Происхождение современных кыргызов

Анарбек Усупбаев
Правдивая санжыра кыргызского народа   

Кто такие кыргызы и откуда они берут начало? Этот вопрос волнует меня уже многие годы, и я по крупицам собирал подлинные исторические свидетельства, детальные факты и материалы, которые дали бы ответ на этот вопрос. При этом как человек технического склада ума, я всегда делал упор на достоверные сведения, чтобы мои исследования вызывали доверие у читателей.
В настоящее время в Кыргызстане наблюдается большой и продолжительный  взрыв  интереса к изучению истории  кыргызского народа, написаны много книг о происхождении кыргызов и их родов, как и публикуются десятки и даже сотни хроник и санжыра.
Я думаю, что все это положительные  и закономерные  тенденции, происходящие в нашем обществе. Я тоже отношу себя к этой плеяде любителей истории  и решил поделиться с вами, уважаемый читатель, своей точкой зрения на наше древнее прошлое.  Некоторые мои умозаключения и выводы могут показаться странными и нестандартными для опредленной части читателей и могут породить споры – но это тоже хорошо, потому как в спорах, как ивестно,  рождается истина. 

Согласно известному историку, академику А.Н. Берштаму, кыргызам удалось создать государство  еще  3–м тысячалетии до нашей эры.
Древние китайские источники также подтверждают этот вывод –  как и начало  строительства Великой китайской стены, которое имело место  три тысячи лет до нашей эры, когда правители Китая стали воздвигать на северы страны  эти укрепления, чтобы защитить себя от кочевых племен и народов. Причем дается описание этих кочевников как высокорослых, светловолосых, голубоглазых захватчиков.
В записках китайского древнего историка Сыма Цзяня есть сообщение о том, что в 3 веке до нашей эры император гуннов покорил многие народы, живущие к северу от Китая – хунью, цюйше, динлинов, гян-гунов, синлилей.  Гянгунами, как известно, китайские авторы называли кыргызов.
Арабский историк Гаргези также дает описание кыргызов как светловосого и рослого народа, похожего на представителей славянских народов. А в эпоху Танской империи о кыргызах сообщается, что они проживают в западной части этой империи, что число их достигает несколько сотен тысяч, а  их войско насчитывает 80 тысяч человек. Упоминается также, что  многие воины носят в ушах кольца и украшают свои руки татуировками.
Но многие документы и источники также вносят  уточнение  о том, что современными предками древних кыргызов являются хакасы или хагясы,  коренные жители Хакасской республики в Сибири. Известный русский историк Н. Я. Бичурин также придерживался этого мнения, считая, что тянь-шаньские кыргызы, несмотря на близкое родство с енисейскими кыргызами - в языке, обычаях и образе жизни -  имеют несколько иное происхождение.
Другой историк Н. А.  Аристов в своих трудах пишет, что «древние кыргызы происходят из одного и того же корня, что и усуни».
В исторических источниках эпохи Танской империи (618 -907 гг.) есть упоминание о том, что известный китайский полководец Ли Лин в 99 году до нашей эры поступил на службу императору гуннов и что ему было поручено управлять владениями, где проживал народ хагяс.
Но примерно в то же время, как зародилась и крепла Танская империя к западу от нее, в Центральной Азии появилось государство Ту-кю (этот термин берет начало от слова т;р;к, т;р;лг;н, (значит, люди с обрезанной крайней плотью). Основу этого государства составили выходцы из Аравии, Персии, смешавшиеся с такими  кыргызскими родами, как  канды, кыпчаки, теиты, мундузы, доолосы, а также с такими народами, как  карлуки, уйгуры (сарты) и другие. Какая-то часть енисейских кыргызов и их родов также вошла в состав  этого  туркского государства.

