Поездка на Леринские острова - 1

Лана Сиена
       === Остров Святой Маргариты и Железная маска ===

       С той первой поездки прошло более десяти лет. Меня отправили в командировку в Ниццу не в мае, как планировалось, а в феврале. Кто-то из коллег подшучивал над моей «везучестью», а я радовалась вырваться из душного офиса и промозглой Москвы. К тому же, любая командировка – это путешествие, а что может быть лучше? Только незапланированное путешествие. Знакомые и незнакомые города и дороги, встреча со старыми и новыми коллегами, да ещё на юге Франции!

       Цветение мимозы, морской воздух, и великолепное вино компенсировали температуру воды настолько, что в конце третьего дня пребывания мы не удержались от заплыва вдоль Лазурного побережья. Мы – это скучающие по морю и солнцу сумасшедшие жители Москвы, Санкт-Петербурга, Урала и Сибири. Не веря своим глазам, французы подходили к берегу и проверяли воду на ощупь. Теплее она от этого, к сожалению, не становилась. Электронное табло застыло на отметке девять градусов. Из моря мы проследовали в отель сайгачьими прыжками, а после горячего душа счастливые и довольные дегустировали купленный накануне коньяк. И закусывали мы не гусиным извращением под названием фуа-гра, а фруктами и бабаевской шоколадкой, так что никто даже не чихнул.

       На следующее утро французские партнеры неожиданно сократили официальную часть приёма и подарили нам поездку в Канны. Откуда после торжественного обеда мы отправились паромом на остров Святой Маргариты, о котором я имела весьма смутное представление. Помнила лишь, что там содержался узник «Железная маска», прославленный гениальным Дюма. Я не знала ни о многовековой истории Леринского архипелага, ни о том, что происходит на островах в наше время.

       Лерины - это скалы и четыре небольших островка. Два более крупных обитаемы и известны с древних времён: Леро (ныне остров Святой Маргариты) и Лерина (Остров Святого Онора). С VI в. до н.э. на Леро существовал античный город и храм, где поклонялись божеству Лерон из кельтской мифологии до завоевания побережья римлянами в середине II века. Соседний остров пользовался дурной славой и был безлюден, пока в начале V века там не поселился монах Онора, ищущий уединения и названный при жизни Святым. Вскоре и остров назвали Saint Honorat. В некоторых источниках его именуют Гоноратом, но остров французский, а по правилам чтения он всё-таки - Онора. Этот монах был невероятной личностью. Он буквально оживил «мёртвый» остров и превратил его в цветущий райский уголок. Онора основал первый христианский монастырь в Галлии, и подарил Каннам бессмертный символ - пальмовую ветвь. Но оставим на время Святого Онора и вернёмся к острову, названного в честь его сестры - Святой Маргариты (Sainte Marguerite), хотя историки не нашли официального подтверждения, что они были братом и сестрой.

       Остров Святой Маргариты - самый большой из Леринских островов, протяженностью с запада на восток около трёх километров, а с севера на юг – всего девятьсот метров. Расстояние от Каннского порта - менее одной мили, и на пароме мы преодолели его за пятнадцать минут. Тем удивительнее было ощутить перепад температур. Ступив на берег, мы начали раздеваться и сняли всё, что можно было снять в приличном обществе. Оказалось, что на острове всегда на пять градусов теплее, чем в Каннах, и гораздо теплее, чем в Ницце. Тогда было примерно двадцать градусов по Цельсию - и это в середине февраля!

       Конечно, ещё не радовала глаз буйная растительность, но уже цвела одинокая вишня, благоухало эвкалиптовыми маслами и хвоей древних пиний. Нас оглушила разноголосица птиц, словно репетиция неслаженного оркестра, и мы лишь блаженно улыбались, следуя за экскурсоводом в сторону Королевского Форта. Привыкнув к перезвону, я услышала о спортивном лагере, открывающемся на острове каждое лето, куда приезжают дети со всего мира. Они изучают французский язык, принимают участие в спортивных состязаниях и захватывающих квестах. Узкие тропинки среди разросшихся кустов и корявых деревьев выглядели так загадочно, что и я готова была остаться в лагере на недельку. Сам Форт Рояль, построенный по приказу Ришелье в XVII веке и вскоре переоборудованный в тюрьму, издалека походил на советские гаражи и бараки. Но как только мы приблизились и поднялись на небольшую смотровую площадку, шепот разочарования сменился на возгласы восхищения. Кристальная синь моря! Что может быть прекраснее? Нет, мы не ринулись наперегонки к воде, да и каменистый пляж притормозил бы наши порывы. Мы наслаждались открывшимся видом на Лазурный берег, а экскурсовод, подарив нам несколько минут созерцания, вкрадчивым голосом поделилась своей историей узника в «железной маске».

