Интервью

Ольга Широких
Беседовал Андрей Широких (сын)

На фото - встреча с пенсионерами из села Мильково.  За столом Ольга Широких

"Экономическое образование не мешает открыть в себе писателя".

19.06.2019 г.
 

На Камчатке живёт много интересных людей. Для того, чтобы взять интервью у одного из них, мне не пришлось никуда ехать. Потому что речь пойдёт о моей маме, члене Союза писателей России, Ольге Николаевне Широких. На нашем полуострове ежегодно  выпускается  сборник «Камчатка». В нём я регулярно вижу мамины рассказы, повести и стихи. Воспользовавшись тем, что появилась свободная минутка,  я решил взять интервью по всем правилам.

– Ольга Николаевна, добрый день. Как вы считаете, писателями рождаются или становятся?

– Думаю, что становятся, но при наличии  необходимых данных. Почти все пишущие люди предпринимали  свои первые попытки взяться за перо ещё в детстве. Потом нередко прекращали. Позже возвращались к этому занятию. Писательский труд подразумевает большое трудолюбие, поиск новых знаний, впечатлений, расширение кругозора. 
Со временем к писательству развивается необъяснимая тяга. Она не зависит от материального вознаграждения за труды. Бывает и так,  что хочется бросить этим заниматься. Однако, вдохновение  «подбрасывает» тему. Глаза загораются и всё….

– Писательство – это  ваша основная деятельность или второстепенная?

– Конечно, второстепенная. Как я уже говорила, денег на литературном творчестве не заработаешь, это, скорее, хобби и способ самореализации. В обычной жизни я работаю специалистом по договорной работе. Это тоже немного литературная деятельность.

– Как вы начали писать? Что давалось сложнее всего?

– Стихи  я начала писать классе в третьем. Они были детскими, про конфеты, Деда Мороза. В шестом классе пыталась написать фантастическую повесть о жизни на Марсе. Но бросила эту затею, потому что выявился недостаток элементарных знаний про атмосферу, марсианские сутки.
Наверное, в процессе становления любого автора сложнее всего – это научиться рассуждать и иметь своё мнение. А для этого нужно много знать. Однако и тут стало легче. С появлением  электронных ресурсов стала доступна любая информация.

– Что подтолкнуло вас к серьёзному творчеству?

– В определённый момент, а случилось это к тридцати годам, у меня накопилась приличная подборка стихотворений, которые я  рискнула отнести  тогдашнему председателю регионального отделения Союза писателей России, Евгению Валериановичу Гропянову.
Он изучил мою тетрадку, после чего спросил: «А вы прозу писать не пробовали?»
Я ответила, что не имею такого опыта. На что Евгений Валерианович  посоветовал вспомнить какой-нибудь  интересный случай из жизни и попытаться  изложить. В результате родился мой первый рассказ «Киевский торт», который  напечатали в литературном развороте газеты «Три брата». Рассказы постепенно подросли до повестей. Теперь осталось только осилить романы.

– Какие люди ещё повлияли на ваше становление, как писателя?

– Безусловно, это Александр Александрович Смышляев, нынешний председатель регионального отделения Союза писателей России, писатель, геолог, краевед. Он даёт много практических советов, помогает издавать книги писателям Камчатки,  многое делает для развития писательства на полуострове, является автором издания «Популярная история Камчатки от древности до 1917 года» и множества других колоссальных трудов. Огромную работу по изданию исторических документов проводит заместитель председателя,  Сергей Витальевич Гаврилов, преподаватель, доцент кафедры ЭУЭС, краевед, который освещает тему истории судоходства, развития торгового и рыбного портов г. Петропавловска-Камчатского. Несомненно,  эти люди  повлияли на моё становление. Я восхищаюсь той самоотдачей, с которой они работают. Они являются для меня примером. Остаётся только удивляться, где они черпают силу и творческую энергию.

– Кого бы вы могли назвать лучшим поэтом Камчатки?

– Из камчатских поэтов я отмечаю творчество Ольги Шишковой, она пишет исторические поэмы о Камчатке, охватывающие период  с появления на полуострове казачества по наше время. Ею проводится  кропотливая работа с  архивными  источниками, которые ещё нужно отобрать и перевести в стихотворный слог. Поэма «Молчание Камчатки» не может никого оставить равнодушным.  Я рада, что лично знакома с Ольгой Шишковой.

– Кого вы на данный момент считаете своим конкурентом в творчестве?

– Дело в том, что коллег по литературному цеху  я не рассматриваю как конкурентов. Мы все создаём творческий продукт, многогранный, индивидуальный, в зависимости от того, кто в какой области силён. Все мы – часть одного целого. Каждый раз я радуюсь их  творческим успехам и удачам.
 
