Повесть о Зубаире и Сальсабиль

Ирина Басова-Новикова
Во славу Всевышнего будет сей  сказ,
Чтоб свет правой веры в сердцах не угас,
Чтоб люди, предавшись добру и любви,
Творцу возносили молитвы свои.
Велик Вседержитель, и жаждут сердца
Без устали славить благого Творца –
Того, кто над миром в пространствах пустых
Возжёг мириады  светил золотых;
Того, по Чьей воле на благо людей
Явились просторы пустынь и морей;
Чьим промыслом травы, деревья взросли
На лоне пустынной и мёртвой  земли.
Восславим того, кто, рассеявши тьму,
Явил целый мир для покорных Ему,
Чьим Промыслом высшая мудрость дана
От дней сотворенья на все времена.
Так было и есть и пребудет  вовек.
Да будет достоин сего человек!

Жил в стародавние времена в Багдаде богатый купец по имени Аммар. Много имел он всякого добра – и шелков, и бархата, и драгоценных каменьев; сотни невольников и невольниц берегли хозяйство своего господина. Много милостей оказывал купцу сам халиф, покупая у Аммара ткани и благовония. Не было у купца лишь счастья, потому что рожала его жена одних дочерей.
Однажды вошёл Аммар в покои супруги и сказал:
- О Эльзахра! Взял я тебя из бедной семьи, щедро заплатив твоим родителям, чтобы не нуждались они ни в чём до скончания века! С тех пор носишь ты одежды из шёлка, ешь на золоте и пьёшь из серебряных кубков. Ни разу не сказал я тебе худого слова, а ты рожаешь одних дочерей! Наказал меня Аллах шестью дочерями, но не заслужил я такой участи: щедро раздаю я милостыню бедным, жертвую золото мечетям и всё свободное время провожу в молитвах. Нет на мне греха, и вот моё слово: если не родишь ты мне сына, то выгоню я тебя с позором из моего дома!
Отправился купец с караваном в дальние страны, а у жены его Эльзахры начались родовые муки, и родила она дочь. И призвала к себе несчастная мать верную рабыню, и сказала:
- Увы, Марьям, несчастна моя судьба! Жила я праведно, и не знаю, чем навлекла на себя немилость Аллаха. Седьмую дочь произвела я на свет вместо долгожданного сына. Боюсь, помутится у мужа от отчаяния разум, и убьёт он меня и ребёнка!
- О достойная моя госпожа! – молвила рабыня. – Положись на Аллаха. Знаю я одну бедную женщину, которой в тягость материнство. Семь дней назад родила она сына, и с тех пор угасает в ней жизнь. Верно, призовёт её вскоре Всевышний в обитель смерти. Что, если эта достойная женщина отдаст  тебе на воспитание своего ребёнка? Выдай его за плод твоего чрева, и будет твой муж  покоен и счастлив, а ты угодишь и ему, и Аллаху, который – защитник сирот.
И сказала Эльзахра:
- Приведи мне эту женщину, когда стемнеет. Я с радостью возьму её ребёнка и стану о нём заботиться, как о собственном сыне.
И привела рабыня под покровом ночи измождённую женщину, на руках которой спал младенец. И развернула женщина покрывало, и вскрикнула от восхищения Эльзахра, увидав прекрасного младенца, от которого исходило сияние.
- О достойная госпожа! – сказала женщина. – Небо послало тебя моему сыну, которого я нарекла Зубаир. Узнай же горькую правду о его рождении. Я – несчастная Маххабат, любимая жена султана Муззафара, повелителя хрустальной земли, которая находится далеко на севере между пустыней и небесами. Ни один смертный не знает туда дороги; лишь джиннам и дивам ведом путь до хрустальной земли. Четырёх жён имел султан Муззафар, и три старшие жены родили ему шестерых сыновей, подобных звёздам в полночном небе. И счастлив был наш повелитель, и готовился к рождению седьмого сына, которого должна была я произвести на свет. Но напал на наши земли соседний правитель Абдулхаджар, которому по воле Иблиса ревностно служат мариды и ифриты. Убил он султана Муззафара, погубил старших жён и детей; лишь мне удалось бежать в чужие земли, где я и родила единственного наследника великих царей. Увы! Не видать мне никогда родимых берегов, но не эта мысль омрачает мои последние дни. Боюсь я, что проведает Абдулхаджар о  рождении Зубаира и погубит его, как погубил шестерых его братьев. Молю тебя, добрая женщина, никогда не говори никому о том, что Зубаир – сын султана хрустальной земли, иначе не жить ему на белом свете!
