Звёздное дышло, гадание по Шолохову

Игорь Шап
   В ходе совместной с поэтом Андреем Черновым исследовательской работы удалось сопоставить несколько любопытных шолоховских пассажей на небесно-звёздную тему, те фразы, где автор говорит о положении на ночном небе «дышла» (ручки ковша Большой Медведицы). В старину Большую Медведицу называли Воз (или Большой Воз), в античности колесницей, в древнем Китае повозкой. В русский литературный оборот эту метафору ввёл Лев Толстой: «…колесница Медведицы с своим дышлом была уже вся видна на темно-синем небе…» («Анна Каренина». 1878 г.).

   Нашлась программа (по типу планетария), при помощи которой можно наблюдать небо из любой точки земного шара в любой момент времени. Для нашего эксперимента надо лишь задать название небесного объекта и координаты места и время наблюдения (месяц, день, часы, минуты). Аннотацию к программе можно увидеть по ссылке [1] в приложении. Кроме описания, там есть переход на страничку для скачивания: «Stellarium — это свободный планетарий для Вашего компьютера с открытым исходным кодом. Он отображает реалистичное небо в 3D таким, каким Вы видите его невооружённым глазом, в бинокль или телескоп. Просто введите свои координаты и исследуйте небо!»

   Другими словами, любой «чайник» может пользоваться этой программой, и глубокие знания астрономии здесь не нужны.

   Пишу эту заметку, ещё не зная результатов проверки, что называется «on-line». Полученные результаты буду комментировать по ходу исследования.

   Начнём с шолоховского рассказа «Обида» (1925 или 1926 гг.) [2], не вошедшего в сборник «Донские рассказы». Рукопись обнаружена Л. Г. Якименко в фондах РГАЛИ во 2-й половине 1950-х годах. Впервые рассказ опубликован в издании: Шолохов М. А. Собр. соч.: в 8 т. М., 1962. Т. 1.

   Вот нарезки из трёх подряд абзацев (жирный шрифт и КАПСЛОК мои):

   «На крышах вагонов, прибывших из Москвы, хрусталем отсвечивал снег. Над городом мутно-розовой квадратной глыбой висел элеватор. Под КОНЕЦ НОЧИ, когда дышло Большой Медведицы ВОТКНУЛОСЬ в плоскую крышу элеватора, Степан проснулся. Поворочал онемевшими ногами и встал с саней. Степан разбудил Афоньку. Запрягли и в густеющей ПРЕДРАССВЕТНОЙ ТЕМНОТЕ выехали за город.»
   
   Чтобы точней понять о каком времени года идёт речь, покажу последовательность реперных точек в рассказе:

   Надежда выгорела вместе с хлебом…

   В августе начали обдирать кору с караичей и дубов…

   …вскоре после покрова объявил председатель…

   Сошла осень. Засыпало хутор снегом. На обезлюдевших огородах легли заячьи стежки.

   На святках опять заговорили…

   Ожил только на провесне (ранняя весна. — И.Ш.)

   И в тот же день уже после рассматриваемого нами отрывка рассказа:

   Пески тута у вас, снегу на мале, а мы вот на санях забились…
…больно ударившись затылком о мерзлую кочку…
За санями по мерзлой земле захлюстанным бабьим подолом волочился сверкающий, притертый полозьями след…

   Речь о Донщине в конце февраля или начале марта. Этот промежуток времени и зададим программе. Так как до прибытия в Москву в 1923 году Шолохов жил в Каргинской и Букановской станицах, то и выберем Каргинскую Вёшенского юрта в качестве точки нашего наблюдения (для всего Донского края картина неба будет аналогичной):

   Северная широта 49°21’9;
   Восточная долгота 41°38’30.84;
   Примерная высота над уровнем моря 70 метров.

   Учтём время суток — "предрассветную темноту".

   Вот итоги проверки: Михаил Шолохов такое положение «дышла» Большой Медведицы ранней весной написал наобум, или как говорится, от фонаря — только ради красивого образа втыкания дышла в плоскую крышу элеватора. Такое клевание крыши ручкой ковша можно было бы наблюдать перед рассветом лишь с середины августа до середины октября (разные углы «втыкания») , а до этого «дышло» не доворачивается (против часовой стрелки) даже до горизонтали.

