История записки, оставленной на кладбище

Алла Жданова
    На Введенском кладбище бываю не реже, чем в Марфо -Мариинской обители- продолжаю поиски могилы Екатерины Петровны Гагариной (урожденной Соймоновой),  матери Григория Григорьевича  Гагарина.
     Правда, «надежды маленький оркестрик»  звучит все тише и тише и надежда тает, особенно после того, как я узнала, что лет сорок назад такие поиски уже предпринимал Семен  Степанович Гейченко  -  (помните Пушкинский заповедник в Михайловском?), когда  совместно с М.Д.Артамоновым готовил к изданию книгу "Пушкинский некрополь". Он пытался найти на Введенском захоронения друзей и добрых знакомых поэта. В числе шести могил, которые он разыскивал -  могила Екатерины Петровны Гагариной, они при жизни поэта общались -  Г.Г.Гагарин, иллюстрировал прижизненные издания поэта. Но поиски С.С. Гейченко  тоже не увенчались успехом.
      По прошествии стольких лет – почти полувека – мои шансы  в поисках могилы матери  князя-художника, конечно, неизмеримо уменьшились…
 
       Но на Введенском есть еще одна могила,  связанная с княжеским родом Гагариных - Игоря Григорьевича Гагарина (1891- 1964) – внука художника. В новом издании  моей книги ему посвящена отдельная глава «ГЕРОЙ МООНЗУНДА».   
       Меня заинтересовала  надпись на черном мраморном надгробном  обелиске «ГЕРОЮ МООНЗУНДА ОТ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ». Почему –то  подумалось, что обелиск был установлен в 2017 году – в год столетия знаменитого Моонзундского сражения на Балтике. На старой фотографии, которую мне дали в администрации кладбища  – совсем другой обелиск, из белого мрамора.
        И в этой же в ограде  похоронен ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЗЛОВ (1923-2012) – заслуженный летчик-испытатель, о нем легко можно найти информацию в интернете.     Кем он приходится И.Г.Гагарину? И кто приходит на  могилы, объединенные одной оградой? Видно, что за могилами ухаживают… Вопросов было больше, чем ответов.
    
     Я решила оставить здесь письмо со всеми возникшими вопросами, адресованное тем из Лопатиных, Козловых, кто придет  сюда когда-нибудь. Упаковала в полиэтиленовый файл, чтобы не размыло дождем, закрепила, чтобы не унесло ветром. 
    В последний раз была на Введенском 15 июня с друзьями из Высоковска, отдавшими дань памяти Роберту Мак-Гиллу, основателю Товарищества Высоковской мануфактуры. Конечно, побывала на  могиле И.Г.Гагарина –  файл с моей запиской  был на месте…
 
    И вдруг  20 мая получаю письмо:
    «Я была позавчера на Введенском и обнаружила Вашу записку с просьбой об информации о Гагарине Игоре Григорьевиче. Дело в том, что мы являемся дальними родственниками его жены Гагариной Натальи Григорьевны,урожденной Лопатиной.  Она была двоюродной сестрой моего деда Лопатина Александра Александровича. Видела я их (Игоря Григорьевича и Наталью Григорьевну)  где-то в начале 1960-х годов. Более полной информации у нас нет, мой отец Лопатин Александр Александрович, наверное, знал об их жизни более полно, но его уже, к сожалению, нет. Если я могу все-таки чем- то Вам помочь,буду рада»
            Подписано – Тамара Александровна.
 
    Как я разволновалась!  И конечно, сразу ответила.
 «… Если бы Вы посетили Введенское тремя днями раньше, а я тремя - позже - мы бы с Вам встретились!...15 июня  я  была здесь…. видела, что пока мою записку пока еще не читали… но была уверена, что этот день настанет и это случилось! Я Вам очень благодарна!... Мне хотелось узнать, кто поставил новый обелиск на могиле Игоря Григорьевича Гагарина….Коротко объясню, почему  и что я ищу…. Написала и издала в 2017 году небольшую книгу о  художнике, князе Григории Григорьевиче Гагарине… В письме всего не расскажешь...   
     Нам надо обязательно встретиться,  чтобы я могла  подарить Вам  книгу о Вашем  выдающемся родственнике.. .
    Я, как и Вы, уезжаю на дачу - дача рядом с гагаринской усадьбой на Волге в Карачарово...  (В 1960 году, в год 150 -летия Г.Г.Гагарина Игорь Григорьевич с Натальей Григорьевной приезжали на открытие мемориальной доски на флигеле, где жил князь-художник…)"
        В тот же день получила ответ от Тамары Александровны.
Оказалось, что  Козлов Виктор Васильевич –  ее муж и что каждый год 18 июня, в день его смерти, она каждый приходит сюда. Памятник Игорю Григорьевичу Гагарину она поставила сама в 2013 году, заменив старый (тот,  который я видела на фотографии 2008 года,  сделанную из космоса и которую  мне отсканировали в администрации кладбища еще в прошлом году)
    Вот такая история записки,оставленной на кладбище, которая пока не заканчивается. Договорились с Тамарой Александровной о встрече после возвращения с дач…


     Эту статью перепечатала Конаковская газета "Заря". Не сверяла текст...