Сказала так бедная женщина и испустила дух от печали.
И взяла Эльзахра маленького Зубаира, и прижала к груди, и долго плакала о его несчастной судьбе.
Вскоре  возвратился из дальних стран купец Аммар и возрадовался, увидав, что Аллах почтил его сыном.
- О драгоценная моя Эльзахра! – воскликнул купец. – Не напрасны были наши молитвы – услышал их Вседержитель и подарил нам сына, краше которого нет на свете! Верю я, что вырастет он, и слава о нём пойдёт по всему миру. А за то, что рождение его сделало меня счастливейшим из отцов, клянусь я исполнить любое твоё пожелание!
Испугалась Эльзахра того, что дойдёт до хрустальной земли молва о Зубаире, и решила обвести вокруг пальца судьбу, и сказала:
- Не прошу я ни шёлковых одежд, ни украшений, но молю тебя лишь об одном: чтобы не сглазили нашего сына злые люди, пусть не знает о нём мир до той поры, пока не обретёт его тело силу льва. Поклянись страшной клятвой, что не узнают люди о Зубаире, пока его рука  не поднимет  меч, который скуёт для него лучший оружейник Багдада.
Подивился Аммар словам жены и нашёл, что они справедливы. И утаил он от мира радость о рождении сына, и поклялся на священном Коране в том, что не узнает  Багдад Зубаира, пока тот не возмужает и не возьмёт в руки меч лучшего багдадского оружейника Аббаса.
А Эльзахра собрала свои драгоценности и пошла в кузню, где разложила перед кузнецом рубины, изумруды и золото, и сказала такие слова:
- Мир тебе, почтенный Аббас, сын славного оружейника Алима! Возьми мои украшения – немалых денег стоят они! А взамен молю тебя об одной услуге. Возьми самую крепкую сталь и выкуй меч – такой тяжёлый, чтобы не смог его поднять  ни один смертный!
И выковал кузнец диковинный меч – такой тяжёлый, что десять невольников-силачей едва сняли его с наковальни! И рада была Эльзахра, ибо думалось ей, что никогда рука Зубаира не поднимет этого меча, и будет молчать о сыне связанный страшной клятвой Аммар, и утаит она несчастного наследника хрустальной земли от козней Абдулхаджара. И  окружила Эльзахра Зубаира заботой и лаской, и рос он в холе и неге.
Но есть ли на свете смертный, чья хитрость может противиться воле Всевышнего?
Прошло время - вырос Зубаир благочестивым и статным юношей, а когда исполнилось ему пятнадцать лет, затосковал он дома и попросился  в лавку к отцу, а тот сказал:
- Сын мой!  Жестоки и завистливы люди; оттого и поклялся я   твоей матери на святом Коране, что  не выпущу тебя из-под  своего  крыла, пока не станешь ты настоящим мужчиной и не научишься владеть  мечом, который сковал  оружейник Аббас.
Тщетно пробовал Зубаир вытащить меч из ножен – не по силам оказалась ему эта затея!
Загрустил Зубаир, и томилась его душа от того, что сидел он в собственном доме, как невольник. И сжалился над его слезами Аллах, и привёл в дом его отца странника, совершившего хадж в Мекку и посетившего другие святые места. С великой радостью пригласил паломника Аммар в свои покои, и велел невольницам принести для гостя еду и сладкий щербет, и долго расспрашивал путника о святынях Мекки и о врагах рода человеческого – коварном Иблисе и его джиннах, а ещё - о маридах и о духах огня, о славных героях и воинах, победивших ифритов и ставших властителями далёких стран. А после почтительно отвёл  Аммар своего гостя в сад и оставил в одиночестве, чтобы тот мог совершить намаз и отдохнуть с дороги. Но едва собрался странник приступить к молитве, услышал он плач. Огляделся и увидал в отдалении юношу, лицо которого было подобно светилу в яркий полдень, а стан – молодому дубу.