   На всякий случай сделал проверку для координат Москвы — вдруг Михаил Александрович сочинял это, выглядывая из московского окошка (он уехал из столицы после 1926 г.). Отнюдь нет, ему и это было сделать лень…, а может он как раз и писал этот рассказ в сентябрьские дни и срисовал это положение Большой Медведицы, но не сообразил, что ранней весной «дышло» направлено совсем по-иному.

   Проверяем следующий шолоховский отрывок из рассказа «Червоточина» (1926 г.) [3]:

   "Темнота густая, фиолетовая, паутиной оплетала глаза. Над логом курился туман. Дышло Большой Медведицы торчало, ОПУСКАЯСЬ НА ЗАПАД".

   Эта фраза относится к событиям после покоса, когда с лугов перевозят на базы скошенную траву. Когда бывает луговой покос? Подсказка в «Тихом Доне» — «С Троицы начался луговой покос» (ТД: 1, IX, 48). Праздник Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи. В 1922–26 годах разброс дат Пасхи варьируется от 8 апреля до 2 мая. Отсчитываем дни до Троицы, прибавляем неделю на высыхание сена. В итоге получаем вероятный промежуток времени действия в рассказе — от 10 июня до первых дней июля. Проверяем по компьютерному планетарию, будет ли «дышло» Большой Медведицы опускаться на запад в эти дни, когда темнота ещё густа.

   В этот раз всё точно! И наиболее подходящими оказались 1924 и 1926 годы. Значит Михаил Шолохов или его московский куратор чекист Лев Григорьевич Миронов (1895 – 1938 гг., урожденный Лейб Гиршевич Каган, он же Левон Галустович Мирумян) при написании рассказа не поленились выглянуть в московское окошко и правильно расположить «дышло» Большой Медведицы. Подробности о завербовавших М.Шолохова чекистах читайте по ссылке в приложении [4]

   Теперь очередь первой книги «Поднятой целины» (1932 г.) [5]. По одной версии её написали А.Фадеев и Ю.Либединский [6] по заданию РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), чтобы подтвердить реноме Шолохова как писателя, а по другой «ПЦ» была украдена у писателя Константина Ивановича Каргина (1904–1983), сидевшего с Шолоховым за одной партой во втором классе начальной школы в Каргинской станице. Так утверждает в своей книге «Горечь полыни» (2010) Ирина Борисовна Каргина, внучка Константина Каргина. Но, вероятнее всего, Каргин волей обстоятельств стал «литнегром» Шолохова. Последнее – версия Андрея Чернова. Он же и сообщил мне о каргинском заимствовании из «ТД» (четвертая часть романа была напечатана «Октябрем» в пятой книжке 1928 г.), а рассказ Каргина «Забурунный край», опубликован на Дону в том же году. Перед описанием первого осеннего снега автор сообщает: «Они смотрели, как истухали Стожары и переворачивался воз…» и делает сноску: «Воз – так называют казаки Большую Медведицу». С. 79 (цит. по книге Ирины Каргиной). Эта именно калька описания звездного неба из «ТД», и в ней воспроизведена та же ошибка, что и в романе. Истухающие Стожары перенесены из «Тихого Дона» в рассказ Каргина. Но по осени они в ночи не истухают, а, напротив, поднимаются в зенит. (Глаголом истухать здесь описано мерцание Плеяд, которое бывает только у горизонта из-за преломления света в нисходящих или восходящих потоках воздуха.). Кстати, слово "истухать" и его производные впервые ввёл в литературный оборот в своих работах донской писатель Фёдор Крюков, которому приписывается авторство "Тихого Дона"..., и повторятся эти слова только в романе. Больше нигде, как кроме "творчества" Шолохова, это слово у писателей не встречается.

   Итак, проверяем следующий отрывок из «Поднятой целины»:

   «В Гремячем же Логу ночью стынет глухая тишина. Искрятся пустынные окрестные бугры, осыпанные лебяжьим пухом МОЛОДОГО СНЕГА. В балках, на сувалках, по бурьянам пролиты густосиние тени. ПОЧТИ КАСАЕТСЯ ГОРИЗОНТА дышло Большой Медведицы. Черной свечой тянется к тягостно высокому ЧЕРНОМУ НЕБУ раина [пирамидальный тополь], растущая возле сельсовета. Звенит, колдовски бормочет родниковая струя, стекая в речку. В ТЕКУЧЕЙ РЕЧНОЙ ВОДЕ ты увидишь, как падают отсветившие миру звезды«.

