Продолжение. Первая часть - http://www.proza.ru/2019/06/18/714
Чтобы попробовать разобраться, почему пражане не знают, надо ли было разрушать колонну и надо ли сейчас её восстанавливать, придётся вернуться назад.
Конечно, не в глухую и трудно проверяемую историю исхода древних евреев из египетского рабства и получения ими от Всевышнего Скрижалей Завета (лухот а-брит) с десятью заповедями.
Хотя именно для того, чтобы прочесть это в первоисточнике, начали изучать иврит первые реформаторы христианства, и в том числе Ян Гус, которому надоели многочисленные искажения католической церковью заповедей христовых.
В середине 1380-х годов в Чехии стали распространяться труды англичанина Джона Уиклифа. Его идеи во многом совпадали с мыслями Гуса.
В проповедях в своей Бейт-Лехемской часовне, вмещавшей до трёх тысяч человек (фото на коллаже слева), Ян Гус высказывал "крамольные" мысли, например:
-нельзя продавать церковные должности;
-нельзя слепо подчиняться церкви, надо думать самим, следуя словам из Священного Писания: "Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму";
-власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана;
-собственность должна принадлежать только справедливым людям;
-каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
Читатель может обоснованно сказать, что и сегодня эта "крамола" своей актуальности не утратила.
Яну Гусу его "ересь" стоила жизни, его сторонники и последователи были разгромлены в ходе гуситских войн, но со времен этих войн среди населения Чехии было много протестантов.
В 1609 году император Рудольф II специальным указом гарантировал свободу вероисповедания в землях чешской короны.
Всего через 9 лет после этого трон в Вене, столице Габсбургов, занял брат Рудольфа – Матиаш. Чешские протестанты восприняли некоторые его действия как нарушение их прав.
Именно в начало правления короля Матиаша нам надо вернуться в истории с Марианской колонной.
Представители чешских сословий обратились к Матиашу с письмом, настаивая на соблюдении указа Рудольфа II.
Ответ короля был скор и категоричен, он сделал своим чешским подданным выговор и запретил собирать новый сейм – собрание представителей сословий (некоторые подробности отношения Рудольфа и Матиаша к религии я приведу в заключительной части этих заметок).
23 мая 1618 года представители сословий направились к императорским уполномоченным в Праге, считая, что резкий ответ короля объясняется их интригами.
Встреча проходила "на высоких нотах" и двух представителей Матиаша, вельмож Славату и Мартиница, а за компанию и секретаря Фабрициуса прибывшие чехи выбросили из окна третьего этажа Палаты чешской канцелярии (Ceske kancelare) Старого королевского дворца.
Это вошло в историю как вторая пражская дефенестрация (первая случилась во времена гуситов).
Через три сотни лет после окончания Тридцатилетней войны, 10 марта 1948 года Ян Масарик, министр иностранных дел Чехословакии, единственный несоциалистический и беспартийный министр в правительстве Клемента Готвальда, был найден мёртвым на земле под одним из окон Министерства иностранных дел в Праге.
Это событие называют третьей пражской дефенестрацией.
Свою версию происшедшего опубликую в заметке "Прага. Бой в Кафедральном соборе Святых Кирилла и Мефодия".
Продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/06/23/803