Жаркое лето 2064 года

Юлия Счастливенко
ЖАРКОЕ ЛЕТО 2064 или СОВЕТЧИКИ

Лето 2064  года выдалось сухим и жарким, зной высушивал и окрашивал в неприглядно-жёлтый цвет скудную степную растительность, а страдающая от жажды земля местами потрескалась в кривом оскале бездождья. И хотя прогресс зашёл уже дальше некуда, но как устанавливать погоду по желанию, никто так и не догадался.
Четверо шестнадцатилетних подростков, одинаково одетых и стриженых, шли по полю, периодически они останавливались, чтобы попить воды и поругать идущего впереди высокого и худого парня в белой панаме.
-Ты достал уже, - грубо обратился плечистый и накачанный загорелый парень к худому. -Зачем мы вообще вышли за периметр? Скоро обед. Мне нельзя его пропускать, у меня спецпитание, нельзя терять мышечную массу.
-А ты задолбал своими мышцами, - также грубо, но потише возмутился третий паренёк (худощавый и низкорослый). - Решили найти дуб, значит нужно найти.
-Мальчики, не ссорьтесь, - раздался четвёртый, самый высокий и нежный голос, принадлежащий девушке. -Раз, Юра говорит, что тут недалеко растёт настоящий дуб, давайте найдём его. Ведь у нас в городе нет ни одного дерева, всё закатано в асфальт, кустарники и трава не в счёт. Тем более Юра говорит, что этому дубу несколько сотен лет. Интересно мы сможем обхватить его руками?
-Вот, ты Лия, смешная, - подмигнул ей качок. - Хочешь дерево обнять, зачем оно тебе сдалось? Ты лучше мой бицепс обхвати, вот это мощь!
-Эх, Коля, - покачала головой девушка. - Сразу видно, что у тебя 4 класса образования и спорт.школа каждый день.
-А что тут плохого? - обиделся парень. - Меня готовят в спец войска. Зачем мне ваше образование? Вот Севке (он показал на низкорослого паренька, плетущегося позади) нужно и школу и ВУЗ заканчивать, он из рода технократов. Его родители работают в Системе, и ему всю жизнь программированием заниматься. Юрка вот в этом году девятый закончит и его ИИ (искусственный интеллект) в техникум на овощевода запишет. Он же помешан на всех этих растениях. А тебе после девятого одна дорога — в школу матерей.
- Да, ИИ, уже сообщил мне об этом. По всем своим характеристикам (интеллекту, физической форме и другим параметрам) я идеальная женщина-мать. Мне ИИ уже подыскивает партнёра. Правда до этого ещё два года. Но ИИ никогда не ошибается и по моим характеристикам подберёт мне идеального мужа, с которым у нас будут здоровые дети.
-Что то грустно ты это сказала, - подал голос рыжеватый и тщедушный Сева из клана технократов. - Ты недовольна Системой?!
-Что ты, что ты? - испугалась Лия. - Я всем довольна. Но иногда внутри поднимается какая-то тоска и мне кажется, что мы что-то делаем не так. Чего то не хватает в нашей жизни...
-Чего тебе не хватает? - неожиданно возвысил голос Сева. - ИИ заботится о нас. У всех есть встроенные Советчики, они отслеживают состояние твоего здоровья, предупреждают об опасности, анализируют потребности и желания. Я не представляю, как люди раньше жили без помощи Советчиков?
-Прадед говорил, что они были всегда, - подал голос Юра-искатель дуба. - Просто раньше их называли «Окей Гугл» или «Алиса». Но это были первые модели Советчиков. Потом их стали встраивать в чипы. И сейчас они работают уже не только от голоса, но и улавливают мысленные просьбы. Правда такие крутые модели не у всех.
-У меня такая, - встрял Сева. - У меня вживлён чип прямо в череп. Я  мысленно задаю нужный мне вопрос и получаю на него ответ. Кстати, мой Советчик говорит, что надвигается гроза, она начнётся через тридцать две минуты. И нам навстречу через пять минут выбежит коричневая дворняга, но её не стоит бояться, она чипированная и привитая.