   В этом одном абзаце мы имеем все исходные данные (первый снег, река ещё не замёрзла), чтобы понять примерное время года для тех мест — это не ранее ноября. Проверка по компьютерному планетарию показала следующее — слова «почти касается горизонта» справедливы для самого конца октября и первой недели ноября! Я мысленно снимаю шляпу перед автором тех строк — он не поленился выйти во двор и проверить реальность им написанного. Отмечу, что в городских условиях это вряд ли можно увидеть — дома будут закрывать горизонт.

   Ну вот, пожалуй, и всё. Да, чуть не забыл самого главного — в «Тихом Доне» также есть упоминание «дышла» Большой Медведицы, но ту захватывающую, почти детективную истории можно прочитать в недавней работе Андрея Чернова «Звёздный автограф Фёдора Крюкова во второй книге «Тихого Дона» [7]

   Я согласен с этой статьёй ещё по одной причине — не верю, что у малообразованного Михаила Александровича (я читал его рукописи — ошибок предостаточно) в двадцать с лишним годков открылся такой талант, что ему оказалось под силу создать «Войну и мир» своего времени — роман «Тихий Дон». И при этом более поздние работы, приписываемые его перу, ни в коем разе нельзя поставить рядом с этим произведением, хотя в них и видны грубые попытки подстроиться под «ТД».

* * *

   Читая рассказы «Червоточина» и «Обида, ловил себя на мысли, что так изложить материал мог только человек, которому чуждо какое-либо сострадание к казаку–хлеборобу. По интонации рассказчика понимаешь, что стараясь быть беспристрастным, он всё равно невольно проявляет своё отношение к своему герою. Вот некоторые моменты из «Червоточины:

   «Как-то перед обедом семейно стали на молитву. Яков Алексеевич, разлопупгав  бороду, отмахивал кресты, как косой по лугу орудовал; мать Степкина в поклонах ломалась, словно складной аршин; вся семья дружно махала руками.»

   Здесь просто очевидное негативное отношение автора к народным религиозным традициям, хотя и не высказанное напрямую. Подобный мнимый нейтралитет виден и дальше. Надо понимать Шолохова — гражданская война отгремела не так уж давно и крах нового режима из-за нищеты и голода вполне вероятен. Думаю, что он даже вкладывает свои подспудные мысли в уста Максима — старшего сына казака–середняка, бывшего кулака Якова Алексеевича, когда тот поучал своего меньшего брата–комсомольца Степана:

   — Ну, а если, не приведи бог, какой переворот? Тогда что будешь делать? — хищно поблескивая зубами, щерился Максим.
   — Зубы повыпадут, покель дождешься переворота!
   — Гляди, Степка! Ты уж не махонький… Игра идет «шиб-прошиб», промахнешься — тебя зашибут. Да случись война или ищо что, я первый тебя драть, буду! Таких щенят, как ты, убивать незачем, а плетью сечь буду… До болятки!

   Вскоре Шолохов и вовсе забывает свой псевдо-нейтралитет и пишет текст, который должен вызвать у читатели ненависть к казаку Максиму и ко всему казачеству:

   — Пороть буду, вот те крест!.. — подрагивая ноздрями, гремел Максим. — В германскую войну, помню, пригнали нашу сотню на какую-то фабрику под Москвой, — рабочие там бунтовались. Приехали мы перед вечером, въезжаем в ворота, а народу возле конторы — тьма. «Братцы-казаки, — шумят, — становитесь в наши ряды!» Командир сотни — войсковой старшина Боков — командует: «В плети их, сукиных сынов!..»
   Максим захлебнулся смехом и, багровея, наливаясь краской, долго раскатисто ржал.
   — Плеть-то у меня сыромятная, в конце пулька зашита… Выезжаю вперед, как гаркну забастовщикам этим: «…Вставай, подымайся, рабочий народ! Приехали казаки вам спины пороть!» Попереди всех старичишка в картузе стоял, так, седенький, щупленький… Я его как потяну плетью, а он — копырь и упал коню под ноги… Что там было… — суживая глаза, тянул Максим.- Бабья этого лошадьми потоптали — штук двадцать. Ребята осатанели и уж за шашки взялись…
   — А ты? — хрипло спросил Степка.
   — Кое-кому вложил память!
   Степка спиной прижался к печке. Прижался крепко-накрепко, сказал глухо:
   — Жалко, что не шлепнули тебя, такого гада!..
   — Это кто же гад?
   — Ты…
   — Кто гад? — переспросил Максим и, кинув на пол необтесанную ложку, поднялся со скамьи.
   Ладони у Степки взмокли теплым потом. Стиснул кулаки, ногти въелись в тело, и уже твердо сказал:
   — Собака ты! Каин!