- О юноша! – воскликнул странник. – Я вижу, слёзы бегут по твоим щекам, словно благодатный ливень. Поведай, кто ты и о чём твоя тоска?
- Узнай, добрый человек, что зовут меня Зубаир и я единственный сын хозяина дома. Слушая твои рассказы о далёких путешествиях и о славных битвах, не смог я сдержать слёз и пребываю в глубокой печали.
И рассказал Зубаир о том, что хочет познать неведомый мир и совершить много подвигов, но слаба его рука, чтобы держать меч; рассказал и о клятве отца, и о том, что ни разу за пятнадцать лет не переступал он порога отчего дома. И сжалился странник над юношей, и дал ему волшебное снадобье, и когда осушил Зубаир чашу  целебного напитка, яростной силой налилось его тело, и выхватил он из ножен неподъёмный меч, и показался тот меч Зубаиру не тяжелее лебединого пера. И, узнав о том, возрадовался Аммар и вознёс благодарственную молитву Творцу всего сущего, и плакала от отчаяния, предчувствуя недоброе, несчастная Эльзахра.
И привёл Аммар своего сына в лавку, и показал товары, и научил вести торговлю с простолюдинами и знатью. И потекли бесконечной толпой в лавку Аммара и ремесленники, и купцы, и вельможи, чтобы поглядеть на Зубаира и принять из его рук ткани и благовония.
Но есть ли в подлунном мире счастливцы, кому Аллах посылал бы лишь радости? Занедужил Аммар и почувствовал близкую кончину. И пришлось Зубаиру одному вести торговлю в лавке отца, но был милостив к нему Всевышний, и вскорости преумножил он отцовское добро. Оставим его на время и послушаем о том, как узнала о молодом купце любимая дочь халифа.

А правил в то время Багдадом халиф, имевший по воле Аллаха много детей, и была среди его дочерей одна, красотою подобная райским девам, и было ей имя Сальсабиль.
Пуще казны берёг её халиф, и едва исполнилось девушке пятнадцать лет, глубокая печаль охватила повелителя правоверных от скорой разлуки с нею, ибо предстояло ему выбрать для дочери достойного жениха. И от скорбной мысли о разлуки с дочерью ничего не жалел для неё халиф: ни драгоценных каменьев, ни золота, ни дорогих одежд.
Однажды пришла во дворец торговка благовониями, и тут же провели её в покои любимой дочери халифа. Разложила торговка перед Сальсабиль и ладан, и мирру, и розовую воду, и божественный оних, и драконову кровь, но не стала смотреть принцесса на дорогой товар и сказала:
- Что с того, что одета я в шелка и осыпана золотом? Для чего мне благовония, если не покидаю я своих покоев? Последняя рабыня счастливей меня – та может хоть видеть закат над пустыней и радоваться ветру, а я обречена ничего не ведать, потому что отец бережёт меня от мира! Тоска разрывает мне грудь; хоть ты расскажи, что нового в Багдаде? Кого покарал, а кого осыпал милостями всемогущий Аллах?
- О госпожа! – воскликнула торговка. – В Багдаде только и разговоров, что о сыне благочестивого купца Аммара!
- Кто этот юноша, и отчего о нём говорит весь город? – спросила принцесса. 
- Пусть покарает меня Всевышний, если скажу неправду. Нет на белом свете юноши, прекрасней и благородней лицом, чем Зубаир. Все девушки и женщины вздыхают о его красоте, а мужчины и старцы рассудили, что мудр этот юноша сердцем, и нет в городе отца, который бы не желал видеть своих дочерей замужем за Зубаиром!