-Везёт, тебе, Севка! - искренне позавидовал Колян. - А у меня чип вживлён в кисть руки и мысленные команды не понимает, приходится их озвучивать. Самый позорный чип у Лии, она по старинке носит его в ухе, как серёжку.
Вся троица рассмеялась.
-Ну и что, девочкам разрешено так носить чипы.
-Но это ведь неудобно и опасно, - решил просветить Сева. - У тебя могут сорвать серёжку, ты можешь её потерять. Как тогда жить? Ты ведь полностью потеряешься в этом мире!
-А мне прабабушка говорила, что раньше жили и без чипов. И люди чувствовали себя счастливыми, свободными, а прадед даже мог решать задачи и примеры в уме.
-Как это в уме? - не понял Колян. - Мой прадед говорил, что считал всё в смартфоне — такая штука, её в руке носили и тыкали пальцем в экран, чтобы получить ответ.
-Ум- это какая-то встроенная вещь. Он находился в черепной коробке, - подал голос Юра-овощевод.
-О, - удивился Колян,  - оказывается и раньше были встроенные технологии.
Некоторое время шли молча. Жара усиливалась. Из ближайших кустов показалась дворняга, она быстро пробежала мимо ребят, не обращая на них внимания.
-Вот видишь, как хорошо, что Советчик предупредил нас о ней, - обратился Сева к девушке. - А если бы у нас не было чипов, вот что бы ты делала? А вдруг собака бешеная? А вдруг злая или голодная?
-Сева, я бы накормила её и приласкала. А если бы она меня покусала, то сделала бы прививку. А так совсем неинтересно жить. Всё знаешь наперёд. Мне ,например, мой Советчик уже три раза пискнул в ухо, что надо возвращаться — гроза. А я не хочу домой. Наконец-то выбрались за город. Хочется побыть на природе.
- Я возвращаюсь, - прервал её Сева. - Мой Советчик говорит о высоком уровне опасности. Во время грозы может прерваться сигнал от ИИ, и мы будем беззащитны. Я домой. Кто со мной?
-Мне тоже пришёл сигнал — возвращаться, - вздохнул Юра. - Но по данным Советчика до дуба осталось пятьсот метров. Я уже вижу лес впереди — я не вернусь.
Сева оглядел присутствующих, махнул рукой и быстро зашагал по направлению к городу.
-Эти технократы, как роботы, - вздохнул Колян. - Они не могут ослушаться Систему. Хорошо, что мне ИИ только 4 класса отсчитал учиться, вот бы я мучился сейчас в девятом классе. А мне прадед говорил, что раньше всех заставляли учиться минимум девять лет. Зачем так издевались над детьми?
-Видимо, раньше не было такой совершенной системы анализа человеческих качеств, вот все и учились.
-А моя пра говорила, что раньше была любовь, - улыбнулась Лия. - Люди женились по любви, сами выбирали себе пару и заводили деток.
-Любовь — плохая вещь, - не поддержал девушку Юра. - У меня вот бабушка умерла, а дед весь извёлся — второй месяц сохнет. Папка хочет отвезти его на перепрограммирование. Сейчас через чип можно ввести программу-стиратель и она сотрёт ненужную инфу. Если у него стереть память о жене, он забудет о её существовании и не будет грустить. А то ноет. И похоронить не дали, и тело сожгли. Какие-то байки рассказывает, что во времена его детства тела в домах держали, что-то читали над ними, а потом закапывали. Но я в эти сказки не очень верю. Зачем держать отжившую вонючую плоть в доме?
-Твой дед правду говорит! - сказала Лия. - Мне дед рассказывал, а ему его дед — так и было. Читали Псалтырь, отпевали, хоронили в гробах в землю и ходили на могилы, плакали над умершими. А потом всё стало ускоряться: дома тела уже не держали, молитвы над ними не читали, стали сжигать и выдавать урны.
