этом не фиксировалось. Если кому-то трудно было попасть к Господу, то использовались нестандартные решения (разобрать, к примеру, кровлю дома, где принимал Христос), но отнюдь не какие-то силовые и оскорбительные для других методы.

Едва ли этих людей можно было охарактеризовать теми эпитетами, которые применял апостол Павел к тем, кто будет жить в последние времена! Однако он как в воду глядел, изображая при этом НАШЕ ОБЩЕСТВО: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,  непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,  предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,  имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. ТАКОВЫХ УДАЛЯЙСЯ» (2Тим.3:1-5). Увы, в наше время пришлось бы удалиться ОТ ВСЕХ.
 
Можем ли мы, например, представить, что объявившийся в народе мессия-чудотворец идет во главе толпы людей, исцеляя по пути то слепых, то прокаженных, а то и вовсе воскрешая единственного сына у матери-вдовы?
 
Совершенно нереальная картина. Моментально нашлось бы множество тех, кто попытался бы отгородить этого целителя от простых людей с целью собственной наживы, сооружая многоступенчатые кордоны, льготные очереди, записи, переклички, предоставляя ему элитные апартаменты, авто и т.д. и т.п.
 
В итоге доступ простых людей к чудотворцу был бы либо искусственно перекрыт, либо осуществлялся с помощью посредников за большие деньги. Потому-то Христос и не являет Себя нам – Он, предвидя все это, еще две тысячи лет назад сомневался, найдет ли он веру на земле в последние времена. Но чаша гнева Господня не бездонна, она вот-вот будет переполнена…

Жить в наше время стало реально страшно. Предают сплошь и рядом самые близкие, не говоря уже о посторонних, которые элементарно могут обидеть, подставить, унизить, отобрать собственность, здоровье и даже жизнь зачастую без всяких для себя последствий.

Порой удивляешься людям, уповающим на справедливость в суде – наивные, они безрассудно ставят под удар свою нервную и сердечно-сосудистую систему, чтобы на собственной шкуре убедиться, что закон для «крутых» не писан.

Когда я ездила в паломническую поездку в западную Европу, приуроченную к открытию раз в семь лет доступа верующих к великим Ахенским святыням, пришлось услышать не одну историю, как люди долго копили и по грошу собирали с родственников деньги на это паломничество.

При этом среди нас была одна женщина-судья, державшая себя особняком и очень высокомерно. Ей ничего не стоило доплачивать ежедневно по 300 евро за одноместный номер, сама она только что вернулась из поездки по Испании, а после Европы сразу собиралась на Валаам. Но особым шоком для всех нас стало то, что она совершенно не подозревала, что в этой поездке предусмотрен доступ к Ахенским святыням – для нее это оказалось всего лишь приятным сюрпризом…

Думается, единственный выход в нынешней ситуации – еще крепче прилепиться к Богу и держаться подальше от таких людей. В Псалтири сказано: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишься» (Пс.17:26).