В родные края

Виктор Бутко
В РОДНЫЕ КРАЯ

Евгения, после длительной разлуки с Красиловкой (более 25 лет), встречали всё те же сиротливо-приземистые избы (многие уже разобраны на дрова), редко где обновлённые. На месте школы-восьмилетки колышется, играет кудрявая берёзовая роща, лишь только почерневшие, заматерелые тополя продолжают нести свою неизменную вахту, как бы храня память о когда-то функционирующей тут школе. Здесь Женя Ковалёв, оставленный матерью Ольгой Михайловной на попечение стариков Михаила Кузьмича и Капитолины Аникеевны Ковалёвых, учился в этой школе, украдкой познавая первые робкие опыты курения (беда большинства ребят) с оглядкой, боясь наказания директора Дмитрия Степановича Кадулина, с роскошными будённовскими тёмными усами, всей своей стройной подтянутой фигурой, напоминавший красного конника (преподавал в школе историю, слыл превосходным рассказчиком). Так же беспрепятственно укрылось лиственной порослью вперемешку с бурьянами место хаты Ковалёвых. Остались лишь немеркнущие воспоминания…

В редкие посещения Красиловки, Евгений спешил повидаться с другом детства Анатолием Шугаевым да с музыкантом-кумиром Петром Фомичом Жерносековым (их уж, к сожалению, нет в живых). Нынче же в этот приезд второпях заскочил к подруге Лене Жерносековой (проживает в Германии), Рае Шугаевой, Марии Сучковой и к приятелю Володе Орлову. Накоротке поговорили, повспоминали неугомонное школьное детство, юность, крылатую молодость…

Наш сосед Михаил Кузьмич Ковалёв (имею в виду 50-е годы) часто бывал у нас завсегдатаем, слушал фронтовые песни в исполнении моего отца Михаила Ивановича, напоминавшие Ковалёву суровые будни войны (оказывается, Михаил Кузьмич – участник Великой Отечественной войны, принимал участие в штурме Берлина и закончил свой боевой путь с заслуженными наградами в Потсдаме, где проходила конференция глав великих держав). Вот почему, Михаил Ковалёв, прощаясь с моим отцом, чётким армейским шагом под звуки «Прощания славянки» непременно громко выкрикивал: «Вперёд! На БЕрлин!»

 Любитель музыки, он на подаренном отцом стареньком баяне в часы досуга не спеша подбирал знакомые напевы. Однако Женя, внук его, обладая отличным музыкальным слухом, быстро освоил технику игры на баяне. И вскоре этот подвижный общительный светловолосый паренёк уже играл танцы в сельском клубе. В 70-е годы заслужил славу способного баяниста. Помню, как Женя отыгрывал на баяне свадьбу скромной, тихой Фени на Новой улице (мать еe пасла колхозных овец и Феня еe часто подменяла). Я, в это время, возвращаясь из Мойсеек, проходил мимо шумной веселящейся толпы. Меня сопровождала мелодия песни М. Блантера «Моя любимая», красиво, чисто исполняемая Евгением.
Я уходил тогда в поход
В суровые края.
Рукой взмахнула у ворот
Моя любимая.

Второй стрелковый храбрый взвод
Теперь – моя семья.
Привет, поклон тебе он шлeт,
Моя любимая.

В кармане маленьком моeм
Есть карточка твоя.
Так значит мы всегда вдвоем
Моя любимая.

Вслед мне, удаляющемуся, неслись звуки вальсов «Дунайские волны», «На сопках Манчжурии».

 В 70-е годы заслужил славу способного баяниста.Был одним из лучших баянистов села  Нынче семидесятилетний Евгений Александрович Ковалёв - пенсионер (проживает в Вышгороде). Позади – годы службы в армии (в войсках связи), работы, других жизненных испытаний. Женат, имеет двоих сыновей: Анатолия и Евгения, внуков Николая и Владислава, правнука  Максима. Ушли из жизни, отжив положенный срок, дед Михаил, бабушка Капитолина, мать Ольга. О своём былом повествует теперь Евгений Александрович детям, внукам и правнуку.

На Фото Евгений Александрович Ковалев (в очередной раз приехал в родное село летом 2019 года), для  своих знакомых исполняет  на баяне популярные музыкальные произведения семидесятых годов.