Тема для двух докторских продолжение

Владимир Иванов 14
Часть 2. Эйфория и...разгром.
    Так бывает. Вдруг осенит: хватаешься за перо.Пишешь одну строфу, вторую, третью...А дальше? Понимаешь, что стихотворение не завершено, но больше ничего в голову не приходит. Откладываешь текст в "дальний ящик". Через два месяцв достаешь. Читаешь и тут же , на одном дыхании ,заканчиваешь стихотворение. Удивляешься, как же раньше тебе в голову эта концовка не пришла. Примерно по этому сценарию развивалась и моя "диссертационная эпопея".   
 Полевой сезон от ВИМСа. Кустанай. Геологические фонды.
    Тургайская бокситорудная провинция, расположена в северной части Туранской плиты.Бокситы этой провинции, имеющие нижнемеловой возраст, являются сырьевой базой Павлодарского алюминиевого завода. Здесь выделяют два основных типа бокситовых месторождений: карстовый и пластовый. Первые - представляют наибольший интерес для промышленности, поэтому изучаются детально. Вторые - пластовые, промышленного интереса не представляют, поэтому слабо изучены. Проштудировав десятка полтора отчетов по геологии карстовых бокситовых месторождений, я пришел в уныние. Тяжкий, хотя и не смертельный грех.
    Я понял, что ни с какого боку к карстовым бокситам с методами палеотектонической реконструкции не подойти. Залежи бокситов представляют собой останцы нижней части разреза платформенного чехла, которые сохранились от размыва в карствых полостях, образованных в палеозойских известняках. И за пределы этих карстовых полостей, как правило, не прослеживаются. А метод палеотектнического анализа как раз в том и состоит, чтобы проследить на площади исследуемый стратиграфический горизонт и установить характер  изменения мощностей и фаций этого горизонта. В случае с карстовыми бокситами, исследователь , пытаясь проследить залежь по латерали, просто упирается в стенку карстовой полости, образованной прочными известняками палеозоя, которые слагают складчатый фундамент платформы.
    Но отчаиваться не следует ни при каких обстоятельствах. Погоревав, я продолжил штудировать геологические архивы Кустанайской области. И вскоре натолкнулся на материал, который поддавался палеотектонической интерпретации. Это были пластовые залежи бокситов в Мугоджарах. В производственном отчете Саламатова (...)  была приведена литолого-фациальная карта нижнемеловых бокситоносных отложений Кировского месторождения. Характер размещения литофаций как будто взят был из хрестоматии и соответствовал купольной тектонической структуре. Пройти мимо такого подарка судьбы я не мог.Я поднял весь первичный материал по этому месторождению. В первую очередь описания скважин.И сам по ним составил литолого-фациальную карту. У меня получилась такая же картинка, как у автора отчета.В центре карты изометричное "пятно" бокситов, вокруг него - широкое кольцо болотных отложениий, которые сменялись, в свою очередь, континентальными песками.На геологическм разрезе залежь бокситов выглядела как линза в толще болотных отложений. Мощность нижнемеловых  отложений в пределах площади местрождения не превышала 50м и "в мощностях" купольная структура не читалась.
     "Мне ваши бокситы уже по ночам снятся. Я не знаю, что с ними делать."  Такими словами встретил меня Владимир Владимирович, когда я открыл двери кабинета кафедры "Динамической геологии",вернувшись с поля. -"Я собрал дополнительный материал и у меня есть соображения, как его можно интерпретировать",-отвечал я. -"Ну, давайте ваши соображения".Через пятнадцать минут у Владимира Владимировича начиналась лекция и я должен был уложиться в оставшееся до начала лекции время. Я показал литолого-фациальную карту Кировского бокситового месторожднеия и прокомментировал этот материал.Выслушав меня, Владимир Владимирович откинулся на спинку стула и воскликнул: "Ну, я рад! Очень рад!".
    С этого момента я уже фактически, а не номинально ,получил статус аспиранта В.В.Белоусова
    Материал  по Кировскому месторождению я опубликовал в "Вестнике Московского университета". В этой статье я обосновывал два положения, которые шли в разрез с общепринятыми .На тот момент в отделе бокситов ВИМСа, руководителем которого был Владислав Андреевич Теняков, из множества генетических концепций, наибольшим признанием пользовались две: "латеритная" и " делювиальная".   Согласно первой, бокситы рассматривались как продукт латеритного выветривания in situ, согласно второй -как продукт размыва и переотложения латеритной коры выветривания пород фундамента. (Обязательным условием формирования бокситов является тропический климат. Это условие признавалось всеми).Подавляющее большинство сотрудников отдела придерживалось "делювиальной " концепции.
     Я же утверждал и обосновывал тезис о том, что нижнемеловые бокситы не связаны генетически с корами выветривания пород фундамента, имеющими доюрский возраст, но подчиняются особеннностям  строения мезозойской терригенной формации , которые определены структурами платформенного чехла. В подтверждение приводил Кировское месторождение в Мугоджарах.Геологический разрез которого позволял сделать вывод о том, что бокситы формировались в диапазоне фациальных условий: заболоченная равнина - область размыва (т.е. представляют собой латериты in situ), а изменение условий было связано с  ростом локальной положительной структуры.
