Перевод валюты. О раве Зильбере

Сара Това Кунин
Вспоминает Цви Патлас
https://toldot.ru/articles/articles_31409.html
ПЕРЕВОД ВАЛЮТЫ
Я был у миллиардера Леви Леваева. Леваев одолжил тогда деньги на то, чтобы сделать в школе «Мигдаль Ор» ремонт, и мы разговорились. Была идея — сделать такой фильм о раве Ицхаке, чтобы для многих людей это было уроком.

Он сказал:

— Я могу тебе рассказать про рава Ицхака Зильбера. В Ташкенте, в день, когда рав Ицхак получал зарплату, целая очередь стояла тех, кому он одалживал деньги. И когда он приходил домой… что у него оставалось от этих денег?

Кого хвалит, кого прославляет миллиардер?

Есть известная история про Маарама из Ротенбурга, одного из авторов «Тосафот». Его посадили в тюрьму, потому что один из немецких князьков хотел, чтобы дали за него большой выкуп. Евреи хотели собирать деньги на выкуп. Но он запретил, и находился в тюрьме около двадцати лет, и там же умер.

Почему он запретил, почему постановил так? Не хотел, чтобы в будущем были подобные прецеденты, чтобы еврейских мудрецов могли хватать и требовать за них деньги…

И он умер там, и его похоронили на тюремном кладбище.

Нашелся один богатый еврей, он пришел к тюремщикам и выкупил тело за огромные деньги, перезахоронил его, как это принято по еврейскому закону, на еврейском кладбище.

И вот в первую же ночь после похорон он увидел во сне Маарама из Ротенбурга и тот говорит ему:

— Ты сделал для меня большое добро. Я тебе очень благодарен.

Предлагаю выбор: ты можешь получить богатство такое, что до прихода Машиаха и ты и все твои потомки будут очень богатыми, либо умрешь сразу и будешь около меня в будушем мире — в олам а-ба. Выбирай.

Тот сказал:

— Я хочу быть возле Вас.

И он сразу умер, и его похоронили рядом с Маарамом из Ротенбурга.

И вот что рав Ицхак сказал по этому поводу:

— Если бы мне предложили такой вариант, я бы взял первое.

— Как, рав Ицхак? Деньги?!

— Вы не понимаете, сколько мицвот можно сделать благодаря деньгам!

Так что его отношение к деньгам — это только перевод одной валюты в другую — можно служить Творцу, еще и имея деньги!