И запечалилась Сальсабиль о том, что нельзя ей покинуть дворец и поглядеть на прекрасного юношу. Два дня тосковала она о Зубаире, а на третий день не вынесла её душа печали, и велела она позвать рабыню, и сказала ей:
- О верная моя Аниса! Много искушений посылает человеку коварный Иблис. Легко бороться с искушениями мужчинам, потому что у многих  сердце из камня. Но разве устоит перед соблазном любви сердце невинной девушки? Узнала я о том, что взволнован Багдад появлением юноши, имя которому – Зубаир. С тех пор, как стало известно мне о его красоте, ни ночью, ни днём нет мне покоя.
- Чего же  ты хочешь, госпожа? – спросила рабыня.
- Принеси мне одежды из тех, что носят служанки, и помоги незаметно уйти из дворца. Хочу я собственными глазами увидеть юношу, о котором волнуется город.
И принесла верная Аниса для своей госпожи простые одежды и помогла той незаметно покинуть дворец.

Сгустились сумерки над Багдадом, и заблистали звёзды, когда решил Зубаир закрыть лавку и отправиться домой.
Вдруг мелькнула чья-то тень, и оказалась на пороге женщина, скрытая покрывалом, чёрным, как ночь.
- Мир тебе, Зубаир, сын Аммара! – приветствовала его женщина.
- Да будет милостив к тебе Аллах! Какая нужда привела тебя ко мне? – спросил юноша.
- Прежде, чем я скажу, поклянись, что ни один человек не узнает о нашем разговоре.
- Клянусь священной книгой и раем, который уготовил Всевышний для всех правоверных!
- Тогда узнай, Зубаир, что зовут меня Аниса, и я рабыня Сальсабиль, любимой дочери халифа. Узнала о тебе моя госпожа, и хочется ей поглядеть, правду ли говорят люди о твоей красоте и благочестии. Тайно покинула она дворец, снедаемая тоской любви, и горе нам обеим, если кто узнает об этом!
Любопытно стало Зубаиру. Никогда не видал он женщин с открытым лицом, кроме матери и сестёр, и не знал, какова их прелесть.
- Пусть без страха войдёт твоя госпожа, и клянусь, что ни словом, ни помыслом не оскорблю я ту, которая не пожалела чести ради единственного взгляда! – воскликнул Зубаир. 
И вошла, словно тень, любимая дочь халифа, и увидала Зубаира, чьё лицо сияло, словно полная луна, и вскрикнула она, поражённая красотой юноши, и упала без чувств. И Зубаир смочил благовониями платок, и откинул покрывало с лица девушки, и замер от восхищения: так прекрасна была  юная Сальсабиль! И когда та очнулась, прочитал в её глазах Зубаир великую жажду любви. И бросились влюблённые в объятия друг друга, и были неразлучны до рассвета, а с первыми лучами солнца Зубаир сказал:
- О Сальсабиль, жемчужина моей души! Род мой богат и уважаем в Багдаде, предки отца свято чтили Аллаха, а Тот посылал им благополучие и радость. Верю, не отвернётся от меня Всевышний и тогда, когда попрошу я у халифа твоей руки. Должно быть, известно тебе о болезни моего отца и о том, что вскорости  покинет он земной мир, и должен буду я три дня оплакивать его кончину, а моя родительница четыре месяца проведёт в скорбных молитвах. Лишь по истечении этого времени явлюсь я во дворец халифа,  и если будет ему угодна наша любовь, то твои ласки утешат и исцелят моё горе.
 И поклялась Сальсабиль, что станет ожидать возлюбленного столько, сколько будет угодно небесам.

Вернувшись во дворец под утро, забылась принцесса сном, но вскоре разбудили её невольницы и облачили в богатые одежды. И предстал перед девушкой главный визирь и молвил:
- О прекрасная Сальсабиль, под счастливой звездой пришла ты в этот мир, и уготована была тебе Аллахом приятная судьба! Сам повелитель хрустальной земли Абдулхаджар прибыл нынче в Багдад просить у халифа твоей руки! Великими чудесами славится хрустальная земля, а сам Абдулхаджар так могущественен, что ему служат джинны. Огромный выкуп за тебя привёз Абдулхаджар: сундуки изумрудов и рубинов, слитки золота и сто боевых слонов. Вот как богат правитель хрустальной земли, где по желанию твоего отца сочетаешься ты браком с султаном и будешь жить в довольстве и радости до скончания лет!
