Щука-Щур языческое тотемное божество древних славя

Рада Эс
                (Моя версия)
Языческое божество Чур.
Занимаясь изучением славянских верований, заинтересовалась языческим божеством Чур (Щур). У него двойное имя, а может быть это два разных божества? Слово «Чур» знакомо с детства в заклинаниях: «Чур, меня чур!», «Чур на тебя», в играх «Чур, я первый», «Чур, моё», «Чур, я играю». Чур – языческое славянское божество, которое охраняло человека и его дом, земельные владения славян. Деревенские идолы ставились на границах земельных участков. Им приносили в жертву животных, в честь бога Чура устраивались празднества. Староверы Сибири отзывались презрительно об этом божестве: «Чурилла-дурилла», «Чурила чудила», «Чурилка-курилка» (дразнилка).
Языческое божество Щур
Некоторые исследователи русского фольклора считают, что Чур и Щур одно и тоже божество. Постараюсь доказать обратное. Обратимся к словарю Ожегова С. И., найдём слова с корнем «Щур».
Щуриться - … прикрывать, щурить глаза. Прищур, прищурить, то есть, буквально, быть при Щуре и обозначают защиту от чего-то, в данном случае глаз от Солнца, пыли. В словаре щур – небольшая северная птичка. Щурок и щурёнок – молодь щуки, то есть детёныши щуки. На р. Северная Сосьва, где прошло моё детсво среди старообрядцев, выходцев с р. Печора, молодых щучек звали щурогай и щурогайка. (гай – шум, крик – диалектное). По аналогии с древним выражением «петух корогайский», которого я считаю жертвенным петухом на языческом празднике, щурогай – праздничный щур. Щука, в честь которой устраивались праздники. Предполагаю, что в глубокой древности щуку именовали щуром. Приведу некоторые малоизвестные диалектные слова: щурастый – ловкий, быстрый, наглый (о человеке, как о щуке). Шурать, шураться – прятать, прятаться, скрываться, таиться (как щука). Шурять (щурять) – прогонять (шур от нас, шурай, шуруй от нас). Буква «щ» в произношении старожилов Сибири иногда заменяется на «ш»: щётка-шотка, щёлок-шолок. Щерба (шурба) – уха. Иногда «е» заменялась на букву «у», например: чугунок – чегунок, чубурах – чебурах. В словаре Ожегова С. И. нашлось знакомое многим слово «пращур» - отдалённый предок, родоначальник. Итак, нашим древним прародителем считался щур (щука), которого чтили и которому поклонялись, как божеству Щуру. Щука считалась в древности тотемом славян. У древних угорских народов тотемными образами были медведь, лось, заяц и другие животные. Манси щуку рыбой не считали. При продаже нам рыбы, они говорили: «Щука есть, а рыбы нет», или «Рыба есть, а щуки нет». На ранней стадии своего развития, славяне тоже придерживались тотемных верований. Они верили в превращения людей в животных, рыб, птиц (былины, русские народные сказки).
Щука – тотемное божество Щур
Смелые славянские охотники и рыбаки, селясь по берегам рек и озёр, выбрали своим тотемом щура (щуку). На суше владения славян защищал Чур. Незащищённой, считаю, оставалась пугающая водная гладь. Деревянных идолов там не поставишь. Восточные славяне звали реку богиней, а рыб и птиц считали хозяевами воды. В с. Першино, в заговорах на воду, старожилы до сих пор зовут её «Царицей, Государыней – водой». Думаю, что вряд ли славяне выбрали своим тотемом мелких птичек, щурок. Обращусь к народному фольклору. Из водных рыб и птиц там чаще всего упоминается щука – огромная, вещая, волшебная. Чем ни древнее божество? В сказке «О щуке зубастой» говорится, что в ночь на Иванов день родилась такая зубастая щука, что все рыбы удивились. Росла она не по дням, а по часам, каждый день на вершок (4,4 см). В русской подблюдной песне, с помощью которой предсказывали будущее под Новый год, описывается огромная щука. Она шла из Новагорода (Новгорода), а хвост волокла из Белаозера. Чешуя была на ней серебряная да позолоченная. Чем ни золотая рыбка из сказки А. С. Пушкина, выполняющая все желания старика и говорящая на человечьем языке. А вспомним сказку «По щучьему велению», где щука – волшебница помогает Емелюшке-дурачку. В. Софронов в своей статье «П. П. Ершов и его сказочные персонажи» упоминает о гигантской щуке из русских народных сказок, которая тянется  через море-океан. Иногда щука заменяется китом. Кит-рыба у Ершова, считает он, является «мостиком между миром человеческим и божественным». Вспомнилась считалка из детства: « Рыб, рыба, рыба-кит, рыба правду говорит». Рыба-кит (огромная щука) предстаёт в ней, как вещая рыба, которая предсказывала нашим предкам будущее, помогая избежать бед и напастей. Сказки являются хранилищем народной мудрости, а именно в них щука (щур) наделена божественными качествами.
Почему славяне выбрали щуку своим древним божеством?
Щука отличалась от других рыб своей величиной и необычными качествами. Эта крупная рыба, длиной до 1,5 метров. А в стародавние времена они были огромными. В каждой реке и озере жила  очень старая щука, которую славяне считали, наверное, бессмертной. Щука живёт до 20 лет, но бывают и долгожители. А срок жизни славян в далёкие времена был небольшой. Они поклонялись, думаю, огромной щуке, считая её хозяйкой воды и своим предком. В дар ей бросали в воду уток, гусей, рыбу, устраивали в честь Щура празднества. Щука питается рыбой и мясом, как и наши предки. Смелая, стремительная, сильная, зубастая, нападает на рыб из засады. Возможно, они считали её живородящей, находя в брюхе щурогаек, которых  глотала щука. В старости щука обрастает тиной, становясь похожей на человека в меховой одежде, с бородой. Вот и выбрали славяне такую необычную рыбу (щуку) своим божеством. Она не боится Солнца, древнего божества славян, питается иногда священными для славян утками, гусями. Таинственная и могущественная рыба. Итак, Щур, по моей версии, это славянское божество, наш предок в образе щуки, покровитель водных стихий и границ, защитник от нечисти.
Древний праздник в честь бога Щура
Предположила, что в честь предка Щура устраивался языческий праздник. И таковой в литературе нашёлся. Его называли рыбацким или ловецким. В этот день (Петра и Павла) рыбацкие деревни принимали гостей. Готовили еду из свежей рыбы. Праздник включал языческие поверья и ритуалы: магические свойства воды, купание  в воде, костры против нечистой силы. Он связан с появлением в человеческом мире предков. Праздник Щура до сих пор сохранился на р. Печора, родине моих предков. В ночь на Петров день (с11 на 12 июля), в старинном с. Усть-Цильма, центре уникальной сохранности русской культуры, поминают предков. Разжигают костры на берегу реки, варят кашу, сидят семьями, землячествами, родами. Поминают предков до седьмого колена. Так продолжается всю ночь. Считаю, что это отголоски языческого праздника, посвящённого древнему славянскому божеству Щуру (щуке).

(фотография из интернета)