Дороги царского сада

Валентин Долматов
- «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Кто различает дни, для Господа различает, и кто не различает дней, для Господа не различает». (Римлянам)

- «Сколько времени я обучал их дорогам царского Сада, путям Царя! Но вместе с тем есть среди них просвещенные разбирающиеся в добавочном месяце в году и в днях новомесячей, хотя это не было передано им и не получили они это в свои руки». (Дороги царского Сада)

Так все-таки, важно отличать день от дня или не важно? или просто прожить свои дни и умереть, как Исаак, насыщенный днями: «И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнию». Легко было старому Исааку умереть, тем более, насыщенного жизнью. Не то что современному человеку, вечно спешащему и ничего не успевающему сделать в дни свои. Знаменательно и то, что он приложился к народу своему, ибо знал обетования и будущность народа своего. Не так и все не так и в этой части обетования у современника, который до сих пор не знает, к какому народу он хочет приложиться после отхода из мира сего. И до сих пор он питается учениями от «молочной пищи», на которые указал апостол Павел.

Ну да ладно, конечно, если в текущий день мы крепки и у детей все нормально, все путем, тогда зачем отличать счастливый день от дня. А если вчерашний день чуть лучше сегодняшнего, а завтрашний не обещает особых радостей, тогда есть смысл побеспокоиться о различении дней. Писание, через местоимения – «в день тот» и «в день этот», «в который день» или «в те дни», многообразно приобщает нас к пониманию и различению дней вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего. Любопытно заметить, что когда Писание ссылается на день «тот», который граничит со смертью и не послушанием Богу, то он как правило удален от человека, чтобы он познал его (день), но не запинался о него постоянно в повседневной жизни: «в тот день, когда поразил Я всех первенцев» или «пало в тот день около трех тысяч». День тот да будет тьмою, - говорил Иов, познавший всю глубину того, мрачного дня в своей жизни. Но лучше отличать «тот» день, о котором часто возвещают ветхие пророки, когда возвещают о Христе – «И прибегнут к Господу многие народы в тот день и будут Моим народом». Естественно, когда мы сознаем неприятности «того» дня, то мы устремляемся в день «этот» или «в день сей», который сопряжен с днем спасения и освобождения. И «сей день становится радостной вестью», когда мы обращаемся ко Христу. 

Отличать плохие дни дело не сложное, но утомительное для духа, а как придти к тем дням, которые делают дни полными и сделаю «число дней твоих полным». Но, счастье штука капризная, оно не поселяется надолго, где нет полноты жизни в настоящем и где нет перспективы на будущее. Мы привыкли, нас так научили, ожидать внешний суд от стихий мира. Но в Писании можно найти слова о суде вышнем, который направлен на недостаток ведения – «ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни Богопознания на земле. Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения». И этот суд напрямую связан с вопросом того дня, о котором сказал пророк – «Что будете делать в день торжества и в день праздника Господня?». Этот суд граничит не с днями печали, того же Иова или Ионы, и не с днями болезни, того же царя Иезекииля, который «в те дни заболел смертельно». Но этот суд связан с отсутствием полноты жизни и награды, о которой говорил апостол Иоанн в своих посланиях. И он же, в своем последнем Откровении обозначил эту награду в лице высших обетований Пира и брачной Вечери Сына Человеческого. Не достичь этих высших обетований и есть тот вышний суд, который все еще кажется пустячным не только для простых людей веры, но и для большинства священников. Тех самых священников, которые отвергли ведение, «забыли закон Бога (о субботнем дне)  и кормятся грехами народа Моего», говорится у пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более нежели всесожжений. Они же подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне». 