    Первый полевой сезон и уже оригинальная стратья в "Вестнике Московского университета"! Сформулированы два интересных положения, которые могут стать предметом защиты! Да если так пойдет и дальше, то я за три года "перелопачу" всю Туранскую плиту! Если , конечно, она не переместится в сторону и почва не уйдет у меня из под ног. Всё пошло не так.
    Позже, много позже, я понял, что означало восклицание Владимира Владимировича:"Я рад!Очень рад!". Оно означало, что всё, что нужно для защиты "кандидатской" у "Белоусова" ,у меня есть. Остальное - дело техники. Оно означало, что я нашел ту “глыбу гранита” из которой можно "сделать скульптуру" и дальше "лопатить" совсем не обязательно. У меня все есть, можно приступать к работе -"ваять скульптуру".Но техникой написания диссертаций я не владел. И понять эту простую вещь- ума не хватило. "Задним умом крепок наш трутень..." Это я цитирую самого себя (Миниатюра "Пчелка Юля" )
     Туранская плита большая. Копать, не перекопать. Возможности для сбора архивного материала у меня были и я материал добирал.Но ничего принципиально нового по моей теме  найти не смог. А время шло.И подошел момент, когда нужно было представить текст диссертации."Я его слепила из того, что было", -приходят на память строчки из лирической песенки.Но мне было не до песенок. Идеи, высказанные мной, были замечательными, но сам "труд" представлял собой печальное зрелище.Вот, что написал Владимир Владимирович, просмотрев мою работу. (текст записки на листке бумаги из блокнота).
"Обязательно надо дать на просмотр специалисту по бокситам!!
1.Сумбурно изложены в первой главе идеи разных авторов. Имена почему-то повторяются и читатель так и не усваивает, что общего во взглядах разных исследователей,а что индивидуального.
2.Сильно сомневаюсь в том, что надо приводить разрезы скважин, да еще в таком количестве.
3.Блуждание между волновыми и общими колебат.(колебательными) движениями выглядят наивно. На этом материале их различить нельзя, к чему и автор приходит(но это не мешает ему еще и еще возвращаться к этому разделению).Следует говорить вообще о колебательных (или вертикальных) движениях.
Остальное на полях.
17.11.82  В.Белоусов"
    "Здесь, в записке, основные замечания. Остальные на полях. Да, работу обязательно надо показать специалисту по бокситам,"- сказал Владимир Владимирович, возвращая мне текст моей работы.-"Но, с этим текстом можно выходить на предварительную защиту?",- спросил я. -"Я считаю, что можно",-ответил Владимир Владимирович.Разговор происходил в кабинете кафедры "Динамической геологии" и при этом разговоре присутствовала профессор Александра Федоровна Якушова - заместитель Г.П.Горшкова.  Прозвенел звонок, Владимир Владимирович ушел на лекцию. Александра Федоровна попросила меня задержаться и сказала: "Вы попросите Владислава Андреевича Тенякова стать вторым руководителем вашей работы." Я ответил: "Попробую".
    Когда я обратился к Владиславу Андреевичу с просьбой стать вторым научным руководителем моей работы, он ответил:" С удовольствием. И гарантирую ваи "зеленую улицу" по всем бокситовым инстанциям. Но Владимир Владимирович действительно дает "добро" на защиту?" Я ответил:"Да. Он считает, что можно выходить на предварительную защиту". -"Когда вы хотите сделать доклад?" -"В понедельник". -"Хорошо, в понедельник, в 12 часов, будет заседание отдела. Будем рассматривать вашу диссертацию.Готовьтесь".
    Понедельник начался, как положено, в понедельник. Это был один из самых трудных дней в моей жизни. "Отдел бокситов" в то время, когда его возглавлял Владислав Андреевич Теняков, был одним из самых крупных отделов в ВИМСе.В нем было три подразделения: группа В.А.Тенякова (геохимики), методический сектор(сотрудником которого был я) и сектор региональных исследований.Методический сектор возглавляла кандидат г.-м.наук Стелла Николаевна Калюжная (до нее был проф.Борис Александрович Тюрин).Сектором региональных исследований руководил кандидат г-м.наук Адольф Вольдемарович Лейпциг.Сотрудники А.В.Лейпцига  стояли на позициях "делювиальной концепции" происхождения бокситов. И стояли  "насмерть".
    По форме, по сути, по накалу страстей это был погром. Громили меня и мою работу. И в этом  погромном деле чувствовалась рука профессионала- Адольфа Вольдемаровича Лейпцига. Как там у Маяковского? "Лошадь упала. Упала лошадь...Смеялся "Кузнецкий"..." Так можно было сказать и про меня в этот момент.
 Вердикт, вынесенный на заседании отдела, был сформулирован деликатно:" работа сырая и в таком виде не может быть рекомендована к защите."
    После заседания отдела Владислав Андреевич  позвал меня в свой кабинет и сказал:" Вы меня извините, но я не могу быть вашим руководителем. Я не могу идти против мнения всего отдела". И добавил : " А что вы хотите? Если люди десятилетиями развивали свои представления, а вы вылезли со своими, то вам аплодировать не будут."
    Позже от меня отказался и Владимир Владимирович Белоусов, сказав мне в телефонном разговоре: "Я, по-видимому, недостаточно хорош для вас, как научный руководитель".
(Продолжение следует)