Велосипед

Михаил Шаргородский
Рабочий поселок завода, где я работал, был небольшим. Поэтому все его жители хорошо знали друг друга. Как говорится "всех и обо всем" 
Был в поселке один юноша, заметно отличавшийся от всех остальных. Необщителен, всегда сдержан и молчалив.
Я немного знал его по заводу. Работал он в соседнем цехе. Отзывы о нем были весьма положительными, но отмечалось, что со своими коллегами по службе общается очень мало. Педантичен. Никогда не задерживается на работе, если не было специального указания руководства, в связи с каким либо срочным заказом.
Он учился в вечерней школе и, однажды, обратился ко мне за консультацией по какой-то тригонометрической задачке.
После его ухода, с соседями, которые были старожилами поселка, зашла речь об этом парне. Они рассказали весьма любопытную историю.
Этот парень с раннего детства фанатично был влюблен в велосипед, но семье его жилось довольно трудно и они не могли себе позволить такую роскошь. А мальчик уже наизусть знал из чего состоит велосипед, и постоянно собирал разные железки, чтобы самому построить его. Когда он собрал несколько колес от детских колясок, какие-то трубы и прочий  хлам, он взял все это в охапку и пошел на стройку нового дома, которая была очень близко от его места жительства. Там он обратился к рабочим с просьбой помочь ему построить велосипед. Он попал на стройку в очень удачное для него время. На стройку что-то не завезли во время, и рабочие, на какое то время, были на простое. Их очень позабавил визит такого  малыша, а потом они решили, а почему бы и впрямь  не помочь ребенку?
Кое-как сварили раму. Как-то умудрились прикрепить колеса. И в течение нескольких дней слепили очень неказистую, но все же передвигающую тележку и подарили ее своему юному заказчику. Он просто был счастлив. Какое-то подобие велосипеда появилось. Но мучился он страшно. То колеса от колясок ломались, то еще что-то. Родители вечно должны были заниматься ремонтом этой чудо-техники. В такой ситуации прошло года два. Мальчик подрос, а родители уже были не в состоянии вечно заниматься ремонтами.
В конце концов, они вынуждены были купить ему велосипед.
А в то время по экранам прошел старый советский фильм, где мальчику родители дарят велосипед. Так его обступает целая куча мальчишек, многие из которых старше его, и все просят "дай покататься"
Затем они вообще забирают у него велосипед, сами катаются, не давая хозяину хоть чуть- чуть  тоже покататься. Кончается тем, что велосипед в этот же день ломается, и  бедный ребенок удрученно взирает на технику, которой ему так и не довелось воспользоваться.
Когда Марат (так его звали)  вышел с новым велосипедом на улицу, его тут же обступили  мальчишки -соседи и стали просить дать покататься. Но он, хорошо помня фильм, о котором я упоминал, и который он тоже видел, никому не давал право сесть на свой велосипед. Такая же картина повторилась и назавтра и на послезавтра и на все последующие дни. Он никому не давал покататься на своем, с таким трудом добытом "коне"
Естественно дети были обижены, и стали называть его "жмот" 
Через  некоторое время в отместку за "жмотство" они перестали приглашать его в свои игры, а позже  и не допускать к ним. Возникла полоса отчуждения. Марат ничего не делал для смягчения ситуации, а родители, обремененные своими делами, в эти вопросы не вникали.  Марат, несколько раз натолкнувшись на то, что с ним дружить никто не хочет, перестал искать общения со своими сверстниками.
Положение не изменилось и тогда, когда ему соседи подарили взрослый велосипед, в знак благодарности за то, что он все лето помогал им в деревне в сельхоз работах. 
Он замкнулся в себе, и находил для себя занятия, не требующие партнеров.
Эта манера по существу стала его натурой. Таким он был и в школе. Таким же оставался и придя на завод. 
На его миропонимание очень повлиял один эпизод. Как-то случайно на территории завода грузовик помял его велосипед. Требовался серьезный и длительный ремонт. Одна из коллег позвала его и сказала: "Пока твой велосипед починят, возьми наш, он тебе нужнее"
Это заставило его задуматься, а правильную ли позицию в этом плане он занимал с детства?
Судя по всему, он все же стал искать пути некоторого сближения с людьми. Все были поражены, когда над одной семьей соседей, пострадавшей в аварии, он практически все заботы по уходу принял на себя. 
Все заметили и оценили этот жест.
Я был секретарь комитета комсомола. Как- то, встретившись со мною, он спросил меня:
"Вы, конечно, мою историю знаете, что можете сказать?"
Я не ответил.
Каждый сам должен найти приемлемый для себя ответ.