О романе Литтона Бульвера Занони

Галина Матвейчук
    Знаете ли Вы такого писателя, Литтона Бульвера? В школе у нас не очень-то изучают иностранную литературу, даже Шекспира и Гёте, так, факультативно, я сама читала их  потому, что мама купила мне в дополнение к учебнику хрестоматию иностранной литературы.

    А знаете ли Вы о таком романе Литтона Бульвера, "Занони", (в русском переводе "Призрак")? Тут вероятность становится ещё меньше. Дело в том, что в советской библиографии он не упоминался 70 лет! Другие романы упоминались, один даже переводился, а этот - как будто его никогда и не было!

     Упоминание о нём я обнаружила случайно. Люблю музыку, и, разыскивая разные ноты, читала журнал "Музыкальная жизнь", или подобный. В нём рассказывали о разных музыкальных произведениях и вот, в одной статье об опере "Пиковая дама", прочитала, что эпизодически упоминаемый Пушкиным граф Сен Жермен более подробно описан в романе Литтона Бульвера "Занони".
    
     Сен Жермен в литературе личность популярная, описывается с неизменной симпатией и уважением. Вот, тоже, есть в нём нечто от рыцарей Грааля - стремление помочь нуждающемуся,выручить учёного или артиста, попавшего в немилость к властям, уважение к женщине.

     Упоминалось в статье, помнится, и о том, что в "Занони"есть эпизод, аналогичный эпизоду "Пиковой дамы": главный герой романа, Занони, помогает отыграться проигравшемуся аристократу с тем же самым условием: никогда больше не играть.
    
     Моё любопытство было задето: не много таких совпадений в литературе!

     Легко изменить свою внешность, говорится в древнеиндийском эпосе " Махабхарата", но очень трудно изменить свои интересы, привычки и манеру действовать!

     Сравнительно легко я нашла этот роман на английском языке ( моя признательность женщине, сохранившей его для всех желающих) и, немного поднатужившись ( совсем немного, потому что роман увлёк, будь здоров, очень быстро), прочла.

     И была потрясена изрядно. Это же намного сильнее "Фауста" Гёте, которого где только не облизывают...И подробностей по теме куда как больше. Реальный исторический фон, а не "какое-то там средневековье". А главное, сюжет! Если Фауст погубил свою Маргариту, то Занони спас Виолу!И не раз. Ничего неблагородного не сделал в отношении неё!

     Но Фауста, фактически, негодяя, ( а, это всё Мефистофель виноват!?)   знают все,а куда более привлекательного Занони...  кто? Какие же причины неизвестности столь замечательного произведения?

     Я думаю, главное - описание Французской революции, как она есть на самом деле. Нам же в школе как говорили: Великая Французская революция, сравнивали с Великой Октябрьской социалистической революцией, те же лозунги: свобода, равенство, братство, первые революционные законы назвали, как и тогда во Франции, декретами.

     И тут со страниц романа предстаёт реальная Французская революция: страшное кровавое месиво, торжество подонков и негодяев, Царство Террора, разгул потусторонней нечисти.

     Картина, уж очень соблазнительно кое-что напоминающая. Шокирующая. Жуткая. До Архипелага ГУЛАГа тогда ещё далеко было, я имею в виду, в доступном чтении. Там, конечно, пострашнее будет.

     И ещё одна главная идея романа: равенство людей -  противоестественно! Именно идея равенства и является психологической причиной террора: ты не такой, как все? Изволь в прокрустово ложе ГУЛАГа, или на гильотину, там тебя подравняют, извиняюсь, перевоспитают...

     Если все люди равны, останавливается прогресс. У кого тогда учиться, если нет высших? Не равенство, а индивидуальность характеризует человека. Поэтому будут проваливаться все попытки " научного" подхода к нему.

     Занони один из высших... Но и он не самый высший. Сначала, при первом знакомстве с его возможностями, просто влюбляешься:  всемогущ!