Остальные же енисейские кыргызы(хакасы)  продолжали  сохранять тесные оттношения с китайской империей и были всегда на стороне их в  сражениях с турками и уйгурами и кыргызским родам, которые приняли  единую с ними  веру и идеологию..
В 751 году в Таласе произошло  хорошо  известное в  мировой истории сражение между Тургешским государством, основу которого составляли  племена рода кытай, в которой в этой битве ключевую роль играл подрод т;рд;ш и  арабскими колонизаторами. В этой битве туркские племена были на стороне арабов, потому что уже стали их единоверцами и чувствовали себя единым с ним народом.
Позже,  в 1141 году, в Катванской долине, в окрестностях города Самарканд основанное  племенем кытаев, китаев, киданей государство Западный Ляо (Караханиды) вновь столкнулись в битве с арабскими  завоевателями, на стороне которых вновь были тюркские племена.
В XVII веке китаи, сыгравшие решающую роль в основании Кокандского ханства, которое начало многолетнюю войну с жунгарскими (калмыцкими) захватчиками.
Как бы там ни было, во всех этих сражениях китайские правители всегда приходили на помощь как енисейским кыргызам (хагясами), так и тянь-шаньским кыргызам в борьбе  с арабскими захватчиками, которые приходили с юга  или с  калмыками, которые  наступали с Востока, в том числе и со стороны самого Китая. Этому есть только одно объяснение, которые я приводил во многих своих трудах и исследованиях  - китайские и кыргызские правители  были в тесных родственных отношениях и ключевую роль в этой  связи играл  род китаев или киданей.

Давайте, теперь обратимся к этногенезу и происхождению кыргызов. Если речь идет о енисейских кыргызах (хакасах или хагясах), то, согласно существующим древним легендам и источникам, сорок девушек из народа Кун (гун) вышли замуж за сорок юношей из народа динлины  -  их дети и потомки стали называть себя кыргызами. О происхождении кыргызов несколько иную версию дает Н. А. Аристов в «Трудах по истории и этническому составу тюркских племен», стр. 45., где ученый ссылается на  китайский источник «Юаньши», в котором говорится, что «40 девушек из племени кытай (речь идет о кыргызском племени кытаев) вышли замуж за 40 юношей из племени У-сы (U-sze), усуней, уйсунов, саруу и в результате этого союза появились кыргызы.

В состав народа динлины входили племена усуней, саруу - их в исторических трудах относят к балто-угро-финской группе племен и народов. А к гуннским народам относятся тунгусы, манжуры или, по другому, сянби, шибеи, дунху, дауры – говоря одним словом, древние монголы, татары или китаи (кидани) – все они близкородственные племена.
На древних картах кыргызы упоминаются, наряду с найманами, меркитами (бурятами), татарами – этот термин и народ происходят от  потомка гунского императора Модэ по имени Татур, есть еще чуржени (манжуры), кереиты (кертенейлер - подрод рота китай с обратным тамга-знаком,  а основателями танская империя были кидани (современные  кыргызские племена китаи), как  и империи караханидов была основана представителями другого подрода китаев по имени т;рд;ш,  ставшее называться  как государство тургешев. Все эти племена и народы были единокровными братьями и близкими родными в составе гуннов, представителями народа киданей, китаей, которые сегодня являются племенем в составе кыргызского народа.