       Поскольку сам узник - не выдумка Дюма, а реальная историческая личность, приведу некоторые цифры. На остров Святой Маргариты человек в маске прибыл в 1687 году в сопровождении начальника тюрьмы - Сен Мара. Для меня удивительно не то, что он был не в железной, а в бархатной маске, а то, что он следовал за всеми назначениями своего тюремщика. Бенинь Доверн де Сен Мар был комендантом крепости Пиньероль (ныне Италия), когда ему поручили узника в маске под вымышленным именем – Эстан Доже. В течение двенадцати лет он посещал узника раз в день в самой удаленной пиньерольской камере, где в целях безопасности было несколько дверей. Комендант был обязан лично исполнять все «бытовые» просьбы «Эстана Доже», но никогда не обсуждать другие темы, и под страхом смертной казни не узнавать, кто скрывается под маской. Когда Сен Мара назначили губернатором форта Экзиль (ныне город Эксиллес), таинственного узника он увёз с собой. Также произошло и с его назначением на остров Святой Маргариты, а дальнейшем и в Бастилию, словно Сен Мар стал пожизненным охранником и камердинером «Эстана Доже».

       Ведь в ежедневные «бытовые» просьбы узника входило обеспечение его превосходной кухней, изысканным бельем и одеждой, удобной мебелью и музыкой. Представьте нашего «Эстана» в черной бархатной маске венецианского образца, смотрящего на закат в узкое окошко бывшего Королевского Форта. Чёрный камзол из такого же бархата, расшитый серебром, белая сорочка с широкими рукавами, воротник и манжеты из венецианских кружев, оттеняющие бледность и худобу владельца. Десятилетия в неволе не стёрли любовь к роскоши и изящные манеры аристократа. Чтобы заглушить пронзительные крики чаек и стоны узников, терзающие душу, он садился в деревянное кресло, обитое парчой, брал в руки гитару и начинал музицировать, наигрывая мелодии эпохи барокко. Интересно, знал ли он музыку сочинявших в то время Алессандро Скарлатти или Антонио Вивальди? Интернета и магнитофонных записей не было, но по Земле путешествовали менестрели и шарманки уже были изобретены и популярны в Европе. Экскурсовод сообщила, что на террасе, где мы созерцали море, летом проводятся музыкальные вечера и концерты. Очень надеюсь, что за одиннадцать лет заточения «Эстана Доже» странствующие музыканты или шарманщики хотя бы раз играли перед Королевским Фортом.

       Унылое и внушающее страх место превратилось в интереснейший Музей Моря. В самом большом здании форта, где раньше хранились римские цистерны, представлены археологические находки, в основном глиняные амфоры и кувшины, монеты и оружие. На нескольких этажах музея можно увидеть всё, что найдено на островах, под водой вокруг и на затонувших судах. Рядом располагается международный центр подводного плавания и парусного спорта.

       Здесь же восстановлены камеры, где сидел наш таинственный узник и другие государственные преступники, осужденные Людовиком XIV. Их стены расписаны портретами бывших заключенных из Европы и Алжира, а также сценами из ещё свободной жизни, наглядно повествуется история и воссоздается атмосфера XVII века.

       И лишь «Эстан» изображен в маске и за решёткой. Перед его камерой висит стенд, где на четырёх языках сообщаются период заточения в тюрьме на острове и дата смерти в Бастилии. С другой стороны - цитата Виктора Гюго: «Узник, чьё имя никто не знает, чьего лица не видел никто, живая тайна, тень, загадка, проблема».

       Кем был смирившийся со своей участью узник? Почему не известно ни об одной попытке побега? Каким удивительным образом не произошла утечка информации и «всё тайное» не стало явным? Столь тщательное сокрытие истины подогрело интерес и породило массу домыслов и легенд. На момент моего посещения острова Святой Маргариты существовало более полусотни версий происхождения таинственного узника. Писатели, философы и историки отыскивали в семнадцатом столетии особ знатного происхождения, в чьих биографиях были пробелы или сомнительные сведения, корректировали информацию и облекали персонаж в «железную маску».

       Больше всего версий в пользу гипотезы, что под маской скрывался незаконнорожденный брат Людовика XIV. Первым её высказал Вольтер, сменив для драматизма бархатную маску на железную. Дюма-отец подхватил идею и блестяще рассказал историю уже не старшего брата, а брата-близнеца, обеспечив бессмертие «Железной маске». В итоге разных братьев оказалось столько, что вообще непонятно, от кого родился сам Король-Солнце. Дело в том, что королевская чета (Людовик XIII и Анна Австрийская) считалась бесплодной целых двадцать три года. И вдруг наследник за наследником, и это в семнадцатом веке! Ряд историков утверждал, что бесплодна была королева, и узник в маске – плод любви Людовика XIII и одной из его фавориток. Другие заверяли, что незаконнорожденный ребенок всё-таки от Анны Австрийской, а на роль отца целая вереница претендентов: от герцога Бекингема и разных министров до кардинала Мазарини. Как тогда смог родиться законнорожденный ребёнок, и был ли мальчик? С другой стороны - никто не доказал, что у него был брат. Зато есть версии, что человек в маске был отцом Людовика XIV (что логичнее) и даже сыном (что экзотичнее).

