Собственность на землю как национальная идея

Наталья Троянцева
Чем больше предметов удерживает и осязает младенец в своих ручках, тем раньше он начинает говорить. То есть, речевое самоощущение формируется в зависимости от желания – понять, что именно ты держишь в руках, то, чем обладаешь. Если же ты пытаешься назвать неосязаемое, чего не можешь ни пощупать, ни ощутить, то легко впадаешь в неопределённость, которая, в свою очередь, моделирует и бесконечно воспроизводит ложь.

Такое вот простенькое утверждение, случайно выхваченное из весьма хаотичного и самоуверенного монолога российского антрополога и мною развитое и обобщённое, вывело меня на обобщение совсем иного уровня. И я наконец-то сумела вывести формулу бесконечно возобновляемой бессмыслицы российской реальности. В основе которой лежит отсутствие полномасштабного понимания, что значит – частная собственность на землю.

Поразительно, что именно это и обусловливает ход российской истории. Традиционное представление, что землёй распоряжаются те, кто сейчас у власти и только до тех пор, пока власть в их руках, постоянно воспроизводит антитезу «хозяин-раб (слуга, лакей)». При этом и хозяин, и раб живут в ощущении наёмников, совершенно не заинтересованных в объективной справедливости: каждый пытается любой ценой урвать своё. Поэтому не работают законы и перманентно воспроизводится криминальный контекст в общественном пространстве.

В СССР именно криминал управлял всем и вся, поскольку – что сталинские лагеря, что брежневские психушки для инакомыслящих – были настоящим преступлением со стороны власть предержащих. Ниточки, конечно, тянутся уже к началу девятнадцатого века, к моменту создания Третьего отделения тайной полиции – абсолютная монархия способствовала тому, что политический сыск по форме и деятельности очень скоро стал походить на банду. А о революции и дальнейшем – нечего и говорить, всё давно понятно.

Невнятица в отношении частной собственности воссоздаёт авторитаризм по определению. В 1990-х было много дискуссий, результатом оказалась криминального толка олигархическая модель, внутрь которой, увы, оказались внедрены «лучшие силы КГБ СССР», которая плавно перетекла в криминальное же огосударствление. Лавина пропагандонской изощрённейшей лжи – вербализованный криминал, укоренившийся в экономике и политике.

Осмысленно прагматичное отношение к земле и недрам возникает только при условии полноценного и, главное, бесстрашного владения таковыми. И тогда одна группа собственников, допустим, принимает решения об эффективном использовании лесных массивов и тайги, другая – кубанского климата и почвы, третья – заботится о чистоте и сохранности флоры и фауны в пресноводных и морских водоёмах, четвёртая – о самых лучших технологиях рационального выкачивания нефти и т.д.

Именно из этого корня вырастает истинный патриотизм и формируется национальная идея – понятия, профанация коих приобрела в России масштаб абсолюта. Да и любое другое понятие, принятое в социальной культуре цивилизованных стран, мгновенно превращается в свою противоположность – перефразируя Тютчева, мысль отвлечённая есть ложь.

Собственно говоря, путь, который мы всё ещё не прошли, другие страны прошли давным-давно и сейчас наслаждаются плодами его осмысления. К счастью, глубокое всеобъемлющее размышление на эту тему вполне может изменить положение вещей – движение вперёд со скоростью мысли тоже может дать блестящий результат. Дисциплина мысли как результат самообладания или как его причина, в зависимости от приоритета, генерирует внутреннюю свободу обладания и распоряжения всем. Частная собственность на самообладание – то, что достижимо в результате личных усилий каждого. Личности объединяются в общество, пишут правила общежития, определяют права и обязанности и получают наконец-то в собственные руки осязаемое обладание всем, чем только пожелают обладать.