Вермеер. Дама, стоящая у вирджиналя

Алина Алексеева-Маркезин
   Ян Вермеер.  Дама, стоящая у вирджиналя, примерно 1670-1672
Staande virginaalspeelster Холст, масло. 51,7 ; 45,2 см Лондонская Национальная галерея, Лондон

    Картины Вермеера, выполняемые с большой медлительностью и тщательностью, являются большой редкостью. Во всем мире их насчитывается всего около тридцати пяти. Ян Вермеер родился в Дельфте в Южной Голландии и славился картинами с изображениями повседневной домашней жизни. В этих работах часто фигурируют молодые женщины, которые ведут спокойный размеренный образ жизни, и запечатлены они в очень интимных моментах одиночества.
   
      На картине перед вами молодая женщина, стоящая перед клавишным инструментом, на котором чаще всего играли именно представительницы слабого пола. Женщина одета в элегантное платье с голубым лифом, пышными желтыми рукавами и окантовкой из бисера и лент. Волосы её собраны в пучок, из которого выбиваются несколько локонов, спадающих на лоб.

     А теперь окиньте взглядом комнату. Остановитесь на деталях меблировки. Пол из черно-белой мраморной плитки и плинтусы из белой керамики с синим рисунком свидетельствуют о том, что это дом довольно богатого человека. С левого окна льется свежий дневной свет, который с большой точностью выделяет каждую деталь. На задней стене видны две картины: пейзаж в позолоченной раме и Купидон, который держит игральную карту.
 
      Купидон интерпретируется как символ любви и верности одному человеку. И действительно, прикасаясь пальцами к клавишам, дама всматривается вдаль, словно ждет кого-то. Возможно, это был человек, сидящий в кресле на переднем плане... Создается впечатление, что она смотрит далеко за пределы картины, прямо на зрителя, пытаясь вовлечь его в безмолвный загадочный диалог.

      Кроме прочего, необходимо учесть, что тема музыки была тесно связана с эротизмом и в голландской живописи того периода к ней обращались довольно часто. Музыка считалось «пищей любви» и была прекрасным развлечением для буржуазного класса, поскольку символизировала, как гармонию, так и скоротечность существования.

     По утверждениям Лондонской Национальной галереи, не удалось определить, что за картины изображены в этой работе Вермеера, хотя картина с пейзажем слева от центральной может принадлежать кисти Яна Вейнантса или Алларта ван Эвердингена. Вторая картина, показывающая Купидона, держащего карту, приписывается Цезарю ван Эвердингену — брату Алларта. Этот мотив картины с Купидоном может являться либо представлением верности к одному возлюбленному, либо, находясь около вирджиналя, отражением традиционной связи музыки и любви.

    Эта работа может быть связана с другой картиной Вермеера — «Дама, сидящая за вирджиналем : размеры холста почти одинаковы, и две картины, возможно, задуманы как парная работа.