Чтобы понять, что там сделал Адам не так и в чем изменили Ему священники, есть необходимость обратиться к дням Адама. Когда Бог создал Адама и поместил его в раю, то именно ему одному, когда еще не было у него жены, было сказано – «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Но, после, когда была сотворена Ева, тогда было сказано по-другому – «Но знает Бог, что в день , в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло». Здесь разница в днях «ты» и «вы». В одиночестве, человек не может полноценно вкушать от древа познания, но вдвоём (двое в одну плоть) заповедь о древе жизни остается в силе, как и сказано вначале – «И заповедал Господь Бог человеку говоря о от всякого дерева в саду ты будешь есть». Проблема Адама была в том, что он упрекнул Бога за жену, которую Он дал ему. А их обоих (с Евой) еще и в том, что им было сказано приближаться к деревам и есть плоды от дерев не торопливо, и рассудительно. Но, змей (херувим) поторопил женщину и их обоих, за то было сказано ему, что он будет жалить женщину в пяту, а она его в голову. То есть, лукавый человек, претендующий на некую святость и поверхностные знания о Боге, будет часто «жалить» женщину в пяту, называя ее блудницей, прелюбодейницей и любодейницей, а она своими делами деторождения и любви будет поражать его в голову. И вот, они, Адам и священники – одиночки, скопцы и евнухи, поднаторевшие судом одинокой женщины, «там изменили Мне».

Но, если, так важно это Боговедение, то в священных Писаниях должно прослеживаться некое учение, пути и дороги, ведущие человека к полноте жизни и к высшим обетованиям Бога Отца – Пиру и брачной Вечери Сына Человеческого. Началом этого пути является учение о дне Субботы и субботнем пути. В Писании много раз сказано о седьмом дне Субботы - «помни, храни и святи, соблюдай день Субботний». Этот день окружен многими постановлениями «покоя, не делай в сей день никакого дела, не переноси и не выноси тяжести в день сей, остриги ногти» и так далее. В субботу нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны и дров являлись нарушением предписаний о субботе. Но основополагающий смысл субботы заключался в том, что это был день отрады и если человек научится радоваться субботе, называть ее отрадою и святым днем, то будет он возведен на высоты земли и «будет иметь радость в Господе».

Сам день не регламентирован подробностями, как не может быть расписан день сочетания в одну плоть. Любопытно заметить, что в этот день человеку даруется «добавочная душа», то есть женщина, спутница мужчины в жизни его. Как и сказано было вначале творения – «не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему». Очевидно, по этой причине в жертву в субботу приносятся два агнца, а в законе о назорействе, когда мужчина и женщина посвящают себя на служение друг другу, приносится жертва из двух животных – мужского и женского пола. Древние учителя (раввины) знали, что суббота была дана для наслаждения и утех, и потому составители канонического Писания, сокрыли ее в разного рода притчах и иносказаниях. Такое сокрытие тайны, названо оградою, «и кто сломает эту ограду, того укусит змея», то есть всегда найдется не сведущий (нечестивый) человек от аскетического учения, который осудит вино от «нового» учения. Но, тогда необходимо добавить, что если не ломать эту ограду и не делать прохода в ней, то человек всегда будет ограничен в том, что называется полнотой жизни.
Суббота тесно связана с обрезанием, но если обрезание есть – точка и место, как начало завета, заключенное с Авраамом – «и будет твое потомство, как песок морской». То суббота выражена, как семейное, домашнее собирание (собрание) – «суббота Господня во всех жилищах ваших». Это не мускульный отдых и не религиозное собрание с разного рода моральными нравоучениями, но «отложите всякое попечение».

Суббота начинается с вечера в ночь, очищение, омовение (миква), стрижка ногтей, чтобы не омрачить праздник касаний. К тому же праздник главный, еженедельный и самый частый в году. Если суббота выпадает на другой какой-либо праздник, то она имеет приоритетное значение в выполнении. Но, вот священники жалуются в пророках, что они выполняют вроде все постановления, законы и субботы, а Бог не слышит их. Они говорят – «в чем мы согрешили?», а Бог говорит – «забыли, не выполняете, не святите Мои субботы». В Писании мы находим такие случаи, как некто не открыл ворота в субботу, а некий царь отменил «субботний ход». Здесь необходимо сказать, что означает «субботний путь» в русле откровения, а не тайны. В книге Деяний, говорится о том, как после вознесения Иисуса с горы Елеон, одиннадцать учеников возвратились в Иерусалим «в расстоянии субботнего пути» и пребывали в горнице «с женами, Мариею и матерью Иисуса». Древние христианские комментаторы этого события, вообще не упоминают женщин, а субботний путь измеряют в рамках меры расстояния – двух тысяч шагов (один километр). По другим комментариям этот путь измерялся в две тысячи локтей или в три четыре локтя, как мера человеческих отношений. На расстоянии 2000 локтей отстояли самые крайние палатки от скинии Моисеевой, во время странствования евреев по пустыне. То есть, если он в своей палатке (куще) один, то этого расстояния хватит человеку дойти до Скинии и ковчега завета, где он мог встретить женщину и исполнить субботу сочетания в одну плоть. А три, четыре локтя определяли расстояние между мужчиной и женщиной в самой палатке. И тогда, по греческому переводу (имущая - sabbatoueconodon), это расстояние «имеющие (субботний) путь» означает путь двоих от вознесения Иисуса до небесного Иерусалима, Пира и брачной Вечери сына человеческого.   