И когда покинул визирь покои принцессы, не смогла сдержать слёз несчастная Сальсабиль:
- О верная моя Аниса, за что посылает Всевышний такое горькое испытание неискушённому сердцу?! Что станется со мною и с Зубаиром, если султан хрустальной земли увезёт меня в своё царство?
- Ничего не поделаешь, госпожа! – воскликнула невольница.  – Дозволено мне было поднять глаза на султана Абдулхаджара, и вот что я скажу: возрастом он не стар и лицом недурен собой, а такого богатства, каким обладает султан, нет ни у одного восточного халифа! Могущественен повелитель хрустальной земли, ведь служат ему ифриты и мариды, и если ты откажешься ехать с ним, то велит он джиннам разорить наше царство.
- Дай  мне тогда кинжал  - не хочу я навлекать беду на отца и родную землю!
- О Аллах, как могло прийти такое в голову моей госпоже! Если страшит тебя жизнь вдалеке от отчего дома и любишь ты своего Зубаира, откройся халифу и расскажи ему, как сильна твоя любовь к сыну купца!
- Увы мне! – воскликнула Сальсабиль. – Как скажу я отцу, что покинула дворец для встречи с мужчиной?! Если не убьёт меня отец, то несмываемым позором покроются его седины!
- Что же тогда нам делать, госпожа?
- Сделаем так. Не могу я противиться воле отца, отдающего меня в чужие земли, но могу попросить его на год отсрочить свадьбу и первую ночь с султаном. А ты, моя верная Аниса, пойдёшь к Зубаиру и скажешь ему такие слова: «Несчастная Сальсабиль будет год проливать слёзы, ожидая, когда ты мечом или хитростью вызволишь её из плена, но по прошествии этого срока, если не найдёшь ты хрустальной земли, поразит принцесса кинжалом свою грудь от любовной тоски и не станет женой Абдулхаджара!».
Заплакала верная рабыня и начала собирать госпожу в далёкое странствие.

А в доме Зубаира поселилось великое горе: отошёл в мир иной старый купец Аммар. Но едва успел Зубаир оплакать и предать земле тело отца, на пороге его дома появилась женщина, закутанное в чёрное, и узнал юноша невольницу госпожи своей Сальсабиль. И рассказала рабыня о сватовстве султана хрустальной земли и о том, что обещал Абдулхаджар год не входить в покои принцессы, пока та не привыкнет к нему и не зародится в её сердце любовное чувство. И о том поведала невольница, что будет ожидать своего возлюбленного Сальсабиль, и если не явится Зубаир к указанному сроку, то поразит она свою грудь кинжалом, но не станет женой Абдулхаджара. И спросил Зубаир у девушки, где находится хрустальная земля, но не ведала о том Аниса, ибо, простившись с халифом, были Абдулхаджар и  Сальсабиль подхвачены волшебной силой, и унесли их джинны в неведомую страну.
И одолела Зубаира тоска о любимой, и пошёл он к матери просить благословения в опасный путь.  Выслушала сына Эльзахра и молвила:
- День радости краток, и нет у человека хитрости против воли Аллаха! Нет в живых нашего господина Аммара, и незачем теперь хранить великую тайну!
И рассказала Эльзахра Зубаиру о его настоящем отце – повелителе хрустальной земли,  о погубленных братьях и о его чудесном рождении. И в гневе сорвал со стены меч Зубаир и немедля решил отправиться в путь, чтобы покарать Абдулхаджара.
- О сын! – в великом страхе молвила Эльзахра.  – Предчувствовало моё сердце неминуемый день разлуки! Могущественен султан Абдулхаджар, ведь покорны ему ифриты и мариды! Слыхала я от твоей матери, что лишь царю дивов ведомо, где находится хрустальная земля. Знает царь и о том, как победить джиннов, но коварен он и хитёр и не станет просто так помогать человеку.
- Это мы ещё поглядим, кто кого одолеет!
