мама

Наталия Васильевна Жукова
МАМА

- Дим, твоя бабушка зачем-то пришла! Она с Таней говорит.
Дима сидел за столом, за первой партой у самой двери. Была перемена, дети шумели и носились, а он сидел. Всегда.
Дима напрягся, услышав слова одноклассницы, которая просто сообщила ему обычную новость, сообщила вполне дружелюбно, потому что Таня не вызывает родителей ругать детей. Значит, просто дело какое-то. Но не страшное, не грозящее расправами. Вот она и сообщила, что Димина бабушка пришла к классной руководительнице. Вот и все дела.
А Дима напрягся.
Потому что это была не бабушка. Это была его мама.
Дима очень любил маму. И никого у него не было, кроме нее. И у нее, кроме него не было никого. Родила она поздно. Очень поздно. Кода отчаялась. В графе «Отец» стоял прочерк. Отчество было взято неизвестно откуда. Обычное - Алексеевич.
Дима - поздний ребенок. Нескладный, женоподобный, полный из-за нарушенного обмена веществ. К нему нормально все относились, но он не умел быть с ребятами. И дружил с ним мальчик, который вовсе не хотел с ним дружить. Просто мальчик считал, что его не ценят. И вроде как выхода не было, кроме как с Димой дружить. Этот мальчик не догадывался, что к Диме все относятся теплее, чем к нему. Просто в душу не лезут к человеку.
Но никто из ребят представить не мог, что эта блеклая седая женщина, в морщинах, с больным и тусклым взглядом и тихим голосом - голосом неуверенного в себе человека - не бабушка, а мама. Она была совсем тускло одета.
...Мамы разные бывают. У многих ребят мамы и папы были в возрасте, у многих были старшие братья и сестры. Но так по-старушечьи не выглядела ни одна мама. И Диме было неловко.
Он нерешительно встал и выглянул в коридор. Мама говорила с Таней, вернее, с Татьяной Петровной. Просто их классная руководительница совсем молоденькая, она даже еще институт не окончила, вот и звали ее дети Таней. Таня вела себя доброжелательно со всеми. Вот и с мамой Димы она вежлива и приветлива. И моложе ее очень намного. Но мама стояла перед Таней тихая и зашуганная, хотя ничего такого ведь! Просто Таня собирает справки на бесплатников. Дима имеет право на бесплатное питание, и мама принесла нужные документы. Почему же мама так испугана? И Дима тоже всегда испуган.
Они - люди второго сорта. Так решил Дима. Он смотрелся в зеркало. Все не так. Он некрасивый. Он полный. У него нет прически, черные волосы - сальные и висят патлами на полном лице. А в парикмахерскую сходить... Денег нет. Мама иногда подстригает его, как может. Просто чтобы покороче. А иногда он подстригает маму. Тоже чтобы покороче. Мама не красит волосы. Зачем? Да и не умеет она. И лицо не красит. И носит старую одежду. Мало ей платят. На еду бы хватило.
Дима много лет ходит в свитере. И будет еще в нем ходить, пока окончательно мал не станет. А штаны уже короткие...
Мысли, мысли. А вот и звонок на урок.
Дима подошел к маме. Мама испуганно посмотрела на него и робко улыбнулась. А Таня повела маму в класс, она все еще разбиралась с документами.
Таня посадила ребят, сказала не шуметь, а подождать пять минут.
- Димон! - шепнул мальчик сзади, - А чего бабушка пришла?
Мама явно услышала эти слова. И... еще больше состарилась.
А Таня тоже услышала. И сказала, глядя на Диму:
- Екатерина Ивановна пришла оформить документы. Кстати, кто тут у нас еще бесплатники? Несите документы на питание! А то скоро будут собирать за сентябрь!
И она все смотрела на Диму. Что-то хотела она сказать ему взглядом. Дима опустил глаза.
Когда мама наконец закончила, то прошла к двери. И Таня заставила класс подняться. У нее всегда все ловко получалось:
- Встали, попрощались с человеком.
И дети с готовностью встали. Кто-то стал говорить вслух:
- До свидания!
Мама явно не ожидала такого внимания. Она хотела скрыться быстрее, но ее догнал голос сына:
- До вечера, МАМА!
И всё. Всё оказалось нормально. Просто дети узнали, что это не бабушка Димы, а мама. Ну и хорошо. Теперь не ошибутся.

Н. Ж.