А что касается таких племен и народов, как  кимаки, кипчаки,  уйгуры, то они относятся к туркским народам, подвергшихся сильному влиянию арабов, персов, выходцам из Индии.
Таким образом, гунны или китаи, кидани  породили как енийсейких, так и тяньшанских кыргызов и всегда поддерживали их, понимая, что они явлются самыми близкими родственниками. Надо сказать, что кидани внесли решающий вклад в основание кыргызского (хагязского) царства- великого кыргызского каганата в 840 году, как и в разгром уйгурских племен, а после, значительно позже, в победе уже тянь-шаньских кыргызов над калмыцкими захватчиками.
Вообще кыргызское гоударство как империя просущестовала не боле 100 лет.
Но племена киданей и их представители всегда были во главе многих империй и стран в регионе.
Политика идеологического противостояния СССР и Китая  привела к тому, что кыргызов и китайцов наши доморощенные историки и идеологи  хотели  представить как вековых врагов, которые постоянно враждовали и истребляли друг друга . Но ведь этого никогда не было в нашем прошлом!  Кыргызское или, точнее, гуннское племя китаев или киданей сыграло ключевую роль не только в этногенезе енисейских и тянь-шаньских кыргызов, но и древней китайской империи. Влияние киданьских императоров на Китай было столь велико, что в конце концов это государство стало называться по имени племени китай. 
Даже если мы обратимся к эпосу Манас, то в нем тоже мы обнаружим   продолжение тоже самой конфронтационной политики, которая не соответствует ни историческим реалиям, ни главным требованиям нашего времени. 
Если обратить внимании на подтвержденные исторические данные и то, что говорится в авторитетных санжыра, то выясниться, что сам наш предок Манас происходит из каракыргызов -  из рода китаева, подрода ногой. А его главный противник Конурбай, как и Алманбет, происходит из того же самого рода кытаев, но из подрода кыйра-кара.
Современные манасчы повествуют эпос Манас, как борьбу кыргызов с китайцами, но в действительности, речь идет о столкновениях между двумя лидерами из одного и того же рода, но принадлежащих разным подродам.
Но это было в общем-то обычное дело, когда кочевые племена, даже очень близкие между собой, враждовали и боролись за власть, за пастбища, земли, поголовье скота и прочее.
Правильное толкование истории позволяет не только все поставить на место, но и наладить нормальные отношения с Китаем.
Поэтому было бы правильным с моей точки зрения, если кыргызы, граждане Кыргызской Республики, именовали себя или гуннами или кытаями. Это требует сама историческая справедливость.
И тогда бы к нашему народа вернулась его истинная генетическая память и его великое прошлое, что, несомненно, помогла и нашему настоящему – наш народ почувствовал себя полным наследником гуннской империи, славных традиций киданьских царей и полководцев.
Поступить так  будет правильным не только для современного Кыргызстана и Центральной Азии, как обширного региона, откуда вышли гунны и кидани, но и для остального мира тоже.  Ведь гуннам и киданям удалось сделать то, что никогда не удавалось ни одной другой цивилизации и империи в мире – ни до, ни после них.
Гунны и кидани объединили Азию и Европу  и  создали условия  для мира и процветания во всем мире. Я уже не говорю о том, что веру в единого бога неба, как символы крест и в создании и развитии китайской, монгольской, русской, маньжурской, османской империй ключевую роль сыграли наши предки.

The true sanjyra (history) of the Kyrgyz people and its tribes

Who are the Kyrgyz and where do they come from? This question has been worrying me for many years, and I have eagerly  collected during long period of my life the real historical evidences, detailed facts and materials that would answer to this question bit by bit. At the same time, as a person with a technical mentality and graduation with good practice and skill in area of management and engineering I always focused on reliable information so that my research would inspire confidence of readers.
Currently in Kyrgyzstan we have observed growing interests for the studying of history of the Kyrgyz people: many books have been written about the origin of our nation and its  family, close and distant relatives,  dozens and even hundreds of chronicles and sanjiras (Kyrgyz traditional historical sources  in the  form of genealogy of tribes) are published.
I have got all these happenings - scientific and semi-scientific and even mostly  amateurish discussion and disputes  as the positive and natural tendencies occurring in our society.
I also considered myself belonged to this category of history lovers and its original interpretatours and decided to share with you, dear reader, my point of view on our ancient past. Some of my conclusions may looking strange, non-standard and highly disputable for a certain part of readers and tough historians and can generate lot of   controversy and outburst of disagreements,  but this is also a good and positive thing,  because in such disputes and rage, wild polemics as it is well known not only truth will born but also created a pillars of  the modern society of tolerance and  mutual respect.