Сказав так, простился Зубаир с матерью и отправился на поиски хрустальной земли.

Долго скакал  по пустыне Зубаир, пока не изнемог от жажды его конь и не пал замертво. И шёл  юноша по горячим пескам, пока не сомкнулись на его пути горы.  И решил Зубаир заночевать в прохладной пещере у  горного родника. Снял он с себя доспехи и меч и приник к ручью, чтобы утолить жажду. И возник перед ним будто из-под земли великан, и был он страшен и покрыт шерстью с головы до пят, и понял Зубаир, что перед ним  див, и втайне возликовал, но изобразил испуг и пал ниц перед жителем подземного царства.
- Презренный сын Адама! – взревел див. – Разве не знаешь ты о том, что обходят правоверные стороной эти ущелья, принадлежащие джиннам?! Как смел ты осквернить недостойными устами источник, из которого не дозволено пить смертным? Кто ты таков, и какая нужда привела тебя в эти пустынные земли?
- Да будет долог твой век, о див! – ответил юноша. – Зовут меня Зубаир, и буду я из Багдада, из рода почтенных купцов. Путешествовал я по чужим странам, где люди  не ведают о воле Аллаха и пьют вместо воды вино, которое дурманит головы и отводит от праведных мыслей. Выучился я у неверных готовить этот напиток и отправился назад в родной город. Но случилась в пустыне песчаная буря, и отбился я от каравана и долго блуждал в поисках воды, пока не набрёл на этот ручей.
- А известно ли тебе, презренный, что запретна эта вода для человека, ибо тот, кто хоть раз испил из источника, делается неуязвим для меча? Сокрыл Всевышний этот источник от людей, а за то, что ты нарушил запрет, не видать тебе больше земли и ясного неба – либо изволит тебя казнить царь дивов, либо станешь ты невольником  - последним из последних в его подземном царстве!
- Горе мне! – воскликнул Зубаир.  – В недобрый час родила меня мать, и незавидна моя судьба! Веди же меня к царю дивов.
И расступилась перед дивом земля, и повёл тот юношу в подземное царство. Едва поспевал за великаном Зубаир и не переставал удивляться тому, что видел. А видел он под землёй изумрудные долины и виноградники, и полноводную реку, по берегам которой раскинулся удивительный город. И были в этом городе дома из серебра и золота, а на деревьях висели всевозможные плоды.
И вошёл Зубаир вслед за  дивом в беломраморный дворец,  покои которого были изукрашены самоцветами и слоновой костью, а в одном из покоев стоял золотой трон, и восседал на нём царь дивов, и был он ростом с мамврийский дуб, с огромной рогатой головой, изрыгающей пламя. И склонился див перед могучим повелителем, и велел Зубаиру пасть ниц.
- О всемогущий царь! – воскликнул див. – Я привёл человека, дерзнувшего ступить на твою землю и напиться из горного родника воды, которую дозволено пить лишь дивам и джиннам! Как изволишь поступить с ним: бросить его в геенну огненную или сделать последним из рабов?
Разгневался царь дивов, но, увидев, что пленник красив лицом и совершенен телом, сменил гнев на милость и спросил Зубаира, кто он таков и отчего в одиночестве бродит по пустыне.
- О милосердный царь! – с охотой ответил юноша. – Да будет тебе известно, что имя моё – Зубаир, и что я – винодел, соблазняющий правоверный народ недозволенным напитком. Кто отведает моего вина, тот больше не вспоминает о печалях, но веселится и пирует с красивыми женщинами, забывая о молитвах Аллаху великому!
- Воистину, нет большей радости диву, чем рассказы о том, как  недостойные сын Адама досаждают  правоверным собратьям! – сказал царь дивов. – Приготовь-ка и нам, винодел, хмельной напиток, веселящий душу и уносящий прочь заботы и печали!
