Воспоминания старой атомщицы о Чернобыле

Ирина Яненсон
    Когда я возвращалась домой из Сочи, то в купе мне попалась интересная попутчица, память о которой я хочу оставить в своём блоге. Миловидная женщина, 76 лет. Именно миловидная женщина, а не хорошо сохранившаяся старуха. Приятная собеседница. Слово за слово, сказала, что муж умер несколько лет назад, и что могла бы сойтись с кем-нибудь ещё, но он настолько был хорош и так трепетно к ней относился, что все другие мужчины ей кажутся ничтожными по сравнению с ним. Работал он серьёзным специалистом по атомным станциям. Она тоже работала на атомных станциях, но, как я поняла, то ли в отделе кадров, то ли в бухгалтерии, хотя, может, она чего-то и не договорила о себе.

    Начинали они с мужем с севера, какой-то небольшой городок вроде в Мурманской области. Городок возводился из-за атомной станции, сначала они жили в бараке, но очень быстро им дали однокомнатную квартиру на две семьи. В обеих семьях мужья были серьёзные специалисты, а жёны недавно родили деток и сидели в декретных отпусках. Комнату разделили занавеской, туалет и ванну с утра занимали мужья, потом они уходили на работу, а женщины занимались домом и детьми. Продолжалось такое общежитие недолго, дома там строились быстро, и молодым специалистам дали отдельные квартиры. В деньгах они никогда не нуждались, государство о них заботилось и о ней заботится до сих пор, предоставляя возможность бесплатного отдыха в ведомственном санатории и ещё какие-то блага. Живёт она сейчас в Москве, тоскует о муже, но семейство у неё огромное, дети, внуки, правнуки, так что, особо скучать не приходится.

    Когда рванул Чернобыль, её пригласили туда на работу. Муж сказал «нет», но она всё-таки поехала туда через год после взрыва осмотреться и решить, хочет она там работать или нет. Когда приехала, то застала там вполне кипучую деятельность людей, атомщиков и неатомщиков, женщины были в восторге от работы, ведь там очень хорошо платили. Больше всего поразили цветы, которые выросли высотой с одноэтажный дом. Как Алиса в стране чудес. Встретила там своего знакомого, который давно работал специалистом на атомных станциях и пользовался заслуженным уважением и авторитетом. Она рассказала ему о приглашении на работу в Чернобыль. Он, вежливый и интеллигентный человек, выпятил на неё глаза и произнёс резко: «Ты что, дура???!!!» Работать в Чернобыль она так и не поехала, повлияла ли на неё эта фраза или муж отговорил, но не поехала. Все, кто работал там тогда, насколько она знает, уже давно умерли.
Почему же он и они оставались там работать до последнего, если осознавали опасность нахождения в запретной зоне? У многих из них, особенно, у тех, кто работал непосредственно в Чернобыле, было чувство вины перед человечеством, это было действительно так. Оказывается, на атомных станциях регулярно проводятся плановые эксперименты, и чернобыльский взрыв был именно неудачным исходом такого эксперимента. Забыла, как называется город, в котором на атомной станции хотели провести подобный эксперимент, а начальник станции якобы отказался. Так вот, этому начальнику люди памятник потом поставили. Забыла город, фамилию, записывать было неудобно, так что не могу утверждать, что это правда.

    Чернобыль для меня лично не пустой звук, я жила тогда в Могилёве и, гуляя по лесу со своим бывшим мужем, мы постоянно натыкались на жёлто-чёрные таблички с предупреждением об опасности. Не понимали, недооценивали, ели грибы, овощи с огорода. А потом его родственники стали умирать один за одним. Мой друг детства срочником в армии попал в Чернобыль. Его уже нет 10 лет, думаю, что это Чернобыль забрал его.
     Записала всё, что запомнила. Надеюсь, Чернобыль не повторится.