Реальный или выдуманный персонаж?

Валерий Волченко
Без живых существ не было бы жизни. Так и художественной литературы не было бы без персонажей, поскольку она модель жизни. История не реальная жизнь, здесь всё выдумано автором. Писатель выдумывает с таким искусством, что читатель не обнаруживает подлога, верит. Верит читатель и выдуманным персонажам, так они похожи на реальных людей. Возникает вопрос: не проще ли автору писать о реальных людях, вместо выдуманных?

По ряду причин, в художественной литературе, этого делать не следует:

Во-первых, реального человека трудно подогнать под рамки произведения, ведь он должен работать на идею. В чём-то, он обязательно окажется не тем, что вам нужно. Зато выдуманного персонажа вы можете кроить и шить, как угодно.

Во-вторых, работая над реальным персонажем, автор ограничен его реальной жизнью, реальными событиями, он не может их изменить, оказывается связанным "по рукам и ногам". Автор может испытывать дефицит знаний, недостаток информации о реальном человеке, а выдумать он будет не вправе, и тогда может возникнуть творческий тупик.

В-третьих, реальный человек может оказаться недоволен широкой оглаской сведений о нём, особенно нелицеприятных и узнаваемых другими людьми. Тогда между ним и автором возникает конфликт, с вероятностью судебного иска. Полагаю, вам это ни к чему.
Даже договорённость автора с реальным человеком о написании о нём книги, не исключает возникновения конфликта в будущем. Например, после издания книги, реальный персонаж захочет получить от вас немного денег, а у вас возникает вопрос: "Работал я, с какого перепуга ему платить?" В жизни хорошие взаимоотношения, могут легко перерасти во враждебные.

Таким образом, приходим к выводу: в истории лучше работать с выдуманными персонажами. Реального человека можно сделать прототипом, взяв от него некоторые подходящие черты его сущности (характера), некоторые события с его участием, изменив их до неузнаваемости.