Новороссiйскъ - имя пророческое!

Сергей Геннадьевич Новиков
Интерес к Суджукской бухте в высших сферах Российской империи присутствовал неизменно. И военное укрепление близ устья реки Цемес могло появиться еще в 1831 году. Однако тогда против строительства форта решительно выступило военно-морское ведомство.

Начальник главного морского штаба светлейший князь Александр Меншиков в докладе Николаю I аттестовал Суджукскую бухту в минорных тонах – вход тесен, грунт плох, норд-осты свирепствуют… В итоге проект Цемесского укрепления был отклонён, а военное укрепление возвели на берегу соседней Геленджикской бухты.

В 1836 году на восточном берегу Суджукской гавани отрядом генерал-лейтенанта Алексея Вельяминова было основано Александрийское (Кабардинское) укрепление. Тогда же берега Суджука осмотрел Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор граф Михаил Воронцов. Проявив дежурный интерес к опорному пункту Геленджикской кордонной линии, Михаил Семёнович искренне любовался неоглядными далями «Суджуккальской рейды». В своем письме-отчете императору граф отозвался о местных берегах пророческими словами: «В руках великой державы местность сия неминуемо будет играть большую роль».

С мнением приближенного к трону сановника были солидарны и иные государственные мужи. В частности, настоящим ревнителем «цемесского проекта» оказался генерал-майор Николай Раевский. Оппоненты вынуждены были отступить. Точка в затянувшемся споре была поставлена в императорском рескрипте от 20 августа 1838 года: «Иметь при устье реки Цемес главный порт или пристань для береговой нашей эскадры».

Повеление самодержца было исполнено под личным начальством Главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала Михаила Лазарева.

12 (24) сентября 1838 года, в полдень, в Суджукскую бухту вошла эскадра кораблей Черноморского флота под командованием вице-адмирала Михаила Лазарева. На берег был высажен армейский десант, ведомый генерал-лейтенантом Николаем Раевским, и сводный батальон моряков-черноморцев во главе с капитан-лейтенантом Николаем Метлиным, будущим морским министром.

Дата высадки десанта (по старому стилю) освящена традицией как День основания города Новороссийска. Хотя речь в то время шла лишь о закладке военного укрепления.

За месяц с небольшим десантниками был построен прямоугольный форт размером 80 на 100 метров. А еще через две недели – казарма для роты солдат, которой предстояло здесь зимовать.

В дальнейшем предполагалось возвести еще один форт и четыре блокгауза, связанных между собой земляным валом. Намечалось также строительство пристани и адмиралтейства. Проект возведения Цемесского укрепления был утвержден Николаем I в январе 1839 года. Тогда же велено было именовать форпост державы на берегу Суджукской бухты Новороссийском.

Это название имперские власти явно приберегали для особого случая. С того самого момента, когда в 1802 году император Александр I вернул Новороссийску, городу на Днепре, его прежнее имя – Екатеринослав (ныне украинский город Днепр). Таким образом внук Екатерины Великой отдал должное памяти своей венценосной бабки, а его младший брат Николай, унаследовав престол, сохранил для истории замечательный топоним. Причем, Цемесскому укреплению он достался не столько по праву (эти земли вошли в состав исторической Новороссии), сколько в силу пророческой интуиции имперского центра.

Иллюстрация: Зубцов А.Т. Высадка десанта в устье р. Цемес. 1961 г. Холст, масло. Из фондов НИМЗ