Основы управления

Влад Хаустов
Управленческая деятельность – это вид деятельности человека (группы людей), позволяющий ему (им) достигнуть определенную цель, получить нужный результат.

Человек (группа людей) может быть субъектом, т.е. управляющим элементом или объектом - управляемым элементом общественной системы (организации).

Управленец – человек, занимающийся управленческой деятельностью, может принадлежать к категории лиц, принимающих решения (ЛПР), обеспечивающих принятие решений и исполняющих решения в соответствии с полномочиями и возможностями.

Система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая цельностью, связями, границами, но главное – имеющая цель своего существования (деятельности).

Общественная система (организация) – относительно открытая система, представленная совокупностью людей, материальных, программно-технических средств, информации, размещенных на определенной территории и средствах (носителях).

Система управления (СУ) – структурированная управляющая часть организации (общественной системы), представленная иерархически связанными между собой элементами (субъектами), оказывающими определенное воздействие на управляемые элементы (объекты) для достижения цели (ей).

Структура СУ определяется связями ее элементов между собой и с элементами внешних систем.

Связи могут быть: вертикальными, горизонтальными, диагональными; прямыми, обратными; непосредственными, опосредованными; жесткими, гибкими; непрерывными, временными и др.

Структура СУ может быть иерархичной, сетевой и комбинированной; централизованной (сосредоточенной), децентрализованной (распределенной) и комбинированной (сочетающей централизацию с децентрализацией) и др.

Функционал СУ представлен: целеполаганием, сбором и оценкой целевой информации, прогнозированием, планированием, организацией, мотивацией, активацией, координацией, контролем, регулированием и защитой.

1. Целеполагание предполагает определение цели – образа результата будущих действий.
2. Сбор целевой информации – сведений об объектах и процессах, сопутствующих достижению цели, а также препятствующих её достижению.
3. Оценка целевой информации – разделение сопутствующих объектов и процессов на благоприятные и неблагоприятные для достижения цели (анализ), их выстраивание по приоритету (синтез).
4. Прогнозирование – моделирование обстановки, в которой предстоит действовать объекту и субъекту управления с производством выводов о возможности достижения цели.
5. Планирование – определение этапов и задач на пути к цели, порядка их выполнения, распределения сил, средств и ресурсов, в т.ч. времени, а также увязка с другими мероприятиями и событиями.
6. Организация – определение задач задействованным силам и средствам, должностным лицам и подразделениям организации (субъекта), в т.ч. их создание (накопление), структурирование (переструктурирование) и обеспечение всем необходимым.
7. Мотивация – стимулирование задействованных лиц (сил), подразделений организации (субъекта)/ контрмотивация противников достижения цели (решения задач)направленная на снижение их активности.
8. Активация – подача сигналов исполнителям (команды) для начала действий по этапам и выполняемым задачам.
9. Координация – меры по поддержанию взаимодействия лиц (сил), подразделений организации в ходе действий между собой и с внешними системами/ контркоординация - разрушение координации сил противников.
10. Контроль – отслеживание ситуации и тенденций в ходе действий по достижению цели по этапам и задачам.
11. Регулирование – мероприятия по корректировке обеспечения действий объекта и субъекта управления.
12. Защита – меры по снижению уровня противодействия достижению цели.

Принципы успешного управления:
1. Конкретность образа результата – цели деятельности.
2. Достоверность, своевременность и полнота необходимых сведений (данных).
3. Учет возможностей исполнителей и противодействующих сил (средств).
4. Наличие и достоверность прогноза обстановки.
5. Сочетание плановости с инициативой.
6. Четкость задач исполнителям.
7. Адекватное стимулирование.
8. Активное (решительное) начало действий.
9. Поддержание работоспособности сил и средств.
10. Уточнение задач исполнителям в ходе действий.
11. Постоянная обеспеченность ресурсами и информацией.
12. Защищенность системы управления, ресурсов, исполнителей.

Технология успешного управления:
1. Оценка сложившейся обстановки с прогнозом её перспектив.
2. Принятие решения на практические действия с учетом времени.
3. Осуществление намеченных мероприятий с учетом меняющейся ситуации.

Примечание. Управленческая деятельность должна быть в рамках Божьего Промысла - развития и совершенствования, добра и справедливости.