Чага

Вадим Светашов
Чага.

          Последние дни ноября, но снега ещё нет. Что-то я давненько такого не припомню. Правда, в течение  месяца несколько раз выпадал, но больше двух суток не лежал. Вот и сегодня приморозило, минус пять, на небе ни облачка, но солнце совсем не греет. Наконец-то собрался сходить за чагой. Ещё летом, собирая грибы, заприметил три чаги в пределах километра от дома. Некрупные, но мне на год хватит, а дольше их хранить не рекомендуют.
          Берёзовый гриб чага – паразит из трутовиков. Споры гриба, попадая на пораненный ствол дерева, прорастают. Триб постепенно разрастается как вглубь ствола, так и наружу,  питаясь соком дерева и разрушая древесину. Поражаются обычно березы (потому его называют берёзовым грибом), но иногда чага встречается на стволах ольхи, рябины и клёна. Снаружи гриб представляет собой твёрдый нарост чёрного цвета и неправильной формы с многочисленными трещинами. Чем глубже, тем более меняется цвет гриба, от тёмно-бурого, до светло-коричневого с белыми прожилками. Меняется и его прочность до совершенно рыхлой. В медицине чага используется как противоопухолевое и противогастритное средство, а также при лечении язвы желудка. Применяется в виде отвара и чая. Сибирские охотники используют его постоянно, как обезболивающее  и тонизирующее средство.
          Это, так сказать, было лирическое отступление. Продолжу свой рассказ… взял я, значит, рюкзак, топорик и отправился в лес. Иду, по сторонам поглядываю,  под ногами гремит замёрзшая листва. И тишина, аж в ушах звенит. Ни стука дятлов, ни писка синичек гаичек. Даже как-то непривычно…
          Беляка я заметил издали: до него было метров 50-60 прямо по курсу следования. Что это именно заяц, а не какая-нибудь берёзовая чурка или брошенный пакет, подсознательно определил сразу же. Сказался длительный опыт охотника. Чтобы не спугнуть косого раньше времени, я изменил направление движения, не меняя его темп. Теперь я шёл под углом к лёжке, как-бы постепенно удаляясь от лёжки, и не глядя на него прямо.
Когда проходил мимо, скосил глаза.  Совершенно белый заяц, лежал, сжавшись в плотный комок, прижав к спине уши. Даже глаза были прикрыты. И всё же он напоминал плотно сжатую пружину, готовую распрямиться в доли секунды. Злые шутки порой шутит природа над животными.
         Все три берёзы с чагами долго разыскивать не пришлось, так как хорошо запомнил их расположение. Только оказалось, что не мне одному нужен был берёзовый гриб. Одну чагу кто-то аккуратно вырубил, не затронув самую рыхлую внутреннюю часть. В медицинских целях она бесполезна, зато будет продолжать расти и лет через пять вырастет в полноценный гриб, если дерево до этого не погибнет. Я так же, соблюдая все предосторожности, вырубил оставшиеся два гриба, уложил в пакет, и в рюкзак. Мне их вполне достаточно, а сюда я ещё надеюсь со временем вернуться. Хотя, конечно, выросшие новые грибы могут достаться и не мне. Теперь осталось дома протереть плотную массу гриба на крупной тёрке и полуфабрикат лесного чая готов.
          Возвращаясь, опять прошёл мимо заячьей лёжки, только с другой стороны и ближе. Никто косого не спугнул, он лежал в  той же позе. И всё-таки нервы заячьи не выдержали. За спиной я услышал металлический шорох листьев. Пропустив меня, заяц удирал подальше от этого неспокойного места.
          Уже на выходе из леса заметил белку, копошащуюся в мёрзлых листьях под кустом. Она тоже меня увидела и кинулась к сосне. Но белка, видимо была молодая, потому, что не поднялась высоко в крону дерева, а добралась только до первого сучка. Старые, опытные зверьки, обычно прячутся за ствол, и наблюдают, лишь выставив из-за него голову. А эта уселась поперёк сучка в трёх метрах надо мной и принялась цокать, подёргивая при этом пушистым хвостом. Так она выражала своё неудовольствие. Белка действительно оказалась первогодком и ещё не успела окончательно перелинять. Рыжую шубку сменила на серебристо-серую,  а рукавички, носочки и шапочка оставались летними, рыжими. Не отросли и кисточки на ушках. Мне стало интересно, чем это белка занималась? Заглянул под  куст. Так вот в чём дело! Она грызла мёрзлую сыроежку, да так увлеклась, что опасность поздно заметила, хотя шума от меня было немало.
          В целом походом я остался доволен, к тому же по пути нарезал берёзовых веток на хорошую метлу. Будет с чем встречать снежную зиму.