     Послушайте, что он обещает англичанину Глиндону, молодому художнику: "Если я скажу, что можно собирать богатство так же легко, как камешки на морском берегу, добиться славы, успеха, известности?". И в этом он готов помочь Глиндону.

     Не в этом ли секрет некоторых "Внезапных гениев", возникающих как бы из ниоткуда... "Если я видел дальше других, - говорит Ньютон, - то потому, что стоял на плечах гигантов". Меня всегда очень интересовало, кто они такие, эти гиганты...

     Однако, как ни велики возможности Занони, они ограничены. Видимо, нет такого всемогущего бога, на которого надеется наивный верующий: такого бога, который ему всё устроит,а верующему останется только наслаждаться и развлекаться. Как и всегда, возможности предоставляются при соблюдении правил.

     Занони и не одинок: у него есть товарищ, Мейнур, обладающий такими же, если не большими, возможностями.

     Когда Глиндон догадывается, что всё, что Занони предлагает ему не больше, чем камешки на морском берегу,и пытается получить больше, получить возможности Занони, тот знакомит его с Мейнуром, который может этим возможностям научить.
Почему же, если такие возможности есть,  и есть учителя, способные научить им, они редко кому доступны?

     И тут на сцену выходит знаменитый Страж Порога.
Этот страж упоминается не только в романе Литтона Бульвера. О нём пишет и Рудольф Штайнер, основатель теософии, пишет и Кастанеда, как встречал некоего Стража,о котором его учитель Дон Хуан сказал ему: "Я так и думал, что ты здесь не пройдешь."

     А помните Вия Гоголя? С самого начала мне казалось,что присутствует в повести какая-то нелогичность, недосказанность! Уж очень иррационален этот ужас, никак не объясним.Чем он хуже или лучше другой, мило резвящейся (в церкви!) нечисти? Что может быть страшнее разъярённой бабы, Панночки? Тем более, что перед нею Хома как-то всё-таки виноват, хотя и невольно. Но Вий?

    Гоголь писал, что сам своего Вия не понимает, а просто пересказал народное предание, как его услышал. Если же предположить, что это всё тот же Страж Порога, о котором сохранило память это самое народное предание, всё становится на свои места, в том числе и странное поведение Панночки. Прошедший Стража порога становится бессмертным, непрошедший - умирает от ужаса, быстро, или медленно, как сестра Глиндона.

     Кто же он таков? А очень просто, одно из энергетических существ, населяющих Вселенную.
Она просто кипит жизнью, говорит Литтон Бульвер, просто мы ищем её в вещественной форме, где она редка, и не обращаем внимания на энергетические потоки.

      Да мы и сами отчасти энергетические существа.
Об этом говорят йога, Тантра, даосские практики, Кастанеда. Это только из того, что мне известно.
 У человека, если я правильно это понимаю, есть энергетическое тело, состоящее из каналов, по которым течёт энергия. Когда они с возрастом закрываются,наступают болезни и смерть. Стоит их раскрыть, очистить, и человек может жить вечно.

     Но... обладая энергией, он встретится со Стражем Порога,который довёл бедного Хому Брута до седых волос, помешательства, а, возможно, и смерти от ужаса. Поэтому такое свидание только для самых сильных психически людей. Женщин Литтон Бульвер исключает...

     Как сказала со смехом одна моя ученица, у большинства людей нет энергетического тела. Ну, верно. Мы настолько "закрыты" во всех отношениях, что у нас его практически и нет! И не жалуйтесь потом, что у Вас нет энергии,потому что её отнимают... близкие, общество, "безденежье", плохое начальство, экология... Что там ещё по списку.
Наши дурные привычки, господа. Возможно, это и метафора тоже. Страх шагнуть за порог привычного - не он ли это, Страж Порога?
 
     Почти каждый из нас встречал в жизни нечто необычное. Наша привычная реакция? Отступить назад. Однако есть и способы борьбы со страхами, было бы желание, они находятся эти способы...
Страх это действительно страж: он подобен сторожевой собаке,которая обязана нас охранять, но при этом не нападать на наших друзей и нас самих.