– А всегда ли у вас бывает вдохновение? Многие жалуются, что его никак не поймать.

– А зачем ловить то, что ловле не поддаётся? Раньше, когда я ездила на работу в автобусе, вдохновение часто посещало меня во время поездки. Так произошло с одним рассказом. Увидела из окна вывеску «Шпилька». И подумала, что это название можно отнести как к тонкому каблуку, так и к парикмахерскому приспособлению для волос. Так и родился рассказ о вечной борьбе бывших мужа и жены, сапожника и парикмахера, которые, не сговариваясь, назвали свои салоны одинаково. В честь единственного сына, Сашеньки.  Устав от вечной путаницы, бывшие супруги  решили исправиться и придумали новое оригинальное название: «Шпилька».
На самом деле, автобус – это кладезь впечатлений. Именно в автобусе у меня родились рассказы «Знакомое лицо» и «Ну вы и спите». Так что, советую всем  начинающим авторам черпать вдохновение в автобусах!

– Тогда ответьте на вопрос: какое из своих  произведений  вы считаете самым удачным?

– Это сложный вопрос…  Я бы отметила рассказ «Рубиновые серьги». Он мистический и при этом современный. Удались повести «Подкидыш», «Труженица - пчёлка». А в безусловных фаворитах у меня  детская книжка «Приключения Ладушки».

– Именно Ладушка сделала вас любимицей камчатских детей. Вас стали регулярно приглашать в библиотеки на встречи с ребятами.  А как возник образ Ладушки? Есть ли у неё прототип?

– Да, придётся раскрыть тайну. У Ладушки действительно есть прототип. Это моя бывшая сотрудница с очень добрым характером. Она умеет дружить, для неё не существует никаких трудностей, и все эти качества сочетаются с добродушным и отзывчивым характером. Кстати, зовут её Лада.  Моя книжная дочь Ладушка во многом похожа на неё: находчивая, добрая, умная,  придумывает, как спасти  родное селение от  разных напастей. Селение называется «Вокруг-да-около», так как попасть туда могут только волшебники и колдуны. Простые люди бродят вокруг да около, не имея возможности пройти в селение. Главная героиня Ладушка появилась у бездетных родителей из горки оладушков. Вот её и нарекли – Ладушка из оладушка.

– Кроме писательства вы чем-нибудь ещё увлекаетесь?

– Люблю рисовать,  это увлечение помогает иллюстрировать свои книжки.
 В 2019 году выйдет сборник из пятнадцати сказок «Приключения Ладушки» с моими картинками. 

– Можете ли вы назвать другие свои публикации?

– С удовольствием.
Рассказ «Рубиновые серьги» в сборнике «Камчатка», 2007 г.;
Рассказ «Ну вы и спите!» в альманахе «Земля над океаном», 2013 г;
Рассказ «Парад планет» в сборнике «Камчатка», 2015 г.;
Детская книжка «Девочка Ладушка и колдунья Карага», Издательство «Новая книга» 
г.   Петропавловск-Камчатский, 2014 г.;
Книга  повестей  и рассказов «Знакомое лицо», Издательство ООО «МАКС-ПРИНТ»
г.  Воронеж,  2015 г.;
Рассказ «Картина» в сборнике «Камчатка», 2018 г.;
Публикации рассказов в литературном развороте газеты «Три брата» и «Новая книга»
за период 2005 – 2018 гг.

– Впечатляет. Расскажите о своих творческих планах.

– В планах у меня работа над проектом «Земля Изумляндия». Это будет детский журнал для камчатских детей, где я выступаю в роли главного редактора. Готовим первый выпуск. Такое издание давно было нужно организовать на Камчатке, чем я и занялась с большой самоотдачей. Журнал позволит раскрыть людям  творческий потенциал,  поможет не залёживаться интересным материалам в столах. При этом, корреспондентом  журнала может стать любой житель полуострова. Достаточно, чтобы его материалы были познавательными, увлекательными, соответствовали возрастной категории от 8 до 13 лет и не носили негативной окраски. В редколлегии  журнала только увлечённые, грамотные люди: писатели, художники, библиотекари. Это крайне интересный проект.

– Что бы вы могли пожелать начинающим писателям, чтобы они не замкнулись на своём творчестве, побоявшись показать свои работы?

– Не бойтесь выражать мысли и казаться  на фоне именитых писателей недостаточно профессиональными. У начинающих писателей большой потенциал. Если хотите добиться высот, то мой вам совет: не обижайтесь на критику. Не думайте, что один отказ в принятии ваших работ – это крест на вашей творческой судьбе. Приносите работы в отделение Союза писателей, в журнал «Земля Изумляндия», проявляйтесь! Иначе, как вас заметят? Удачи вам!

Беседовал Андрей Широких.

От автора:
            /Копирование текста запрещено/.