Ч. 5 Планы и реальность

Владимир Врубель
Предыдущая страница    http://www.proza.ru/2019/06/20/1127

На плане, составленном в штабе, всё выглядело просто великолепно и могло бы войти в качестве образца в историю военно-морского искусства: противник обманут отвлекающими десантами, перебрасывает туда войска.

Корабли огневой поддержки наносят мощный удар по месту высадки. Их огонь корректируют самолёты. Затем строем фронта идут шесть катеров со штурмовой группой из 300 штрафников, с гидрографами и корректировочными постами. Захватывают плацдарм.

За ними тоже строем фронта следуют буксиры, которые ведут болиндеры (большие дореволюционные баржи), на их верхней палубе стоят танки, а в трюме каждой баржи по 350 человек морской пехоты.
 
Буксиры разгоняются, потом у берега резко сворачивают, обрубая концы, а болиндеры по инерции выскакивают на пляж. С них спускают на берег сходни, по которым сходят танки и вступают в бой, прорывая вражескую оборону.

И, наконец, снова, тоже очень красиво, строем фронта к болиндерам подходят канонерские лодки, используя болиндеры как причалы, и высаживают основной десант. А затем остаётся только развить успех.

Но при проведении любой операции на войне самое главное – это соблюдение секретности и скрытности её подготовки. На этом с древнейших времён основано искусство ведения войн.

Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский знал, что немцам стал известен план высадки десанта, но не доложил об этом командующему Закавказским фронтом,  чтобы отменить операцию.

Он не выполнил директиву командующего Закавказским фронтом генерала армии И.В. Тюленева от 1.12.1942 года: «…При разработке и подготовке десантной операции соблюдать строгую секретность».

Свою трусость некоторые начальники иногда прикрывают мужеством и героизмом рядовых участников операции. Так было и при обороне Севастополя, когда тот же Октябрьский и весь остальной высший комсостав бросили гарнизон города. Октябрьский улетел на самолёте, потом он оправдывался тем, что это был приказ Сталина.

Не думаю, что так могли бы поступить Корнилов и Нахимов. Когда немецкие войска были окружены в Сталинграде, Гитлер прислал за Паулюсом самолёт, но тот отказался покинуть свои войска.

Как проходила высадка штурмовой группы на катерах, мы уже знаем, далее писатель рассказывает о последующих событиях. Около 04.30 утра к берегу подошли болиндеры №2 и №4, которые вели за собой буксиры «Геленджик» и «Алупка», третий болиндер №6 на буксире «СП-19» подошёл на час двадцать позже.

Командовали буксирами мобилизованные гражданские моряки, которым присвоили воинские звания. Буксиром «Геленджик» командовал лейтенант К.И. Лысенко 1894 года рождения.

Этот мужественный человек, не обращая внимания на то, что их расстреливали в упор, с расстояния 200-300 метров, довёл болиндер как намечено.

Но уйти не смог. «Геленджик» сгорел на месте высадки и погиб почти весь экипаж, включая и его храброго командира. Морские пехотинцы прыгали в воду и, выбравшись на берег, вступали в бой.

Тех, кто пытался сбежать по сходням, немцы расстреливали из пулемётов. Танкисты сумели выгрузить все десять танков.

Но два танка заглохли от попадания воды, а один был подожжён снарядом. Остальные семь танков, действуя по плану, при поддержке морских пехотинцев прорвали оборону противника и стали продвигаться к Глебовке.

Болиндер №4, который вёл буксир «Алупка», не был доведен до берега, а оставлен буксиром на расстоянии 150 – 200 метров. Буксир, которым командовал лейтенант Я.И. Гринько, получил несколько попаданий снарядов.

Командир буксира, боцман и матрос были убиты, шесть членов экипажа ранены. Буксир ушёл, а болиндер волнами развернуло лагом к берегу. Немцы сосредоточили огонь по болиндеру.

Загорелись три танка и две машины с боеприпасами. Боеприпасы стали взрываться, что привело к большому числу жертв.

Волны захлёстывали болиндер. Это предотвратило возгорание остальных танков. Накат подогнал болиндер ближе к берегу, но до него оставалось ещё метров сорок. Сам болиндер горел.
 
В трюме, где находились 350 человек,   сгорел единственный деревянный трап, заполыхали ящики с боеприпасами, сотни людей оказались в огненной и дымовой ловушке.

Им помогали выбраться на палубу краснофлотцы из команды болиндера. Многие получили сильные ожоги.
 
Прыгали с болиндера в ледяную воду. Немало морских пехотинцев не умели плавать, к тому же у людей было оружие, одеты в шинели, с собой боеприпасы и сухой паёк, они сразу тонули.
 
Танки выгрузить было невозможно, поэтому танкисты присоединились к морской пехоте и действовали по приказам командира 142-го батальона капитана 3-го ранга О.И. Кузьмина.

Из воспоминаний зам. командира пулемётной роты 255-й бригады морской пехоты Н.А. Калёнова: «…Появилось много убитых и тяжелораненых. Стоны и крики утопали и перемешивались в диком грохоте боя.

У места нашей высадки, не достигнув берега, прибитые морскими волнами, лежат около сотни убитых моряков».

Продолжение http://www.proza.ru/2019/06/22/1109