Прага. Зигзаги истории. Часть 2

Борис Готман
  Продолжение. Первая часть - http://www.proza.ru/2019/06/18/714
 
  Чтобы попробовать разобраться, почему пражане не знают, надо ли было разрушать колонну и надо ли сейчас её восстанавливать, придётся вернуться назад.

  Конечно, не в глухую и трудно проверяемую историю исхода древних евреев из египетского рабства и получения ими от Всевышнего Скрижалей Завета (лухот а-брит) с десятью заповедями.

  Хотя именно для  того, чтобы прочесть это  в первоисточнике, начали изучать иврит первые реформаторы христианства, и в том числе Ян Гус, которому надоели многочисленные искажения католической церковью заповедей христовых.

  В середине 1380-х годов в Чехии стали распространяться труды англичанина Джона Уиклифа. Его идеи во многом совпадали с мыслями Гуса.
 
  В проповедях в своей Бейт-Лехемской  часовне, вмещавшей до трёх тысяч человек (фото на коллаже слева), Ян Гус высказывал "крамольные" мысли, например:

  -нельзя  продавать церковные должности;

  -нельзя слепо подчиняться церкви, надо думать самим, следуя словам из Священного     Писания: "Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму";

  -власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана;

  -собственность должна принадлежать только справедливым людям;
 
  -каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

  Читатель может обоснованно сказать, что и сегодня эта "крамола" своей актуальности не утратила.
 
  Яну Гусу его "ересь" стоила жизни, его сторонники и последователи были разгромлены в ходе гуситских войн, но со времен этих войн среди населения Чехии было много протестантов.

  В 1609 году император Рудольф II специальным указом гарантировал свободу вероисповедания в землях чешской короны.
 
  Всего через 9 лет после этого трон в Вене, столице Габсбургов, занял брат Рудольфа – Матиаш.  Чешские протестанты восприняли некоторые его действия как нарушение их прав.

  Именно в начало правления короля Матиаша  нам надо вернуться в истории с Марианской колонной.

  Представители чешских сословий обратились к  Матиашу с письмом, настаивая на соблюдении указа Рудольфа II.

  Ответ короля был скор и категоричен, он сделал своим чешским подданным выговор и запретил собирать новый сейм – собрание представителей сословий (некоторые подробности отношения Рудольфа и Матиаша к религии я приведу в заключительной части этих заметок).
 
  23 мая 1618 года представители сословий направились к императорским уполномоченным в Праге, считая, что резкий ответ короля  объясняется их интригами.
 
  Встреча проходила "на высоких нотах" и двух представителей Матиаша, вельмож Славату и Мартиница, а за компанию и секретаря Фабрициуса прибывшие чехи выбросили из окна третьего этажа Палаты чешской канцелярии (Ceske kancelare) Старого королевского дворца.

  Это вошло в историю как вторая пражская дефенестрация (первая случилась во времена гуситов).

  Через три сотни лет после окончания Тридцатилетней войны, 10 марта 1948 года  Ян Масарик, министр иностранных дел Чехословакии, единственный несоциалистический и беспартийный министр в правительстве Клемента Готвальда, был найден мёртвым на земле под одним из окон  Министерства иностранных дел в Праге.
 
  Это событие называют третьей пражской дефенестрацией.
 
  Свою версию происшедшего опубликую в заметке "Прага. Бой в Кафедральном соборе Святых Кирилла и Мефодия".


  Продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/06/23/803