According to the well-known historian, academician A.N. Bershtam, Kyrgyz managed to create a state  very long time ago  -  nearly  since 3rd millennium BC.
Ancient Chinese sources also confirmed this conclusion - as well as the starting point of beginning that massive works of many dozens of thousands people, slaves, soldiers with the purpose to create the Great Chinese Wall - its took place three thousand years before our era, when the rulers of China began to erect these fortifications to the north of the country to protect themselves from nomadic tribes and peoples -  that were, of course, being our grand forefathers which don’t like hear nothing about tolerance but all hopes and future put on their physical strengths and preparedness, on shields and sword on their hands and to strong nomadic horses on which they galloped and attacked everyone  who  not sheared  and respected such nomadic concept of life.   Moreover, the Chinese historians  gave the description of these nomads as tall, blond, blue-eyed invaders – they supposedly to be a kind of proto-European, who knows how they come into our vast Asian wilderness.
In the notes of the Chinese ancient historian Syma Jian, there is a message that in the 3rd century BC, the Huns' emperor conquered many peoples living north of China - Hunyu, Quashe, Dinlins, Gian-Guns, Sinlili. As it is known, Chinese authors called Kyrgyz as Gian-Guns.
The Arab historian Gargezi also gives a description of the Kyrgyz as a blond and tall people, similar to the representatives of the Swedish and Norwegian peoples. And in the era of the Tang Empire, the Kyrgyz are informed that they live in the western part of this empire, that their number reaches several hundred thousand, and their army numbers 80 thousand people. It is also mentioned that many warriors wear rings in their ears, lips, nostrils and decorate their hands, shoulders, chest and even face with tattoos. Yes, they undoubtedly had been the ancestors of the modern young generation of European and inhabitants of West culture.

But many documents and sources also clarify that the modern ancestors of the ancient Kyrgyz are the Khakass or Hagyas, the indigenous people of the Khakass Republic in Siberia. The famous Russian historian N. Ya. Bichurin also adhered to this opinion, considering that the Tien Shan Kyrgyz, despite being closely related to the Yenisei Kyrgyz - in language, customs and lifestyle - have a slightly different origin.
Another historian, N. A. Aristov, writes in his writings that “the ancient Kyrgyz come from the same root as usuni”.
In the historical sources of the era of the Tan Empire (618 -907) there is a mention of the fact that the famous Chinese commander Li Ling entered the service of the Huns emperor in 99 BC and that he was entrusted with the management of the estates where the people of Hagas lived.
But at about the same time that the Tang empire to the west of it originated and strengthened, the Tu-kyu state appeared in Central Asia (this term originates from the word t;r;k, t;r;lgun, (which means people with circumcised flesh). They came from Arabia, Persia, mixed with such Kyrgyz clans as Kandy, Kipchak, Teity, Mundus, Dwarfs, as well as with such peoples as Karluk, Uigurs (Sarts), etc. Some of the Yenisei Kyrgyz and their clans became a part of this turkish state.
The rest of the Yenisei Kyrgyz (Khakas) continued to maintain close relations with the Chinese empire and were always on their side in battles with the Turks and the Uighurs and the Kyrgyz clans, who adopted the same faith and ideology ..
In 751, in Talas, a battle well known in world history took place between the Turgesh state, which was based on the tribes of the kytai clan, in which the subgenus tродr иsh and the Arab colonizers played a key role in this battle. In this battle, the Turkic tribes were on the side of the Arabs, because they had already become their co-religionists and felt like one with them.
Later, in 1141, in the Katwana Valley, near the city of Samarkand, the state of West Liao (Karakhanids), founded by the Kytai, China, and Khitan tribes, again faced the Arab conquerors, on whose side were again Turkic tribes.
In the 17th century, the Chinese played a decisive role in the founding of the Kokand Khanate, which began a long-term war with the Zhungar (Kalmyk) invaders.

Anyway, in all these battles, the Chinese rulers always came to the aid of both the Yenisei Kyrgyz (khagyas) and the Tien Shan Kyrgyz in the fight against the Arab invaders, who came from the South or with the Kalmyks, who came from the East, including from China itself. There is only one explanation for this, which I cited in many of my writings and studies — the Chinese and Kyrgyz rulers were closely related and the clan of the Chinese or the Khitan played a key role in this regard.

Let's turn now to the ethnogenesis and origin of the Kyrgyz people. If we are talking about Yenisei Kyrgyz (Khakas or Khagasy), then, according to the existing ancient legends and sources, forty girls from the Kun people (gunas) married forty young men from the Dinlins people - their children and descendants began to call themselves Kyrgyz. N.Aristov gives a slightly different version of the origin of the Kyrgyz in “Works on the history and ethnic composition of the Turkic tribes”, p. 45., where the scholar refers to the Chinese source “Juanshi”, which says that “40 girls from the tribe of Kytai (we are talking about a Kyrgyz tribe of Kytais) married 40 young men from the U-sze tribe, Usuns, Uysuns, Saruu, and as a result of this union the Kyrgyz appeared.

