Варвара Корякина. Человек-невидимка. Мистика где-т

Варвара Корякина
 Никон Романов. Человек-невидимка. О нем много легенд и мифов бытует у нас в Якутии, в частности, в Верхневилюйском улусе, где произошли мистические события, связанные с человеком-невидимкой, в начале ХХ века. Эту легенду по-своему интерпретировал известный писатель Иван Гоголев в знаменитом романе «Черный стерх».
В детстве я мельком слышала, что этот таинственный человек связан с нашей семьей, с моими предками. Не придавала особого значения этим легендам, думала, что это некая небылица и все.
Но записи брата заставили задуматься. Он записал со слов нашей тети Александры Герасимовны Николаевой – старшей сестры  мамы, странную историю загадочного Никона Романова.
 Тетя наша была очевидцем тех таинственных и непостижимых уму событий. Она, видимо, очень хотела, чтобы потомки нашего рода узнали об этом необыкновенном факте.
Вот воспоминания Александры Герасимовны:
«Тогда мне было тринадцать лет. Жили в Ботулу. Некий загадочный человек по имени Никон Романов поселился в доме нашего близкого родственника Екёё Герасима - брата моего деда Максима Николаева.
Подробности появления незнакомца уже не помню. Но это был невидимый человек, только руки были видны. На пальце был крупный золотой перстень. Часто заходил к моему отцу Герасиму Николаеву, они долго разговаривали, курили вместе.
Он выходил и заходил через дымоход якутской печки-камелька. Когда Никон Романов заходил через дымоход в юрту, будто крылья шуршали, казалось, будто большая птица залетела в дом.
О себе Никон Романов говорил так: «Нас три брата, и все невидимые. Мы увлеклись тайными учениями, постигли суть древних знаний и стали невидимыми. Один брат живет где-то в Сибири, другой в тунгусских землях, а я вот здесь. Иногда мы встречаемся.
Увлекаться древними сакральными учениями не стоит. Все в мире имеет обратную сторону».
Для Никона Романова готовили 9 разных блюд, так положено было. Видимо, он сам просил об этом. Для него специально был изготовлен небольшой столик, за которым он трапезничал один.
У нашего родственника Екёё Герасима была дочь Кристина. Никон Романов везде ходил с этой девушкой, это она готовила для него еду. Она побаивалась его, ничего о нем не рассказывала, только говорила, что он русский. Иногда, видимо, Никон Романов становился видимым.
Этот невидимый человек разговаривал и по-русски, и по-якутски. Очень много писал, по ночам был слышен скрип его пера. У него был очень красивый почерк.
Когда куда-то уходил, постоянно извещал, куда идет, когда придет. Когда приходил, заходил через дымоход и громко здоровался.
Был даже один такой случай. У нас дома были проезжие люди и по ошибке ли, просто ли, взяли с собой дорогой красивый платок нашей мамы Варвары. Никон Романов через три дня вернул этот платок. Видимо, пошел по следам тех людей и принес платок.
Напоследок перед уходом Никон Романов рассказал моему отцу Герасиму Максимовичу-князю Ботулинскому, старшине наслега о себе:
«Мы с братьями родились в Москве. Были учеными. Строим новую жизнь. Наступают другие времена. Скоро власть переменится, слово «товарищ» войдет в обиход. Мы – предвестники новой жизни».
Так Никон Романов пожив у Екёё Герасима год, собрался в долгий путь. Взял с собой дочь Екёё Герасима Кристину, и сказал перед уходом: «Через Нюрбу отправляюсь обратно домой. Я полюбил вашу дочь, беру ее с собой». Домочадцы не смогли слово поперек сказать, согласились. Он попрощался со всеми и исчез.
Потом отец мой Герасим Максимович вспоминал, что Никон Романов иногда становился видимым, и это был русский, молодой светловолосый парень, интеллигентной и очень приятной внешности, видимо, из знатного рода.
Спустя  некоторое время после ухода Никона Романова, и, правда,  установилась Советская власть. Отец, хоть и был князем, и весь наш род были за Советскую власть. Из-за этого бандиты преследовали нас, я это помню, мы прятались в тайге.
Кстати, Кристина – дочь Екёё Герасима, оказывается,  осталась в Нюрбе, вышла замуж, жила там долго. Про Никона Романова она ничего никому не рассказывала. Видимо, дала слово - хранить тайну этого мистического человека. Что случилось с человеком-невидимкой неизвестно. Сгинул ли он где-то в пути или добрался до родной Москвы. И почему оставил в Нюрбе так полюбившуюся ему Кристину? Никто об этом и не знает».
Вот такова странная история, рассказанная нашей тетей.
Стоит ли верить таким легендам былых времен? Но одно меня удивляет, сколько мне рассказывали об этом таинственном Никоне Романове бабушка, мама и другие мои родственницы, они воспринимали невидимость этого человека как само собой разумеющееся, будто такие явления для них не были новостью или чем-то из ряда вон выходящим… Они все гадали, кто это был, почему предсказывал наступление Советской власти. Иные даже предполагали, что Никон Романов, возможно, был царских кровей, из династии Романовых, многие более образованные родственницы считали его масоном…

В мире много тайн. И не все они подвластны нашему пониманию…