   И далее автор с хладнокровием садиста описывает, как казак Максим избивает своего брата–комсомольца. Не буду пересказывать всё содержание, а только скажу, что рассказ написан таким образом, что после его прочтения обывателю 20-х годов захочется встать в ряды комсомольцев–добровольцев и дружными рядами зашагать на Дон для уничтожения казаков–хлеборобов.
   Нечто подобное проявляется и в рассказе «Обида», где казак землепашец из-за отобранного у него семенного зерна убивает вилами украинца на глазах его маленького сына.
   Подспудный смысловой посыл обоих текстов один — этого работягу–казака надо «расказачить и уничтожить».

   К чему я это всё? Да к тому, что Михаил Шолохов априори не мог написать «Тихий Дон»! Автор "Донских рассказов" живёт в большевистско–чекистской парадигме, его мировоззрение не только антиказаческое, но и античеловеческое! Да и ведь М.Шолохова нельзя назвать казаком, поскольку его семейство на Дону было пришлым, занималось там скупкой зерна и скота. Сам же Михаил – иногородний с десятилетнего возраста и вплоть до 1927 года появлялся и жил в станицах наездами.

   А в «Тихом Доне» через весь роман красной нитью пролегла ЛЮБОВЬ к Донщине, к казачеству. Кто мог написать этот роман–эпопею (7 частей)? Да конечно же русский писатель–казак Фёдор Дмитриевич Крюков, родившийся в Глазуновской станице, учившийся в Усть-Медведицкой гимназии, в 1892 году закончивший Петербургский историко–филологический институт, избранный в 1906 году депутатом Первой Думы от Области Войска Донского. Он был глубоко верующим человеком. Сейчас уже найдены тысячи схожих параллелей [8] между работами Ф.Крюкова и «Тихим Доном». И даже совсем недавно была найдена фотография 1919 года, где в группе белых казаков рядом Федор Крюков и Пётр Громославский, который через пять лет станет тестем М.Шолохова. Это фото и показывает цепочку, по которой рукописи «Тихого Дона» попали к «пролетарскому писателю».

   Закончу эту заметку двумя фрагментами текста – прозаическим и стихотворным. Попытайтесь определить — какой принадлежит перу Ф.Крюкова, а какой взят из «ТД». Впрочем, так ли это важно, при условии, что и то, и другое писал один автор?

   1) «...курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!«.
   2) «Молчанье мудрое седых курганов, и в небе клекот сизого орла, в жемчужном мареве виденья , поливших кровью молодецкой, усеявших казацкими костями простор зеленый и родной… Не ты ли это, родимый край?»

22 апреля 2019 г.

______________

ПРИЛОЖЕНИЕ

[1] Компьютерная программа Stellarium:

http://astrobel.ru/soft-astronoma.html

[2] Михаил Шолохов «Обида»:

http://lib.ru/PROZA/SHOLOHOW/obida.txt

[3] Михаил Шолохов «Червоточина»:

http://lib.ru/PROZA/SHOLOHOW/cherv.txt

[4] Андрей Чернов: «Крепка, крепка покойница Софья Власьевна (о чекисте Михаиле Шолохове)»:

https://wp.me/p2IpKD-1Ej

[5] Михаил Шолохов «Поднятая Целина»:

http://lib.ru/PROZA/SHOLOHOW/celina.txt:

[6] «Александр Лонгинович Ильский рассказывает»

http://www.philol.msu.ru/~lex/td/?pid=012133&oid=0321

[7] Андрей Чернов «Звёздный автограф Фёдора Крюкова во второй книге «Тихого Дона»:

https://wp.me/p2IpKD-3G3

[8] http://fedor-krjukov.narod.ru/slovar.htm