       Лично мне импонирует история итальянского дипломата и авантюриста Маттиоли, который любил носить венецианские маски. И тот факт, что узника похоронили под именем «Marchioly», вполне мог быть случайным или намеренным искажением фамилии «Mattioli».

       По протекции аббата Эстрада, посла Людовика XIV в Венеции, Маттиоли должен был заставить герцога Мантуанского Карла IV продать Людовику город Казале, являвшийся ключом к Верхней Италии. Такая покупка противоречила нормам международного права и затрагивала интересы многих стран, поэтому её нужно было совершить в строжайшей тайне.

       Встречи назначались в Венеции во время карнавалов в масках. Карл IV согласился на продажу города за сто тысяч экю с тем, чтобы эта сумма была выплачена ему при обмене ратифицированными договорами в два срока, через три месяца каждый. Через некоторое время Маттиоли прибывает в Версаль и на секретной аудиенции получает от Людовика XIV экземпляр договора с королевской подписью, а также ценный алмаз в подарок и деньги в качестве аванса за посредничество. После ратификации договора со стороны Карла, Маттиоли должен был получить ещё более внушительную сумму. Несмотря на все заверения в верности и готовности завершить сделку, приблизительно через месяц европейские дворы узнают условия незаконного договора. Эстрад предоставил королю доказательство предательства Маттиоли.

       Людовику пришлось срочно отзывать свои войска, готовые вступить в город Казале, и чтобы избежать международного скандала, изолировать Маттиоли и уничтожить находящиеся при нём ратификационные документы. Когда дипломат исчез, Эстрад распустил слухи, что Маттиоли стал жертвой дорожного происшествия. (XVII век!)

       Сложно утверждать, что именно Маттиоли отправили в Пиньероль, а затем на Остров Святой Маргариты и в Бастилию, но одно можно сказать наверняка: узник существовал и маска была бархатная. Это подтверждают записи, сделанные в журнале из архивов разрушенной Бастилии. Первая запись: «Губернатор острова Святой Маргариты Сен Мар 18 сентября 1698 года вступил в должность коменданта Бастилии и привез с собой неизвестного узника в черной бархатной маске, который ещё до прибытия на остров содержался под надзором в крепости Пиньероль». И вторая запись: «19 ноября 1703 внезапно скончался неизвестный узник в бархатной маске, которого Сен Мар всегда возил с собой”.

       За три с половиной столетия человечество так и не разгадало тайну «Железной маски». Забегая вперед, скажу, что в 2015 году Национальные архивы Франции оцифровали и опубликовали неожиданно найденные документы о деятельности Сен Мара. Сотни документов опровергли некоторые старые версии, но породили новые.

       Возможно, кому-нибудь удалось выяснить подлинное имя узника в маске, но оно оказалось малопривлекательным, и его похоронили вместе с доказательствами, чтобы сохранить таинственность и неугасаемый интерес.

       В любом случае посетить остров Святой Маргариты и прикоснуться к тайне узника в «железной маске» - незабываемое удовольствие.

       === Рекомендации для путешественников: не верьте, что на острове райские пляжи! Виды действительно потрясающие, но пляжи каменистые, лучше надеть удобную обувь для прогулок, уточнить дни работы Музея и взять с собой еду и напитки. На острове Святой Маргариты нет кафе, но оборудованы площадки для трапезы со столами и лавками. В последнее время открыто два ресторанчика, но в них, как правило, заранее заказывают обеды для групп. Есть также небольшой заповедник со своей экосистемой, уникальными растениями и редкими птицами. Заповедник огорожен, его можно увидеть и сфотографировать с нескольких специальных площадок. ===

       Одного дня для осмотра острова вполне достаточно, но уплывать не хотелось. Несмотря на то, что паром направлялся в роскошные Канны, все взгрустнули и притихли. Меня же необъяснимо тянуло на соседний остров Святого Онора. Какие тайны сокрыты за его скалистыми берегами? Воображение разыгралось. Расстояние небольшое, доплыть не проблема, но представив себя выходящей из моря к монахам в мокрой одежде, я решила посетить чудный остров через три-четыре месяца. Но, как это часто случается: «Человек предполагает, а Бог располагает». Посещение состоялось, но не так, как я планировала.


Остров Святого Онора или остров исполнения желаний:
http://www.proza.ru/2019/06/24/1355