И повелел царь дивов приготовить на площади перед дворцом огромные чаны, и принесли дивы Зубаиру грозди  лозы, и тот готовил хмельной напиток, а после, выдержав его в погребах, велел доложить царю, что настал час веселья. И отведали дивы вина – крепкого и сладкого, и пустились в пляс, и распевали богохульные песни, изрыгая пламя. Наполнил Зубаир до краёв вином золотой ковш (а был этот ковш размером с десяток бочонков) и подал его с поклоном царю, и тот, пригубив, охмелел и воскликнул:
- Клянусь, никто в подлунном мире не вкушал такого вина: ни багдадский халиф, ни повелитель румов, ни могущественный правитель хрустальной земли!
- Нет большей радости бедному рабу, чем довольство господина! – ответил Зубаир. – Не сравнится это вино ни с тем, что льётся рекой в  Риме, ни с тем, что тайком пьют богатые мужи Багдада. Но не приходилось мне ни разу слышать от купцов о хрустальной земле. Что это за страна, и где она находится, и ведают ли её жители о милостях Аллаха?
И молвил охмелевший царь:
- Немудрено, что не знают о хрустальной земле сыновья Адама, ведь находится она на севере между небом и бескрайней пустыней.  И не попасть туда человеку, разве что оседлает он златогривую кобылицу, пасущуюся на берегу подземной реки. А правит той землёй султан Абдулхаджар, которому служат злобные джинны.
- О Аллах! – сказал Зубаир, подавая царю второй ковш вина. – Разве возможно, чтобы могущественные джинны, дети Иблиса, были покорны человеку?
- Да будет тебе известно, презренный раб, что на беду джиннов владеет султан Абдулхаджар хрустальным талисманом, который он всё время носит на груди. Обладателю этого талисмана обязаны безоговорочно служить и мариды, и ифриты, а без него потеряет султан своё могущество.
И поднёс Зубаир царю третий ковш вина, и выпил царь вино до капли, и сморил его непробудный сон.
Тогда незаметно покинул Зубаир царя и пошёл на берег реки, где паслась златогривая кобылица. Накинул он на неё узду и седло и вскочил ей на спину. И взвилась кобылица, и понеслась по лугам и горам, пытаясь скинуть седока, и срывалась с горы в пропасть, и вновь взмывала из бездны на вершины гор. Крепко держался в седле Зубаир, и почуяла кобылица, что сильна воля и крепка рука её господина, и встала как вкопанная.
И пожелал Зубаир, чтобы вынесла она его из подземного царства, и вмиг очутился он у источника, заповедного для людей. И нашёл в пещере Зубаир свои доспехи и меч, и вскочил в седло, и пожелал оказаться во дворце Абдулхаджара. И взмыла кобылица в небеса, и  понеслась на край света, и развевалась её огненная грива по ветру, а люди, глядя с земли, думали, будто летит комета.
Вот что стало с наследником хрустальной земли Зубаиром. Оставим его и послушаем, что случилось с его возлюбленной Сальсабиль.

Прекрасен был дворец султана Абдулхаджара. Среди олив и фонтанов белели его мраморные колонны, а ступени были выстланы шёлковыми коврами. И едва очутилась Сальсабиль перед дворцом, подхватили её под руки невольницы и повели в покои.
И решил коварный султан не выжидать обещанный год, но склонить девушку к замужеству как можно скорее, ибо не мог он терпеть своей страсти. И призвал Абдулхаджар к себе невольниц, искусных в игре на лютне,  в танцах и пении, и велел им развлекать девушку. Но по-прежнему предавалась скорби прекрасная Сальсабиль, и разгневался султан, и приказал казнить всех танцовщиц и певиц. А после призвал он мудрецов и рассказчиков, чтобы те увлекли девушку поучительными историями и небылицами, но рассеянно слушала их принцесса, и постигла старцев та же участь, что и девушек. А после настал черёд принять смерть придворных садовников, поваров и ювелиров – вот как обезумел  султан от любви к девушке!
И вошла к Сальсабиль старая невольница и молвила с укором такие слова:
- О жестокосердная гурия, чем провинился перед тобой народ хрустальной земли?! Сто прекрасных девушек, сто мудрецов, и садовников, и поваров и ювелиров казнил султан лишь потому, что они не угодили тебе старанием! Отчего не глядишь ты на украшения и наряды, отчего не пьёшь щербет из лепестков роз?  Почему не радуют твоё сердце весёлые песни? Какая печаль у тебя на душе?