В дальнейшем и вполне логично, учение о Субботе перетекает в учение о «чертоге брачном; доме моем; колеснице и меркаба (колесо в колесе)». И как итог, подводят нас к пониманию высшего обетования Творца, что значит быть позванным на брачную Вечерю Сына человеческого, где вечеря распространяется на все обители Бога и на все общество сынов человеческих. В ветхозаветной части Библии очень мало говорится о чертоге брачном и, возможно это происходит в русле тайны домостроительства Божия, которая становится более понятной в Евангелиях. Вот как эта «скупость» слова отражена в псалмах: За то что Его народ «отверг святую гору сию (Сион), огорчал Всевышнего и уставов Его не сохранили, то отдал в плен славу Свою в руки (другие)… И юношей его поядал огонь (желаний любви) и девицам его не пели брачных песен. Священники его падали от меча, а вдовы его не плакали». Понятно, если священники были «скопцы, поядали домы вдов» и не заслуженно осуждали женщин в прелюбодеянии, то какая вдова будет плакать о жестоковыйном муже?

В русле этой темы очень знаменательна третья книга Ездры, которую отвергла западная церковь и современная иудейская диаспора. В ней пророк, все время печалится о народе, как коллективном и множественном собрании людей, и не заботится о конкретном отдельном человеке. И вот, Господь говорит ему – «Ты не любопытствуй более, как нечестивые будут мучиться, но исследуй как спасутся праведные, которым принадлежит век и ради которых век создан». Пророку было сказано выйти в поле и питаться только цветами, где цветы несут прообраз счастья, радости и красоты, и там он получит новое откровение. И увидел пророк в видении женщину, которая плакала и рыдала, что уже много лет, имея мужа была бесплодна и не рожала. Бог услышал ее и родила она сына, но когда он вырос, взял себе жену и во время пиршества, «когда вошел в брачный чертог, он упал и умер». И далее, ангел поясняет пророку, что та женщина это – Сион, новый Город, созидаемый на учении царя Соломона о поиске любви двух - мужчины и женщины, отраженного в книге Песни Песней. А более полный ответ - почему он (не созревший сын Сиона) умер, мы можем найти в Евангелии от Филиппа, который дает уникальное учение о брачном чертоге. К сожалению, это Евангелие, как и другие священные писания не вошли в Библейский канон. Не вошли по той же причине – «ограды», поставленные перед поверхностным читателем. Здесь, мы можем ответить все той же библейской притчей – дело Божие покрывать тайною Слово, а дело людей, ищущих истину, открывать ее.

