Краткое содержание
В одной деревне, в одной семье, все домочадцы увидели один и тот же сон: под их печкой лежит медведь. Решил старик узнать значение сна у колдуна Асона и поехал к нему. Навстречу - мальчик, говорит: «Покатай, я тебе доброе слово скажу». Прокатил мужик его по деревне и высадил за околицей. Мальчик сказал, чтобы старик свой сон продал колдуну за сто тысяч, и попросил не говорил о нем колдуну. Мужику удалось продать свой сон за 2 телеги серебра, а наутро приехал в его дом колдун и под печкой нашел клад серебра и золота на 4 телеги. Стал колдун выспрашивать у мужика о мальчике. Продал/выдал мальчишку старик за 5 тысяч. Поехал колдун к родителям мальчика и попросил отдать его. Родители продали его за 10 тысяч.
Мальчик проснулся у колдуна, а тот его спросил: «Знаешь, зачем ко мне попал?» Мальчик ответил: «Знаю. Спать с твоей женой». Рассердился колдун и велел своему повару убить мальчика и изжарить его сердце. Мальчик упросил повара вместо себя зарезать поросенка, а когда повар принес сердце колдуну, то споткнулся, уронил его на пол, и собака съела его. «Ну, пес его бери!» — сказал колдун.
Мальчик ушел в город и стал приказчиком, торговля купца пошла в гору. Мальчик «вырос и сделался таким молодцем да красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать». Однажды зашла жена колдуна в лавку и влюбилась в молодца, а на вечер позвала его в гости и сделала любовником.
Однажды царь этого государства увидел сон и велел Асону растолковать его: «Стоит в его палатах драгоценная золотая чарка, а в той чарке один край выломился». Колдун не смог этого разъяснить, а главный герой сказки вызвался это сделать.
Он захотел войти в спальню к младшей, самой любимой дочери царя. Там он нашел мамку, которая оказалась переодетым мужчиной. Царь передал корону молодцу и велел хранить тайну царевны. Сказка заканчивается тем, что «приказчик женился на Асоновой вдове, разбогател и стал жить-поживать, добра наживать, лиха избывать».
Толкование
Эта сказка об инициации.
Появление героя обусловлено вмешательством мира предков в мир живых: медведь под печкой не только указывает на клад, это тотемное животное связано с Великой Матерью.
Прокатиться в телеге мужика – это значит выйти за околицу деревни, из её круга. Именно о таком пространстве «околицы», писал К.Г. Юнг: в теменосе, «космическом пространстве», или табуированном «недоступном месте», возможна умственная «работа» и встреча с бессознательным, которое может быть безопасно введено в сознание».
Следующим этапом в развитии героя стал момент «предательства»: мальчика предал старик, а потом и родителями. Его «предают» сначала за 5 тысяч, потом за 10 тысяч – такова плата за отделение от мира детства. Почему же, зная все наперед, мальчик ничего не предпринимает, чтобы каким-то образом избежать предательства старика и родителей? Знал, что это закономерность и неизбежность. К.-Г. Юнг писал о такой плате: " ...индивидуация отрезает личность от коллективности.... человек должен предложить выкуп вместо себя..." ("Символы трансформации"). Мнимая смерть героя в доме колдуна продолжает качественное изменение героя: путь к самостоятельности, переход в постпубертатный возраст.
Встреча с анимой – следующий этап индивидуации героя. Жена колдуна и молодец «слюбилися», и колдун Асон тут же становится лишним для сказки. Он теряет и свою жену, и свои способности, и саму жизнь (по решению царя его повесили на площади). А герой, в свою очередь, все получает: жену-аниму, славу толкователя снов и должность царя. Такой переход/сохранение энергии жизни напоминает процесс соединения начала и конца, старости и молодости - уроборос.
Необычна в этой сказке тень героя. Она представлена образом мамки-мужчины, который нанес ущерб не только царевне, но престижу государства. Чтобы не измазали дегтем ворота царевны (и государства), царю пришлось просить героя о сохранении тайны. Плата за эту «услугу» - передача царства в руки героя. Наверное, поэтому герой и получает в жены вдову, а не царевну? Качественной разницы в них нет – это жены, а не девы.
Итак, герой стал царем - в сказке это обозначает приближение к самости на пути индивидуации.