ВГИК100 - Героин1

Серафим Григорьев -3
Г е р о и н  в  п о д ъ е з д е  и  12-я з а с т а в а

Пограничникам посвящается

На "ЦТРС Минобороны России" становится известно, что старшим в Таджикистан летит заместитель начальника Пресс-службы Министерства обороны России, полковник Пушкарь Георгий, на «ВОЕН-ТВ» поняли: командировка будет   н е о б ы ч н ой.
   Пока ехали на студийном автобусе по Москве, мы успели сыграть несколько партий в шахматы и выпить пива. Самолет приходится ждать несколько часов, поэтому дело дошло и до водки. Ельцин был всюду, шел 1994 год.
   В полете наш оператор, капитан III ранга, Дмитрий Букетов, в соответствующем состоянии, взял камеру, и, несмотря на протесты видеоинженера, пошел снимать понравившуюся ему женщину. Впоследствии оказалось, что это – жена командующего военной группировкой в Таджикистане, генерал-полковника N.
   Когда в Душанбе об этом становится известно, Георгий Пушкарь, приходит в ярость. Более того, он грозится снять нашу съемочную группу с проекта. Однако, как гласит таджикская поговорка:  «Благодаря рису орошается и ежовник». Это шапочное знакомство Димы в дальнейшем нам здорово помогло.
   А необычность командировки становится понятной, когда к нам «на хвост» садится съемочная группа знаменитой телекомпании CNN. Мы ночевали в кунге (CNN в гостинице - «Таджикистон»),  на территории типографии местной газеты 201-й дивизии «Солдат России». Ночью на территорию боевики бросили две гранаты. К счастью, не осколочные гранаты, а РГД-5.
   Утром приехала съемочная группа CNN. У корреспондента, Сары Клер, загораются глаза – начинаются настоящие приключения. Надо ехать на аэродром. Срочно!.. Уходит «летное окно». Вдруг выясняется, что пропал наш оператор. Начинаем все дружно кричать: Д и м а!.. Б у к е т о в!!.. Бесполезно.
   Естественная реакция бывалого полковника: Георгий Пушкарь решает лететь в Куляб только с группой CNN… Время «Ч»!.. Вертолетчики больше ждать не могут. Автобус трогается, набирая скорость, с американцами на борту… Диму мы находим в чайхане, где он снимает стресс после ночного кошмара, вместе с легендарным редактором «Солдата России», полковником Искандером, на груди которого алеет несколько боевых орденов "Красная звезда" за Афганистан.
   - Товарищ капитан третьего ранга! – ошалело кричу я. 
   Видеоинженер – майор Сергей Балюсин, выражается только нецензурной бранью. Искандер дает возможность Диме позвонить своей знакомой из самолета – жене командующего Объединенной группировкой. Генерал-полковник, узнав, что в Душанбе брошена съемочная группа "ВОЕН-ТВ" Министерства обороны России, дает команду генералу, главному по ВВС 201-й дивизии. И мы все же летим в Куляб.
Пушкарь будто в прицел смотрит на нас и выговаривает сквозь зубы:
   - Вы не улетите отсюда, без пули в заднице.
   В Кулябе нас размещают в танковом полку. Командир полка, полковник Иван Изюмец, лежит в лежку – радикулит. Однако воинский этикет требует от него проявить максимум галантности – все же присутствует дама, да еще со студии, которая в прямом эфире показывала расстрел танками Белого дома.  Он силится встать, но у него движения не получается. На свой страх и риск я делаю ему массаж. Как я его не убил, до сих пор мне не понятно. Шурин мой – прирожденный массажер, и я вспоминаю его приемы,  и так как, прилетев в Куляб, нам наливают по стакану спирта, я с остервенением набрасываюсь на полковника. Вылив на его спину полфляжки спирта, я делаю с ним, что хочу, все же я -  представитель М и н и с т е р с т в а  о б о р о н ы.
   И чудо свершается - полковник Иван Изюмец поднимается. Выпив полстакана спирта (Ельцин всюду), полковник открывает платяной шкаф и дарит мне свой, редкостный тогда, камуфляж – предмет зависти моих боевых товарищей. После такого подарка, я становлюсь Рембо в среде телевизионной братии. Надеваю черные очки, и Сара Клер невольно проникается ко мне уважением.
   На границу, в Московский погранотряд, едем на БТР-80. Потрясающая машина. Впрочем, скоростная машина делает с нами злую шутку. Мы так быстро взлетаем на высоту в несколько километров, что начинаем задыхаться. Тем более все в закрытом отсеке курят. Делаем остановку на 13-й заставе.
   Русский начальник заставы, капитан Александр Клепиков, передает дела новому начальнику, старшему лейтенанту – таджику Мухлису Атабаеву. Парень из элитной писательской семьи. Отец – Лауреат Государственной премии СССР. Старлей Мухлис непрерывно жует насвай. Пробуем диковинное зелье – мерзость.
   Пользуясь случаем, что парень из семьи писателя и поэта, получаю разрешение на общение с таджикскими солдатами. Предусмотрительно я взял с собой книжку со стихами древних поэтов Средней Азии: Рудаки, Руми, Хафиза, Фирдоуси, Низами, Джами. Небольшая вступительная лекция, и под сенью раскидистой шелковицы, из моих  уст (русского журналиста)  звучит любовная лирика:
   О пери! Я люблю тебя, мой разум сокрушен тобой,
   Хоть раз обрадуй Рудаки, свое лицо ему открой.
   Ужель так тягостно тебе открыть лицо, поцеловать
   И так легко меня терзать, губить навеки мой покой?..

   Еще вполне советские, молодые солдаты настолько благодарны мне за прочитанные стихи, что несут в подарок тушенку, конфеты и галеты. А напоследок, они исполняют национальную песню, под аккомпанемент барабанной  дроби. Правда, обычный  т а б у р е т  заменяет бубен.
   Мое приподнятое настроение омрачает информация, которую мне передает Дима Букетов, бывший ОСНАЗовец Тихоокеанского флота:
   - Сара Клер поставила условие полковнику Пушкарю: чтобы на 12-й заставе для телекомпании CNN был обеспечен  э к с к л ю з и в. Для этого заокеанская студия выделила $10 000! – и опытный разведчик делает акцент. – Наличными!..
   - И что? – спрашиваю я. – Взял представитель Пресс-службы Министерства обороны?
   - Вряд ли, - буркнул молчун - майор Балюсин.
   Времена были лихие, и рыночные отношения начинают проникать в святая  - святых страны – в Вооруженные силы. Мои офицеры ждали очередных званий и хотя бы - подмосковных квартир. Мне – гражданскому режиссеру, а реально - корреспонденту, терять было нечего. И я высказываю свое мнение полковнику Пушкарю:
   - Я согласен не ехать на 12-ю заставу. И видеоинженер не поедет, – говорю я полковнику. – Но оператор поедет обязательно.
   - Без пули в заднице, ты отсюда не уедешь, – зло бросает мне «настоящий» полковник. - Мы ВГИКов не оканчивали.

фото - Инет

продолжение следует