Татьяна Яблонская.Хлеб. 1949 холст, масло. 201 ; 370 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Татьяна Ниловна Яблонская ( 1917 — 2005) — советская и украинская художница, Народный художник СССР (1982), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1950, 1951), Государственной премии СССР (1979) и Национальной премии им. Т. Шевченко (1998), Герой Украины (2001).
Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье художника, графика и преподавателя словесности Н. А. Яблонского.
В 1928 году семья переехала в УССР в Одессу, а в 1930 году — в Каменец-Подольский, затем в Луганск, где Яблонская окончила семилетку и поступила в Киевский художественный техникум. После его ликвидации становится студенткой живописного факультета Киевского художественного института(мастерская профессора Ф. Г. Кричевского).
На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных всеукраинских, всесоюзных и международных выставках, среди которых самые значительные:
1956 — XXVIII Международная художественная выставка в Венеции (биеннале);
1958 — Всемирная выставка в Брюсселе.
Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, Киеве, других городах.
После эвакуации во время войны Татьяна вернулась с семьёй в Киев.Жила семья при этом в коммуналке. Родилич сь дочери Лена и Оля. Муж вскоре после возвращения подал на развод (говорят ревновал к славе Татьяны).
А на картинах художницы — упоение миром, упоение солнцем, радость детству дочерей. Самая характерная картина — «Перед стартом», где художнице (или зрителю?) улыбаются и машут, обернувшись, дети. Они счастливы, потому что кругом друзья и сейчас они будут бегать на лыжах, потому что они юны и потому что погода прекрасная. Вот так на жизнь смотрела и Яблонская.
После лета в колхозе Яблонская представляет полотно — «Хлеб». Крестьянки, одетые в украинские юбки, одна в вышиванке — чтобы выразить их говор, их манеры, потому что речь на полотне не передашь. Так-то ходили колхозницы в юбках обычных, гладких. Пейзаж закрыт длинным стогом сена, чтобы живописностью не отвлекать взгляд. И главное на картине — золотые зёрна, заполняющие весь передний план, светящиеся солнцем, летом, вольными полями, в которых выросли. И — смеющийся взгляд девушки, засучивающей рукава. Чему она радуется? Может, и хлебу.
Картина едет на международные выставки, оказывается на почтовых марках. В ней на этот раз ни грамма импрессионизма, чистейший реализм. За картину Яблонская получает Сталинскую премию и тратит её на пять ситцевых платьев и моторную лодку.
Яблонская чиновников учитывает (хотя про их умение воспринимать живопись всё, не стесняясь, высказывает) и показывает им теперь специально откладываемые «гладкие» работы, а остальное рисует уже для себя. Её выставки проходят за рубежом, а она совершает поворот и в личной жизни. Работая в Ереване — конечно же, вся в восторге от армянской школы живописи — влюбляется в местного художника, Армена Атаяна. Выходит за него замуж, рожает дочь Гаяне. С Арменом она тоже потом рассталась. Как и с Отрощенко — оставшись в хороших отношениях. Не любила Яблонская ссориться.
Тридцать пять её картин хранится в Третьяковской галерее. Бесчётное количество — в частных коллекциях в Европе и США. Появляясь на аукционах, они расходятся за десятки тысяч долларов. Ей поставили памятник в Черниговской области.
Но важнее другое её наследие. Дочь Лена — художница. Внук Зангар Арсенович — художник. Картины дочери Ольги — художницы (к сожалению, Яблонская пережила её на шесть лет). Дочь Гаяне — художница. Внучка Ирина Атаян — художница. Когда талант умножает себя в этом мире — это ли не чудо?
В 1999 году, Татьяна Яблонская была прикована к инвалидному креслу Её разбил инсульт, отнялась правая половина тела, передвигаться без коляски не выходило — переучилась на левую руку, перешла на пастель, обрела новый стиль и рисовала дальше. Последнюю картину нарисовала за день до смерти.
Яблонская завершила дни своей жизни 17 июня 2005 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.