Небольшой диалог о Коране и намазе

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
— Ты говоришь, что на работе не разрешают читать намаз.
Вчера не стал отвечать: отвлеклись на что-то другое.
Я глубоко уважаю твою приверженность к вере.
Но скажу: ведь порядок совершения молитвы, жойнамоз (подстилка), поклоны, наклоны и остальные движения, – всё это не указания Аллаха, а придумки человека. И этот порядок не сразу возник, а постепенно, претерпевал изменения десятилетиями и даже в течение веков. Для Всевышнего не столько важно строгое соблюдение этого порядка, сколько имеют значение сами слова молитвы. Еще важнее, чтобы человек понимал их смысл. И самое главное – чтобы человек душой и сердцем верил в Бога, признавал Его и слова обращения к Нему. Тогда молитва будет, безусловно, принята Аллахом. Иначе говоря, если по каким-то внешним причинам нет возможности совершить намаз по общепринятому порядку, его можно прочесть сидя, стоя или на ходу, отключившись от внешнего окружения, полушёпотом или вовсе про себя, и при этом мысленно представлять должные движения.
Если же служители культа будут утверждать, что такой намаз неправильный, что он будет отвергнут Всевышним, то это – догма, исходящая либо из непонимания, либо из недомыслия, либо из скрытого желания мечети держать паству в своей узде.
Непонимание и недомыслие могут иметь место среди служителей культа низших уровней (тем более – среди самоучек и самодеятельных мулл). Но для профессионального духовенства, тем более – высшего, утверждение догмы и требование неукоснительно следовать ей являются осознанными, целенаправленными.

— Выражаю полное согласие с тем, что в Бога надо верить душой и сердцем. Но пятикратная молитва это предписание Корана.

— Но я же не утверждаю, что молиться достаточно 2-3 раза из 5-ти! Я говорю то, в чём уверен: произнесение слов намаза про себя и мысленное выполнение его движений есть полноценная молитва, ничуть не ниже обыкновенной. А если учесть, что человек в противодействующих условиях обращается к Аллаху, то это, с одной стороны, говорит об истинности его веры, а с другой – будет с особой благосклонностью принято Всевышним. А значит, такая молитва по своей духовности и значимости даже выше традиционной, стандартной, шаблонной.

— Но лучше делать точно так, как написано в Священной книге.

— Можно сказать, что в Коране я – совершеннейший профан. В руке держал разные издания. В том числе оригинальные, изданные там, в арабиях. А также переводные – от академика Игнатия Крачковского и от принявшей ислам Валерии Пороховой. Труд последней и читал: большая книга, изданная в Иране.
Существует очень много переводов Корана на русский язык. Но, по мнениям разных экспертов, ни один из них не является полным эквивалентом оригинала.
Моё профанство в Коране, в частности, выражается и в том, что я даже приблизительно, пусть и по переводным изданиям, не знаю, что и как написано в Священной книге мусульман о порядке совершения намазов.
Из твоего "ТОЧНО КАК НАПИСАНО В СВЯЩЕННОЙ КНИГЕ" получается, что ты – знаешь. Каким образом? Если из прочтения собственными глазами, то в каком издании и на каком языке? Если же твои знания опираются на утверждения других людей, уважаемых тобою, то эти же вопросы адресуются им.
Это я к тому, что о Коране в мире наделано много всяких вымыслов и небылиц, придуманных дилетантами, недоучками и лже-знатоками. И к тому, что относительно Священной книги утверждать: "ТОЧНО ТАК, КАК НАПИСАНО В НЕЙ", имеет право только тот человек, который прочитал это самолично. А также те, кому этот человек передал СВОИ ТОЧНЫЕ ПОЗНАНИЯ.
Всё остальное не только не застраховано от ошибок и искажений, но и может оказаться деяниями, неугодными Аллаху.
И если я уверен в допустимости и полноценности мысленного совершения намаза в условиях, когда общепринятый порядок по тем или иным обстоятельствам невозможен, то потому, что руководствуюсь логикой и здравым смыслом. И потому, что уверен: Коран – творение Всевышнего не может противоречить им, логике и здравому смыслу.

20 июня 2019 г.