-А сейчас и вовсе всё просто. Почувствовал себя плохо. Чип передал сигнал на станцию Скорой помощи. Они, если могут, дистанционно тебя лечат. А если нет — приедет машина и заберёт в больничку. А оттуда два пути: или домой или в крематорий. Родственникам потом сообщат. Хотя урны сейчас  не все люди забирают. А зачем? Так, мусор лишний!
-Мы как-то не так живём! - с горечью воскликнула Лия и воздела руки к покрывающемуся тучами небу. - Мы что-то безвозвратно утратили. Я не могу понять что, но это было утеряно в период между страной Советов и эрой Советчиков. Мои родственники говорят, что в этот период стали возрождаться церкви, люди стали молиться, но потом что-то произошло. В учебниках истории этот период не описан никак. Как будто его и не было вовсе.
-А я почему пошел дуб-то искать? - подал голос Юра. - Я ведь тоже этим вопросом заинтересовался. И мне подсказали, что всё началось с падения маврикийского дуба. Вот мне и захотелось найти хотя бы один дуб и посмотреть на него вблизи.
Ребята замолчали. Подул сильный ветер, начали срываться единичные капли дождя, небо почернело, раздались первые раскаты грома.
-Может вернёмся? - неожиданно испуганно спросил Колян.
-Нет, - помотал головой Юра. - Мой Советчик говорит, что до начала грозы мы не успеем добежать до города. Пойдёмте в сторону леса.
Внезапно погода резко ухудшилась, дождь полил быстро и хлёстко, загрохотало со всех сторон. Советчики перестали работать и подростки заметались, не зная, что предпринять
-Бежим под дерево, - закричал Колян и со всех ног бросился к ближайшему дереву. Но не добежав до него нескольких метров, в ужасе отпрыгнул. В дерево попала молния, и оно загорелось.
-Я вижу вдалеке какое-то здание, - крикнула Лия, указывая на небольшое строение на опушке леса.
Ребята побежали. Уже подбегая, они заметили на крыше избушки крест. Дверь была не закрыта. Они забежали внутрь. Там было пусто и сухо. Захлопнув дверь, ребята повалились на пол, выстланный сухой соломой. Промокшие насквозь они стали пытаться закопаться в солому, которую щедро насыпал тут предыдущий хозяин. За окном всё так же сильно лил дождь, но грохотало поменьше, грозовой фронт уходил в сторону.
-А она-а-а как вспыхнет, - заикался Колян. - Я к-а-а-ак отпрыгну. Ну, а что, я же не знаю, что делать. Советчик вырубился, ничего не говорит, а я сам откуда знаю, что делать?
-Вот в том то и беда, что мы без них — ничто! - сказала Лия. - Полностью на них полагаемся, а сами уже совсем ничего не соображаем, стали марионетками у ИИ.
-Э, ты потише говори, - испугался Юра. - Мне говорили, что ИИ все разговоры записывает и передаёт в Систему. Лучше молчи!
-Не буду! - вдруг взбунтовалась Лия. - Надоело всё! Живём как скоты, умираем, как скоты. Прадед говорил, что стремление к комфорту и безопасности сгубило человека. Мы обрели и то  и другое, а себя потеряли! За нас всё решает ИИ, мы без Советчиков и шага не ступим. Раньше они были нашим приложением, а теперь мы являемся их приложением. Это же страшно!
-А что это у тебя за спиной? - указал рукой в угол Коля.
Лия повернула голову и увидела иконостас. Видимо когда-то тут был молельный дом. В ряд стояли иконы Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца. Лия загляделась на образ Девы Марии и утонула в её глазах. В ней проснулась генетическая память. Она подползла к иконам и стала рыдать, сама не зная о чём. Но так горько, что парни смутились и замолчали. Потом Лия встала с колен и прислонилась щекой к иконе Спасителя. Она тут же почувствовала сильное жжение в ухе, в которое был вставлен чип. С яростью она стала выкручивать устройство из уха. У неё это получилось. Скинув чип, обагрённый несколькими каплями крови, она опять встала на колени и стала молиться своими словами, прося возвращения разума и милости Божией.