     Кастанеда называет это Тоналем - возможно, это совокупность наших привычек.

     Как же очищают каналы энергетического тела Мейнур и Занони? А очень просто: тот самый пресловутый эликсир молодости, который искали алхимики, "лжеучёные". Занони, кстати, ботаник, говорит, что он состоит из самых простых трав, которые мы ежедневно топчем ногами. Ах, как соблазнительно! Что же это за травы такие? Белена? Дурман? Галлюциногены?

     Посмотрим на описание  волшебной пасты для полёта у Кастанеды и крема, полученного Маргаритой от демона Азазелло из "Мастера и Маргариты" Булгакова. Ах, похожи! Откуда эта схожесть?
Кто прототип Воланда, явившегося в Москву ниоткуда и улетевшего в никуда? Вот ещё один "высший"... Простите, но это же дьявол, он же "плохой", как он может быть "высшим"?

      А обратите внимание, как покорно "всесильный" Воланд  выполняет приказы... нет, просьбы простака Иешуа? Как он ни в чём не вредит людям порядочным (по Булгакову). Не Сатана, а одно сплошное очарование... Можно догадаться, с кого Булгаков отчасти срисовал и Воланда, и Пилата...

     Но не будем цепляться за эликсир. Думаю, эликсиром может быть всё, что угодно. Но тот же эликсир становится ядом в неумелых руках, например, в руках Глиндона.
    
      И роман этот, как и многие великие произведения, оставляет впечатление незаконченности...
Сам Пушкин об этом писал: докончу после как-нибудь. Правда, по прочтении " Евгения Онегина"  возникает чувство: это не должно кончиться вот так?

      И, действительно, есть роман, где, уже в новом времени, воплощаются те же пары:Онегин - Татьяна, Ленский - Ольга. И мы видим их историю в новом ракурсе.

     Помните, Пушкин рассуждает, кем бы мог стать Ленский, будь Ольга немного духовнее и тоньше?
Сейчас ответ на этот вопрос ясен: великим русским писателем. Ленский - часть души Пушкина, погибнуть которому суждено так же, на дуэли из-за любимой женщины.

     Посмотрите на "Анну Каренину" - те же лица - столичный франт Вронский и жена видного государственного чиновника Анна. Богатый и красивый помещик Левин (почти Ленский!), писатель, (он пишет книгу о сельском хозяйстве), и совсем ещё юная Китти. Та же ситуация - Вронский чуть не отнял Китти у Левина...
    А история Анны - не ответ ли на вопрос, правильно ли поступила Татьяна, предпочтя свой долг любви?Верно ли её прозрение в душу Онегина?

     И "Война и мир" имеет своё продолжение, и там Вы найдёте живыми и Андрея Болконского, и Пьера Безухова, только зовут их иначе, а вот занятия у них прежние! Что за книга? А "Красное колесо"! Другой автор, другая великая война, но снова решается судьба России и личная судьба каждого!

     И "Мастер и Маргарита"имеет своё, пока ненаписанное, но обещанное Булгаковым-Мастером продолжение.

     Вот и "Занони" такой же великий, но не оконченный роман. Да, Занони, преданный Виолой, гибнет. Тот же мотив, что и в Лоэнгрине: ангел, преданный любимой женщиной... Но  на Земле остаётся их сын, ребёнок не совсем обыкновенный. Мейнур тоже остаётся, и будет здесь, как предсказал Занони, "до последнего дня Земли". А по закону тайного общества, к которому принадлежат Занони и Мейнур, их обязанность помогать детям членов этого общества!

     В той тюрьме, где остался ребёнок Виолы и Занони, находится и некий священник, которого не трогают, несмотря на то, что то одного, то другого заключённого уводят на гильотину.

     Позвольте, да не Мейнур ли это?Не взял ли он опеку над мальчиком сразу же после гибели родителей? Какова судьба ребёнка? Мейнур, где он, и как он живёт сегодня? Повезёт ли нам узнать ответы на эти и другие вопросы романа "Занони"?