Хэбденэк - эвенский новый год

Эрик Петров 2
ХЭБДЕНЭК – эвенский Новый год
или Праздник пробуждения природы

    Это древний праздник малочисленных народов севера, вернее, крайнего северо-востока страны. На Чукотке, к примеру, данный праздник отмечают, в основном, эвены. Он  связан с представлениями народов севера о мироздании и отмечается в день летнего солнцестояния.
    В этот день на восходе солнца старейшины родов замаливают духов: зажигают священный костер, проводят обряд очищения дымом можжевельника. А каждая семья завязывает на ветке дерева лоскуток и загадывает желание, которое непременно сбудется в новом году. Эвены верят, что в день летнего солнцестояния между мирами открываются двери, что дает человеку возможность донести до духов свои просьбы. По традиции они водят хоровод, тем самым провожая старое солнце и встречая новое.
Издревле эвены считают дух огня главным покровителем людей севера. Праздник начинается с разжигания очагов у яранг – этот ритуал означает очищение от злых помыслов, недобрых дел, которые невольно демонстрирует слабый человек в суете повседневной жизни. Ведь перед кочевкой и после ее благополучного возвращения, перед каждым выездом на охоту и после возвращения, первым делом, еще с давних пор следовало покормить Дух Огня. Под звуки бубнов старейшины кормят огонь кусочками рыбы и мяса.
    «Радуйтесь, люди! Земля моя проснулась!» - вторит благодатному огню обрядовый танец-ритуал в исполнении изящных и пластичных эвенок.
    Со словами приветствия «Дорова, эвэсэлэ! Дорова, эйдудусэн!» обращаются к собравшимся старейшины национальных сел, тундровых поселений, стоянок или старшие в семье.
Как и встарь, праздничная стоянка оглашается торопливым эвенским говором:
    - Дорова! Он тэкэн? (Здравствуй!Как поживаешь?)
    - Як хокусун! (Как я рад!)
    - Эрэк хо хока;чидякинэ;! (Это очень радостный день!)…
    На родном языке эвены поют об оленях, о родной земле, о куропатках, о тундровых цветах и т.д. Вокруг разливается чувство единения сердец и радость не только от цветения тундры, но и того, что все мы друг у друга есть.
    Все жители стоянок, поселений, все участники праздника должны совершить в этот день обряд «Дэлбургэ». Каждый человек перед встречей с Солнцем обязан пройти обряд очищения, чтобы предстать перед Солнцем с чистой душой, без болезней, без злых помыслов. Взявшись за руки, все должны пройти через священные ворота и ритуальные костры, после чего, загадав желание, повязать ленточку на Дэлбургэ. Дерево-мать и дерево-отец соединяются между собой Дэлбургэ, и олицетворяют небесные ворота – выход в небесную страну небожителей.Эвены верят, что небесные ворота открываются только в дни летнего солнцестояния, и небесные духи обязательно унесут в «верхний мир» все загаданные желания.
    В традиционном народном искусстве эвенов значительное место занимает хороводный танец хэйде, имеющий религиозно-обрядовый характер. В нём чья-то судьба, чья-то любовь, опыт многих поколений. И вот уже в круг вступают все: и стар, и млад, и русский, и чукча, пришедшие на эвенский праздник. Отметим, такие коллективные танцы проводятся с давних пор при ежегодных традиционных встречах охотников, рыболовов и торговцев. Они всегда вселяли у эвенов чувство единения, коллективного разума, уверенности в преодолении житейских невзгод.
     Нужно отметить и то, что по традиции не только эвенов, но и всех народов севера любые праздники украшались и украшаются спортивными состязаниями: тройной прыжок, перетягивание палки, прыжки через нарты, ловля оленя маутом и т.д. Ещё одна особенная древняя традиция – почитание старших. И другие традиции старины пока еще не забыли эвены. Украшая яркими ленточками дерево, кочевой народ привлекал духов тундры, загадывая желания. Таким образом, с давних пор люди стремились «достучаться до небес», донести до Верхнего мира свои помыслы.
Вот так в летний месяц дилгосилани (июнь) проводится важнейший годовой общенародный праздник эвенов – встреча Нового года – Хэбденэк - праздник пробуждения природы. Ведь именно к этому периоду, ко дню летнего солнцестояния, переливами рек, благоуханием лиственницы и тундровых цветов, новой жизнью задышала родная северная земля...   
     Отметим и то, что в тундре каждая семья разжигает отдельно свой костер и проводит ритуальные обряды. Они исполняются под руководством старожилов стойбища. Затем все жители стойбища собираются за общим костром, где так же исполняется обряд кормления огня, а затем жители стойбища угощают друг друга. Вокруг семейных ритуальных костров и общего костра устраиваются танцы и исполняются собственные песни.
     Все праздники народов крайнего северо-востока - чукчей, эскимосов, коряков, эвенов имеют культово-магическую основу, и они постоянно присутствуют в быту этих и некоторых других народов Севера. Особое значение в этом играли и в некоторых местах до сих пор продолжают играть танцы. Танцы у них - это не только своеобразное произведение народного искусства, они приняты во всех случаях жизни. И при рождении детей, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор, и так далее. Все исполнители песен и танцев желают всем только добра и света. От каждой яранги «ставится» приз и на следующий день проводятся различные состязания. Например, бег с палкой среди женщин и мужчин, метание маута: кто быстрее и ловчее поймает оленя. Но перед состязаниями, как и во время основного ритуального обряда в честь праздника, обязательно нужно провести ритуал кормления огня.