Оказывается, в спасении нуждаются не только грешники, но и праведники, старые и не обновляющиеся пути которых, привели их под полог престола любви, откуда они продолжают «вопить» (от книги Откровение) на других праведников, идущих по дорогам царского сада. Вот как об этом пишет учитель Симон, камень которого все еще не поднят и не отодвинут с дороги, ведущей к Пиру и брачной Вечери: «Когда я был между вавилонскими собратьями, они собрались вокруг меня, и учил открыто, а они скрывали эти слова под крепкой железной печатью, замкнутой со всех сторон. Сколько времени я обучал их дорогам царского Сада, путям Царя! Сколько времени учил я их степеням праведности в Том Мире, а они боялись произносить эти слова, лишь не отчетливо повторяли их, потому называются косноязычными, подобно запинающемуся в речи, не способному отчетливо говорить». И далее, он говорит, - если бы знали вавилоняне тайные слова мудрости царя Соломона, на чем зиждется мир и из-за чего волнуются его опоры, когда он пребывает в стеснении. И поясняет, что «у любого человека должно иметься Мужское и Женское, ради упрочения веры. Все то время, которое человек проводит в дороге, пусть он следит за делами своими – ради того, чтобы не прекратилась высшая близость и не остался он ущербным, без Мужского и Женского. Это важно, эта высшая близость охраняет его в дороге и не оставляет до его возвращения в Дом (Отца). И об этом следует помышлять во время тех радостей, а равно и при утехах в субботу, которая суть время близости для праведников, устремляющих свои желания к Женскому. Когда же приходит суббота, обязаны они радовать своих жен, ради славы высшей близости, и помышлять в сердцах о том, чтобы исполнить волю своего Господина. И итог этой тайны – человек веры должен помнить об этом и устремлять к этому свое сердце».

Мы далеки от того, чтобы осуждать этого учителя тайн веры, хотя бы и только потому, что его учение приближает нас к пониманию высших обетований Пира и брачной Вечери Сына Человеческого. Как не будем осуждать и тех учителей (канона), которые скрывали свое учение «под железной печатью», ради грешников, которые все еще находятся в притворах двора Храма. Тому же Ездре, одному из законодателей библейского Слова было сказано Всевышним – «первые книги, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа, потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания». И тот же Симон говорил о неком свитке Учении (Торе), которая существует между двух Домов (Мужского и Женского), и которая однажды «найдется без ошибок и когда ее вынесут, то пробудятся верхние и нижние». Вообще, в настоящее время под Торой (Учение) понимают только книги ветхого завета Библии. Если под Торой понимать только закон, гласящий – нельзя, не трогай, не прикасайся, то такой закон «пригвожден к кресту», как учат Евангелия. А если понимать, как одно Учение, из которого вытекают Евангелия и последующие, развивающиеся учения о Царстве Небесном, то по этому случаю Иисус сказал – «Я пришел не нарушить закон (Тору, Учение), но исполнить».

А если нам что-то непонятно из этого Учения и других книг, «переданных сокрыто», то уместно вспомнить притчу о Моисее: Однажды Моисей захотел увидеть, как его Тора воспринимается на земле. И Всевышний сказал ему – «Отступи назад. И сел он в конец восьмого ряда учеников, и не понимал о чем они говорят, и обессилел. Как дошли до одной вещи (из царского дома), нуждающейся в объяснении ее смысла, ученики спросили учителя – откуда у тебя эти слова? Учитель ответил им, что это устная (Тора), полученная Моисеем на горе Синай. И успокоился Моисей, что так он говорит». И поясняют другие учителя Торы, что она постоянно нуждается в обновлении слов и новых смыслов, заложенных в ней от начала. Даже то, что Моисей сел в конце восьмого ряда, уже указывает на восьмой день после творения, в который по спирали поднимается его Учение. Поднимается через благую весть Евангелий о Царе Иисусе, Его Пире и брачной Вечери.

А мы еще раз кратко и тезисно вспомним эти Евангельские притчи. Нам хорошо понятна притча о «человеке царе, который сделал брачный пир для сына своего», но нашлись и те, которым оказалось некогда придти на этот Пир. А вот еще, на вопрос – почему ученики Иисуса не постятся, Он ответил: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. Но придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда будут поститься в те дни». А что это за «те дни»? Он отвечает притчами о «ветхой одежде и заплате» и «молодом вине (обновленном учении), которое не вливается в старые мехи (старого человека со старыми взглядами и учениями)». Примечательно и то, что сразу за этими притчами идет речь о субботе и хлебах предложения, которые предназначались только для священников, но тот хлеб ел еще  юный не воцарившийся Давид и бывшие с ним. Для нас гвоздем притчи являются слова - «и бывшие с ним», а это о нас с вами. А еще мы помним, что по закону в субботу необходимо было приносить новые, свежие хлеба. То есть, как бы в каждую новую брачную Субботу, привносить новые дела и слова любви.