Тем временем гроза закончилась. Коля и Юра вышли из дома. В лесу было жарко, но не душно. Отойдя несколько метров от строения, они почувствовали, что заработали Советчики. Обоим парням пришёл сигнал, немедленно возвращаться в город.
-Ой, смотри, здание-то с крестом! - указал на крышу Юра. - Нам ведь нельзя в такие заходить. Эти крестообразные антенны глушат и искажают сигнал от ИИ, и угораздило же нас сюда попасть. Я думал, что таких строений уже нигде не осталось!
-Я есть хочу, и у меня голова раскалывается! - пожаловался Коля. - Я что-то плохо помню, как мы сюда попали?
-Да, видимо, сильно тебя шарахнуло! - почесал голову Юра. - Мы шли искать дуб.
-Вдвоем?
-Нет, с нами было ещё два человека, но они вернулись, а мы пошли дальше.
-А зачем нам дуб?
-Я что-то уже и сам не знаю, - нахмурился Юра. - Сейчас я задам вопрос Советчику.
С минуту он молчал, а потом неуверенно ответил:
-Ничего, не пойму, но ИИ говорит, что дуб -это ты, Колян! И что нам нужно срочно возвращаться в периметр.
-О, значит ты меня искал!- улыбнулся парень.
-Наверное, - неуверенно пожал плечами агроном. - Я слышал, конечно, что во время грозы и после бывают сбои в Системе. Это видимо тот самый случай. Давай лучше вернёмся домой.
Коля кивнул и они быстро направились в сторону города.
Лия продолжала молиться не ощущая времени. Ей не хотелось уходить из дома, где жил Бог, которого она когда-то потеряла а сегодня наконец-то нашла. Ближе к вечеру в дом зашёл пожилой мужчина в простой льняной одежде, с бородкой и котомкой. Он был очень удивлён, увидев девушку.
-Ты кто такая, дочка? - спросил он.
-Ой, дедушка,  ты прости, мы с ребятами попали сюда во время грозы. Они вернулись, а про меня или забыли, или им Система стёрла память обо мне, или домик меня защищает. Но я не хочу возвращаться в город. Конечно, там родители, семья. Но там все как мёртвые живут по указке ИИ и думают, что счастливы. А это не так!
У Лии на глазах проступили слёзы.
-О, да ты наш человек! - улыбнулся старец. - Пошли со мной, за этим лесом располагается наша православная община. Там все люди без чипов. Мы живём своим трудом. Что потопал, то и полопал!
-А кто же оберегает вас от опасности и следит за здоровьем и комфортом?
-Он! - старец кивком указал на лик Христа. - Только Бог - наш руководитель и Спаситель. Пойдешь со мной?
Лия на мгновение задумалась, но всё же кивнула и облегченно рассмеялась:
-Да, дедушка! Я хочу узнать, что такое любовь, хочу быть свободной и чтобы жизнь была полна неожиданных встреч и открытий. Чтобы никто не навязывал мне свою волю и мировоззрение, хочу познать Бога и быть счастливой.
Старец взял её за руку и они углубились в лес...

P.S.
-Может стоит вернуть её пока не поздно, - отправил запрос в Систему Советчик Лии.
-Не нужно, она всегда считалась неблагонадёжной. Она из рода православных священников, и с рождения с ней было трудно. Пусть идёт.
-Но если она переступит периметр общины, мы полностью утратим контроль над ней? - не унимался осиротевший Советчик.
-Она нам не страшна. Память о её существовании уже стёрта у её друзей и родственников. Пусть идёт — один в поле не воин!

ЕЩЁ ОДИН ПОСТСКРИПТУМ:
 НАДЕЮСЬ, ЧТО МИЛОСТЬЮ БОЖЬЕЙ ВСЁ ОПИСАННОЕ ВЫШЕ НЕ СБУДЕТСЯ!

Юлия Молчанова
май 2019 года