The Dinlins included the Usun tribes, the Saruu — in the historical works they belong to the Baltic-Finno-Ugric group of tribes and peoples. Tunguses, manjurs or, on the other hand, syanbi, shibei, dunkhu, and dauri, in one word, the ancient Mongols, Tatars, or China (Khitan), all of which are closely related tribes, belong to the Hunnic peoples.
Along with the Naimans, the Merkits (Buryats), Tatars are mentioned on the ancient maps of the Kyrgyz; this term and people come from a descendant of Gun Emperor Mode named Tatur; , and the founders of the Tang Empire were the Khitan (modern Kyrgyz tribes of China), as well as the Karakhanid empire was founded by representatives of another subgenus of the Chinese named turdish, which became known as the Turgeshev state. All these tribes and peoples were single-blooded Yuns and close relatives in the composition of the Huns, representatives of the Khitan people, China, which today are a tribe in the composition of the Kyrgyz people.

As for such tribes and peoples as Kimaks, Kipchaks, Uigurs, they belong to the Turkic peoples, who were strongly influenced by Arabs, Persians, people from India.
Thus, the Huns, or the Chinese, the Khitan, gave birth to both the Yeniyan and the Tien Shan Kyrgyz, and always supported them, realizing that they are the closest relatives. It must be said that the Khitan made a decisive contribution to the founding of the Kyrgyz (Hagyaz) kingdom, the great Kyrgyz kaganate in 840, as well as to the defeat of the Uigur tribes, and then, much later, in the victory of the Tien Shan Kyrgyz over the Kalmyk invaders.
In general, the Kyrgyz state as an empire did not exist for more than 100 years.
But the Khitan tribes and their representatives have always been at the head of many empires and countries in the region.
The policy of ideological confrontation between the USSR and China led to the fact that our homegrown historians and ideologues of the Kyrgyz and Chinese wanted to be imagined as age-old enemies who constantly feuded and exterminated each other. But this has never happened in our past! The Kyrgyz or, more precisely, the Hun tribe of the Chinese or the Khitan played a key role not only in the ethnogenesis of the Yenisei and Tian-Shan Kyrgyz, but also in the ancient Chinese empire. The influence of the Khitan emperors on China was so great that in the end this state began to be called by the name of the China tribe.
Even if we turn to the epic Manas, we will also find in it the continuation of the most confrontational policy itself, which does not correspond to either the historical realities or the main requirements of our time.
If you pay attention to the confirmed historical data and what is said in the authoritative sanzhyr, then it turns out that our ancestor Manas himself comes from the Karak;rgyz people - from the genus of the Chinese, a subgenus of the foot. And his main opponent Konurbay, like Almanbet, comes from the same kind of Kytai, but from the subgenus kyyra-kara.
Modern Manaschi narrate the epic Manas, as the struggle of the Kyrgyz with the Chinese, but in reality, we are talking about clashes between two leaders of the same clan, but belonging to different subgenera.
But it was, in general, a common thing, when nomadic tribes, even very close to each other, feuded and fought for power, pastures, land, livestock and so on.
The correct interpretation of history allows not only to put everything in its place, but also to establish normal relations with China.

Therefore, from my point of view, it would be correct if the Kyrgyz, citizens of the Kyrgyz Republic, called themselves either Huns or Kytays. This requires historical justice itself.
And then his true genetic memory and his great past would return to our people, which undoubtedly helped our present - our people felt themselves to be the complete heir to the Hunnic empire, the glorious traditions of the Khitan kings and generals.
Doing so will be correct not only for present-day Kyrgyzstan and Central Asia, as a vast region from which Huns and Khitan come from, but also for the rest of the world too. After all, the Huns and the Khitans managed to do something that had never been possible for any other civilization and empire in the world, either before or after them.
The Huns and the Khitan united Asia and Europe and created the conditions for peace and prosperity throughout the world. I'm not even talking about the fact that faith in the one god of heaven, as symbols of the cross, and in the creation and development of the Chinese, Mongolian, Russian, Manchurian, Ottoman empires, our ancestors played a key role.