Отвлечённые размышления насчёт писателя С. Минаева

Иван Левитский
  Вчера вечером завершил читку свежего романа новомодного российского писателя. Называется – «The тёлки». Автор – Сергей Минаев. В свободной продаже у нас его ещё нет. Да если бы и был, то я бы не приобрёл. Денег жалко. Потому скачал произведение из Всемирной паутины. Прочитал за день. Не то, чтобы жутко увлекательно и прямо невозможно оторваться – просто дикий литературный голод, отвратительная погода на улице, да куча свободного времени из-за сломанной по-пьяни ноги.
  Итак, удовлетворяя чужое любопытство, я готов поделиться своим субъективным мнением насчёт сей книги в частности и творчества её автора в целом. Не буду лукавить: роман вполне читабелен. К тому же он значительно выигрывает в сравнении с дебютным Минаевским опусом под названием «Духless». Потому как «Духless», представляя собой откровенный плагиат переложенного на российскую действительность Фредерика Бегбедера, тянет лишь на примитивное чтиво с полнейшим отсутствием смысловой нагрузки, а в «The тёлках» уже всё-таки начинают прослеживаться и незатейливая интрига и мало-мальски закрученный сюжет. В связи с чем, стоит отдать должное автору - налицо рост писательского профессионализма. Нельзя также не отметить и поразительную работоспособность Минаева: свои новые бестселлеры он штампует с завидной регулярностью. Вообще, формула внезапного успеха Сергея Сергеевича, как мне кажется, предельно ясна. Правильно поданный пиар, огромные тиражи, грамотная торговая реализация – под таким аппетитным соусом будет съедено практически любое литературное произведение. Добавьте сюда не беспочвенные слухи о «кремлёвском госзаказе» и временную актуальность выбранной темы. Вот вам и весь секрет Полишинеля.
  Теперь давайте бросим беглый взгляд на целевую аудиторию благодарных читателей «Духlessа» и «The тёлок». В большинстве своём это молодые люди в возрасте от 20 до 40 лет. Я бы даже сказал:  «продвинутые» молодые люди. То есть все те, кто лезет вон из кожи в глупом стремлении приобщиться к пафосной светской жизни, бурлящей в столичном мегаполисе. Именно на них, этих жалких попугаев, ориентирован в первую очередь Минаевский «путеводитель по модным Московским тусовкам». Они же, вероятно, и делают основную кассу бестселлеру, как покупатели. 
  Мне не хочется глубоко и подробно анализировать «The тёлок». На классику книга явно не тянет. Поэтому я лучше попытаюсь высказать общее впечатление от прочитанного. Если отбросить в сторону блестящую мишуру гламура, то можно увидеть, что Минаев довольно правдоподобно изображает жизненную позицию современного молодого поколения. Вернее, абсолютное её отсутствие. Оглянитесь: сколько вокруг нас людей, похожих, как две капли воды, на героев «The тёлок»! Они также неприкаянно шатаются по ночным клубам различных городов, «жрут» алкоголь вперемешку с наркотой и занимаются механическим ни к чему не обязывающим сексом параллельно с несколькими партнёрами. Причём, их даже не десятки и не сотни тысяч, а целые миллионы! Нынешняя молодежь, зомбированная СМИ, в погоне за внешним лоском теряет внутреннюю духовность. Вечные нравственные ценности вытеснены алчным Золотым Тельцом. Ради дутого престижа молодые люди понабирали в банках да магазинах кредиты, но им совершенно невдомёк, что рано или поздно за всё придётся платить. Вот о чём между строк повествует книга Минаева. И я, несомненно, ставлю её автору за данный посыл большой жирный плюс.
  В минус, пожалуй, следует отнести то, что роман уж слишком перенасыщен английскими словами и тусовочным сленгом. Кокос, фейк, экспат, фьюжен – неподготовленный читатель будет пребывать в неведении до тех пор, пока не соизволит заглянуть за справкой в словарь. Режет глаз и описание любого нового персонажа. Оно выглядит, как рекламный буклет какого-нибудь бутика. Лично у меня просто скулы сводит от перечисления всевозможных брендов, коими персонаж предпочитает пользоваться. В этом компоненте бывший менеджер среднего звена Минаев местами даже переплюнул бытоописательницу рублёвских нравов Оксану Робски. Читая про обеды в фешенебельных ресторанах, езду на дорогих автомобилях и отдых в модных ночных клубах, ты невольно задаёшься риторическим вопросом: «существует ли, вообще, человеческая жизнь за МКАДом?» В конце книги выясняется, что всё-таки существует. Только навряд ли бежавший без оглядки из столицы главный герой повествования сможет в ней адаптироваться.
  Подводя итог своим отвлечённым размышлениям, я скажу следующее: мне понятны хвалебные отзывы о творчестве Минаева и также отчасти понятна негативная критика в его адрес. Но главное то, как раз, не в этом. Главное заключается в том, что произведения Сергея Сергеевича никого не оставляют равнодушными. А значит, кем бы он ни был – талантливым прозаиком или ловким конъюнктурщиком, Минаев имеет право быть.
               
                2008 г.