Несколько слов о художнике-баталисте

Виктор Колбасин
Любой прохожий, будучи в хуторе Ивановка, обратит внимание на огороженную деревянными столбиками площадку, находящуюся в двух шагах от проезжей части. Внутри площадки аккуратно скошена луговая трава, а в центре находится неприметный гранитный камень. Из таблички на камне можно узнать, что на этом месте располагался дом, в котором жил наш знаменитый земляк художник-баталист Митрофан Греков, а вернее сказать надпись гласит: «Донскому роду Грековых июнь 2002». Это сейчас в округе сплошь встречаются лесополосы, да поросшие редкими деревьями балки, лет сто назад – это бескрайние ковыльные степи…Сам хуторок прилепился на берегу реки Берёзовой среди заливных лугов. В этом великолепии природы рос и воспитывался Митрофан, потомственный казак из рода Грековых. Какой казак без коня? Возможно, из детских воспоминаний о табунах лошадей среди бескрайних степей и возникло и выросло чувство любви к родному краю, а его картины за редким исключением пейзажей  обходились без вольнолюбивой и стремительной фигуры лошади. Благодаря краеведам Милютинского и Морозовского района, а также энергии энтузиастов приоткрыты многие тайны биографии знаменитого художника. Митрофан родился в  хуторе Шарпаевка Области Войска Донского, в настоящем территория Морозовского района, а в возрасте семи лет переехал с семьёй в помещичью усадьбу деда Грековых в Ивановку. Здесь прошли его детские и отроческие годы. В те далёкие времена хутором могло считаться подворье казака, а расположенные близко друг от друга четыре двора уже вносилось в реестр поселений.  Из Ивановки его возили  в слободу Маньково-Берёзовскую для обучения в церковно-приходской школе. На возвышенности, недалеко от ныне возрождённого храма, на земле, примыкающей к МБОУ Маньково-Березовской СОШ, сохранилось здание, где постигал грамоту наш знаменитый земляк, более того, как музейный экспонат сохранена парта, за которой постигал азы наук Митрофан. Одну из своих работ художник посвятил коню, возившего его в слободу. Картина называется просто: «Конь Рысак». По сохранившимся архивным записям воспоминаний о детстве, следует, что Митя, как его ласково называли в семье, рос среди крестьян. Игрушками ему служили  грубо вырезанные из дерева фигурки волов и лошадей, причём не всегда с ногами, может быть отсюда детская обида за красивых и быстрых лошадей которых он видел и контраст в виде грубых, неуклюжих игрушек. Митрофан с детства мечтал стать художником, а родители помогли развиться таланту. Для учёбы будущий художник баталист был отправлен в Одесское художественное училище, где постигал азы живописи в течение пяти лет. Продолжил обучение Митрофан в Петербургской академии художеств с 1903 по 1911 годы у Ильи Репина. Так случилось, что после окончания своего обучения прошёл фронты первой мировой и гражданской войн. Был очевидцем многих сражений, делал наброски и зарисовки, которые затем воплощались в батальные сцены на множестве картин. Митрофан Греков считается по праву основателем советской школы батальной живописи. Отгремели бои, многие казаки погибли в братоубийственной гражданской войне, иные иммигрировали за границу. Пришло в упадок подворье, на котором рос и набирался сил  знаменитый земляк. Бурьян да полынь на многие годы скрыли место, где находилось родовое именье. К столетию со дня рождения вдруг вспомнили о знаменитом земляке, но только старожилы и то приблизительно могли показать заросшее густой травой место. Лишь к стодвадцатилетию со дня рождения Митрофана Борисовича Грекова был установлен памятный знак в виде гранитного камня, площадка огорожена незамысловатой изгородью из вербы, скошена трава, а грунтовую дорогу, ведущую к подворью, капитально отремонтировали. Да и как не стараться: из далёкой Канады должны приехать племянники, прямые родственники Грекова. Быстро отгремели торжества, оставив на память несколько десятков красочных фотографий и всё… и опять тишина. Думали, что богатые родственники помогут благоустроить территорию или изъявят желание ежегодно или хотя бы раз в пять лет на юбилейные даты посещать малую родину предков, но что-то пошло не так… То ли путь из Канады долог и дорог, то ли отсутствие сервиса в виде плохих дорог, отсутствие нормальной гостиницы, скудного набора товаров в нашей богом позабытой местности, а может и всё вместе сыграло свою роль. На фото, выложенных в Интернете, датированных летом 2016 года, памятный камень и прилегающая территория в зарослях бурьяна… на то она и трава, чтобы расти, а вот руки не всегда доходят до находящегося на отшибе памятного места.