- Добрая женщина, как мне не горевать, когда сердце болит от разлуки с родимым домом? Как не печалиться, когда не мил мне жестокий жених и разлучена я с возлюбленным?
- Сочувствуем твоему горю, госпожа, - ответила невольница, - но всё же молим тебя: не выказывай нашему повелителю свою скорбь, иначе не перестанет султан казнить своих подданных, и долетит до престола Аллаха плач сирот, и покарает тебя Всевышний, ибо из-за твоей печали пролита кровь невинных!
И вскоре дошло до султана, что перестала лить слёзы его возлюбленная, и возрадовался он, потому что нестерпима стала его страсть к Сальсабиль. И задумал он нарушить слово, данное её отцу, и велел немедленно готовиться к свадьбе. И приказано было рабам украшать город, а поварам - готовить изысканные кушанья, а придворным ткачам  - шить платье для невесты. И велено было опоить Сальсабиль дурманным напитком, чтобы не смела она противиться, когда придёт время заключать никах.
И настал злополучный день, когда обрядили девушку в роскошные одеяния и начали петь хвалебные песни султану и его невесте. И вошёл Абдулхаджар в покои Сальсабиль, и увидел, что не сравнятся с ней красотою райские гурии, и захотелось ему напитаться сладостью её губ. Но только он наклонился к её устам, как померкли небеса и разразился гром и просияла молния. И спустился с небес всадник на огнедышащей кобылице и в блестящих доспехах. И был  этот всадник суров и прекрасен лицом, отчего смутился султан, ибо не было равных чудесному юноше среди смертных.
- Кто ты, могучий воин?  - воскликнул султан. – Ты из сыновей джиннов или вестник Аллаха?
- Я – Зубаир, младший сын убитого тобой султана Муззафара и его жены Маххабат! А явился я сюда, чтобы отобрать у тебя трон и отомстить за гибель отца и братьев! Бери же свой меч – не терпится мне сразиться с тобой в честном бою!
Побагровело от гнева лицо Абдулхаджара. Схватился он за хрустальный талисман, висевший на его груди, и начал шептать заклинания, призывая на помощь ифритов и маридов. Но взмахнул мечом Зубаир и ударил Абдулхаджара, и разлетелся волшебный талисман на тысячи осколков. И взвыли от радости джинны и, освободившись от заклятья,  отступили от своего господина.
Тогда выхватил Абдулхаджар меч из ножен и набросился на Зубаира, и завязался между ними поединок.
Долго бились они, но неуязвим был Зубаир, испивший из волшебного ручья. Силен во гневе был и Абдулхаджар, но обрушил Зубаир на грудь султана свой меч и  пронзил его сердце. Так окончил земной путь жестокий и вероломный правитель, о гибели которого не пожалел ни один подданный, потому что держал султан свой народ в слепом повиновении и страхе.
И с трепетом поклонились царедворцы Зубаиру, а когда узнали, что он – единственный наследник и сын покойного султана Муззафара, возрадовались его чудесному спасению, и был в городе великий праздник.
Семь дней веселился народ, узнав о том, что станет Зубаир правителем хрустальной земли, а после пировали ещё  семь дней по случаю женитьбы Зубаира на прекрасной Сальсабиль. А после свадьбы взял молодой султан из сокровищницы алмазы, которым не было цены в подлунном мире, чтобы отдать халифу выкуп за Сальсабиль. А после оседлал он чудесную кобылицу и велел супруге сесть позади. И взмыла кобылица в небеса, и летели они над землёй, пока не достигли Багдада.
С великим плачем и радостью встретила Зубаира  Эльзахра, и плакал от счастья халиф, обняв ненаглядную дочь и зятя. И устроили в Багдаде торжества в честь героя, избавившего Сальсабиль от  повелителя тьмы, и желали молодым жить на радость подданным и не разлучаться вовек.
Пожелаем и мы им того же, и да будет милостив ко всем нам Аллах!