Самый первый

Сергей Геннадьевич Новиков
120 лет назад на карте Российской империи появилась самая миниатюрная и уникальная во многих отношениях Черноморская губерния. Её административным центром стал портовый город Новороссийск. Население города в ту пору составляло около 17 тысяч человек, а во всей губернии проживало немногим более 57 тысяч. Однако по части управления Черноморская губерния ничем не отличалась от иных российских провинций. Как и положено, в губернской столице находилась резиденция местного губернатора. 
За свой короткий век Черноморская губерния встретила и проводила 7 губернаторов, но так случилось, что еще ни разу о них не было написано основательно и достоверно. Попытаемся исправить эту очевидную несправедливость…

Черноморская губерния была образована 23 мая (по старому стилю) 1896 года, однако первый ее губернатор генерал-майор Евграф Тиханов прибыл в Новороссийск лишь в начале декабря.  Начальника губернии  подбирали долго и тщательно. Слишком тяжелую ношу предстояло взвалить на его плечи. Край этот был российским уже более 60 лет, но особых достижений в его хозяйственном освоении не замечалось. Аборигены здешних мест – черкесы переселились в Турцию, казачья колонизация края не удалась, пришлое население, помыкавшись без урожая год-другой, обычно бежало из этих мест куда глаза глядят.

Медленно развивались не только сельское хозяйство, но и промышленность, а также торговля и ремесла. На фоне «равнинного» экономического пейзажа губернии одиноко возвышался индустриальный Полифем – губернский Новороссийск. Однако единственный промышленный и торговый центр Черноморья оказался на «северном полюсе» губернии и на развитие региона в целом влияния почти не оказывал.

Со всеми этими проблемами пришлось столкнуться первому Черноморскому губернатору. И надо сказать, что царское правительство не прогадало,  назначив Тиханова на губернаторский пост. Опытный администратор, поднаторевший в развязывании «кавказских узлов», и в Черноморье оказался столь же полезным для дела…
До своего назначения в Черноморье Евграф Филиппович Тиханов прошел долгий и тернистый путь боевого офицера.

Родился он 22 декабря 1837 года (по ст. стилю) в семье донского дворянина. Окончил войсковую гимназию в Новочеркасске, где изучал арабский и аварский языки. По этой причине и стал интересен военному ведомству. Хорунжий Евграф Тиханов начал службу «письменным переводчиком» при штабе генерала Ивана Лазарева, которому по своему личному желанию сдался кавказский властитель имам Шамиль.
Очень скоро молодой офицер обратил на себя внимание «необыкновенным тактом в деле обращения с горцами». Искусство «народной дипломатии» способствовало его уверенному карьерному росту. Последнее десятилетие своей службы на Кавказе Евграф Филиппович являлся помощником военного губернатора Дагестанской области. Однако опытнейший администратор давно уже созрел для более масштабной деятельности. Назначение Тиханова на губернаторский пост было встречено его дагестанскими сослуживцами как событие вполне закономерное…

В Новороссийске Евграф Филиппович поселился в просторном одноэтажном доме на Вельяминовской улице (ныне – ул. Революции 1905 года), возведенном еще при генерале Пиленко. Здесь он принимал высоких гостей, отсюда отправлялся в многодневные командировки по «краю гордой красоты».

Нельзя сказать, что увиденное в ходе инспекторских поездок приводило в восторг хозяина края. Перемещаться приходилось по разбитым  дорогам, некогда пахотные земли по обеим сторонам от них были давно заброшены. Радовали глаз, пожалуй, лишь одичавшие, но все еще плодоносившие черкесские сады…

Исправить положение дел могло лишь интенсивное развитие в Черноморье виноградарства, садоводства и табаководства. К чему и прилагал массу усилий Евграф Филиппович. Однако нам, новороссийцам, в первую очередь интересны достижения губернатора Тиханова в деле подъема производительных и духовных сил губернской столицы. И эти достижения, следует признать, были значительными…
Конечно, как и сегодня, губернаторы в царские времена не строили жилые дома, не прокладывали дороги, не открывали заводы и фабрики. Но в рамках действующих законов они создавали условия, способствовавшие (либо напротив) появлению и дальнейшему развитию новых хозяйствующих субъектов, притоку в регион капитала, в том числе иностранного. В значительной мере от компетентности, авторитета и деловых связей начальника губернии зависело решение ключевых проблем, стоявших перед всей губернией и ее губернским центром.

