Триумф и трагедия социалистической литературы

Юрий Агеев
ВВЕДЕНИЕ

   Новая социалистическая литература начиналась из наплевательского отношения к старой. Бывшие гимназисты и полуграмотные рабочие, откликнувшиеся на призыв литературного самоучки Горького - дать стране пролетарскую литературу, завалили библиотеки и прилавки книжных магазинов низкопробной продукцией, которую и графоманией-то можно было назвать с большой натяжкой. Отвергнувшие культуру старого строя воздвигали новый храм культуры из подручных дешёвых средств, используя бульварщину, переводную литературу, беззастенчиво занимаясь плагиатом, проповедуя авантюризм, хамство и применение любых средств для достижения цели в разорённом большевиками государстве.

   Примечательно, что даже вождь российского пролетариата В. Ленин, знакомясь с "шедеврами новой литературы", бранился и отплёвывался, называя авторов халтурщиками и шутами, приводя примером хорошей литературы произведения Пушкина, Некрасова и Толстого. Положение оказалось настолько плачевно, что пришлось выдёргивать из-за границы М.Горького, А.Толстого и А.Куприна, посулив им безбедное и почётное проживание на территории РСФСР. Те же из приличных литераторов, кто не уехал - или умерли в первые годы советской власти, или заняли стойкую и непримиримую позицию оппозиционеров, да им и не давали возможности печататься  - Короленко, Пришвин, Чарская, Тэффи, Волошин... За границей остались Бунин, Набоков, Газданов, Саша Чёрный, металась из страны в страну Цветаева. А в стране победившего полетариата воцарились подёнщина и халтура, именуемые соцреализмом.

(Текст загружается)