Новороссийск в 90-е годы рос очень быстро. Но вокруг города сохранялся конгломерат практически «самостийных» предместий, жители которых пользовались услугами городских учреждений, но в местную казну не платили ни копейки. Особенно выделялась в этом отношении так называемая Зацемесская сторона: вокзальный городок, «Русский Стандарт» (на деле – французский), Мефодиевский поселок.
Губернатор Тиханов осознавал нетерпимость создавшегося положения, а потому приложил немало усилий, чтобы  ходатайство Новороссийской городской Думы о включении зацемесских земель в городскую черту получило должный отклик в Тифлисе и Петербурге. Потребовались годы, чтобы неповоротливая государственная машина смогла родить в своих недрах столь желанный для новороссийцев документ.

Случилось это поистине историческое событие 5 (18) августа 1900 года. Однако лавры славы достались тогда вовсе не губернатору Тиханову, а князю Голицыну, главноначальствующему гражданской частью на Кавказе. Разумеется, слово царского сановника в подобных делах было куда весомей. Поэтому именно Григорий Сергеевич Голицын и стал первым почетным гражданином воссоединенного города Новороссийска.
Присоединение к губернскому центру быстро развивающейся промышленной и селитебной территории вдохнуло в жизнь города новые смыслы и новые возможности. Заметно выросший городской бюджет позволил, наконец, отцам города предметно заняться вопросами благоустройства и водоснабжения Новороссийска. Губернатор Тиханов лично инициировал создание специальной комиссии по поиску в окрестностях города новых источников питьевой воды. Курировал он и строительство в губернском центре первого канализационного коллектора.

Иногда на повестке дня местной жизни возникали вопросы, решение которых явно выходило за рамки законных полномочий общественного управления. И тогда на политическом горизонте неизменно возникала фигура губернатора. Ограничимся одним, но весьма характерным примером.

В октябре 1899 года жители пригородной Станички подали губернатору Тиханову коллективное обращение. В нем они просили убрать с территории предместья бойню, кожевенный, два кишечных завода, а также два цеха по посолу рыбы, поскольку, как гласил документ, не осталось у здешних обывателей никакой «возможности дышать, от той вони, которую они распространяют».

Коллективное обращение горожан было рассмотрено на очередном заседании Общего присутствия Черноморской губернии.  Тогда же была образована специальная комиссия с целью изучения данного вопроса. На основании результатов ее работы губернатор Тиханов незамедлительно издал распоряжение о том, чтобы «все вышеупомянутые промышленные заведения в течение месячного срока были вынесены из пределов Станички за городскую черту».

И как тут не пожалеть, что нет сегодня в нашем городе чиновников с губернаторскими полномочиями!

Однако будем честны перед читателем: далеко не все проблемы оказались по плечу губернатору Тиханову. Общественное управление в крае пребывало в зачаточном состоянии, земство в губернии так и не появилось. За пределами крупных поселений и курортных местностей практически не было школ и больниц. Неслучайно в ноябре 1901 года правительство отозвало Тиханова в глубь Кавказа, где он ранее уже успел доказать свою исключительную эффективность, доверив ему пост военного губернатора Дагестанской области. Это была последняя строка в  послужном списке Евграфа Филипповича. Вышедший в отставку генерал от кавалерии Е.Ф. Тиханов умер 23 июня 1908 года в городе Темир-Хан-Шуре (ныне г. Буйнакск), оставив о себе добрую память в сердцах современников.

* Фрагмент групповой фотографии из собрания Музея истории г. Махачкалы.