Хлопок

Марк Браун
«ХЛОПОК» /из серии "ТАШКЕНТ"/

На хлопок уезжали колонной из вереницы автобусов, длинной змеей протянувшейся через весь город. Ташкент, едва отдохнувший от летней жары, не спеша готовился к грядущей осени. На рукописных табличках, выставленных за стеклом, были обозначены  названия институтов и факультетов. Улыбающиеся студенческие физиономии живописными кляксами торчали в рамах окон.

Отъезжающие  что-то кричали в сложенные рупором ладони, как будто не успели сообщить  самое главное.

- Мы скоро вернемся!- горячо обещали они своим родным и близким.

Позади и в начале каравана,  следовало милицейское сопровождение.
Менты, простужено хрипя в мегафоны, разгоняли по обочинам встречные машины. Перемещаясь по городским магистралям, колонна создавала легкий ажиотаж. Прохожие, в особенности дети, радостно махали руками, водители, застрявшие в пробках, добродушно матерились.

В общем, настроение было почти праздничным. И погода в начале сентября обычно стояла солнечная и сухая.

По приезде на место,в какой-нибудь колхоз, имени  Ленина, Клары Цеткин или Ахунбабаева, размещались на постой.

Варианты случались самые разные - от отдельных, наспех сколоченных, бараков,   до спортивных залов при школах или общежитиях. Но, как-то селились и устраивали свой нехитрый колхозно-полевой студенческий быт.

Грязные и счастливые, ползали они по  полям, собирая оставшиеся от машинного сбора клочки хлопка, гордо именуемого, насквозь ангажированной, прессой,- Белое Золото!
Золотишко,правда, было грязно-серым, по большей части...
И к концу ноября, лишь жалкие ошмётья его, уныло свисали среди почерневших от дождя кустов.
Но, Коммунистическая Партия приказала стоять до конца! И они стояли!

Когда становилось холодно, и выпадал первый снег, они жгли костры, бросая в них сырой валежник и старые покрышки от автомобилей. Костер при этом страшно чадил, но горел долго. Унылые зануды-преподаватели и комсомольские горе-активисты, отчаянно агитировали их на упорный героический труд. Для этого пускали в ход затасканный набор из кнута и пряника. Но все их усилия были напрасными. Юные бунтари зло огрызались и даже грозили забастовкой.А это было чревато...

 С ними заигрывали... Произносили речи, вручали Призовые Калоши и Переходящее Красное Знамя.
-Вы завоевали его в тяжелой борьбе. Никому не теперь отдавайте! - вещал со сцены колхозного клуба заезжий активист.
-Конечно, не отдадим - самим надо! - бойко воскликнул Боб, и перехватив знамя,  лихо вытер им свой сапог…
Но даже это сходило им с рук.
За два месяца сельхозработ, они превращались в стаю. Метод: разделяй и властвуй, уже не действовал на них!
 Потерпев крах, агитаторы удалялись, а они горланили песни и бегали вокруг костра, пытаясь согреться. Потом пили водку и на это уходила большая часть энергии- зато сразу же становилось тепло и весело!
Песни они пели в основном революционные - другие на ум не шли. И это соответствовало общему настрою. Вдоволь покуролесив, возвращались в свои грязные, пахнущие дымом, но, тем не менее, такие уютные и теплые бараки. Беспорядочным строем они возвращались к своим врагам, чтобы принять пищу из их рук - так было устроено общество, в котором они привыкли жить.

Они были странные ребята!  В немыслимых комбинациях, внутри юных организмов бурлил адский коктейль,  из водки, музыки Битлов, комсомольских гимнов, презрения к существующей  системе и наивного розового конформизма, который примерял их с действительностью.
Они были далеки от настоящей борьбы. Ненавидя Систему, они, тем не менее, готовились влиться в ряды ее строителей. Строителей, которые одновременно были - заложниками и рабами. И ведь краешком ума понимали это!
Боялись ли они Систему? И да - и нет. Она, к тому времени, уже одряхлела, хотя была еще весьма опасна. В своих непредсказуемых движениях - могла покалечить, сломать жизнь… Но убить уже не могла.
Они ехали на хлопок, как на Маленькую Веселую Войну - где не погибают, но где тоже несут потери. И где проигравшими, в итоге, оказываются все. Тогда они еще не знали этого. Ведь они надеялись выиграть свою Маленькую Войну!
Развалившись в креслах, дребезжащего старенького автобуса, они пили вино и горланили песни. Они рассуждали об абстракционизме,современной музыке,  учении Фрейда, политике и сексе - обо всем, что мелкими ручейками просачивалось в их головы,с трудом  минуя железный занавес, окружавший по периметру эту страну Сэсесерию...
И, конечно, о преимуществе западного образа жизни говорили они! Тогда они верили  данному тезису –априори, хотя не понимали в этом  ровным счетом ничего.

Они говорили обо всем, что придет в голову, не оглядываясь по сторонам, как это делали их отцы и деды. В  определенном смысле, это уже была победа!

Готовясь сосуществовать с Системой, они мечтали о ее гибели, хотя и не очень надеялись на это. Для борьбы они выбрали  саботаж. Это не требовало больших умственных затрат и, в некоторой степени, свидетельствовало о вырождении. Но, они не задумывались даже над этим. В итоге, этот метод оказался самым разрушительным - в том числе и для них самих!
Ничто не способно сравниться по силе воздействия с самой заурядной ржавчиной.

Ржавчина и отсутствие энтузиазма - вот главные враги Цивилизации и Личности!

 Всеми силами они уклонялись от настоящего дела. Это было своего рода соревнование! Они делали вид, что работают, а Система - в лице администрации и
активистов, рекрутированных из их же рядов, пыталась заставить их трудиться,  как можно лучше.
 Но, по большому счету, всем было наплевать на всё. Руководство больше волновали собственные проблемы. Они тоже были людьми. У них были жены, дети, начальники, которых они боялись. И, они тоже уезжали на  полевые работы, чтобы отдохнуть от рутины. Можно сказать, что они тоже слегка саботировали, насколько может саботировать тюремщик или палач!

Хотя эти мальчики и девочки, умели не только бунтовать или ненавидеть! Могучий инстинкт продолжения рода неумолимо толкал их в объятия друг-другу.
Со стороны, их танцплощадки, под открытым небом,наверное, представляли забавное зрелище. Залитая электрическим светом, крепко утоптанная плешь земли, среди хлопковых полей, или на пустыре за бараками, улетающие в небо децибелы вокально-инструментального ансамбля; топающие в пыли, маленькие энергичные фигурки студентов - девушек и парней - одинаково одолеваемых половым инстинктом…
Он сбивал в кучи, кружил головы, и заставлял конвульсивно дергаться в экстазе танца, как будто кто-то невидимый и могучий, тянет за веревочки, приводя в движение весь этот передвижной импровизированный балаганчик, заброшенный сюда волшебными обстоятельствами неодолимой силы.

Начальство стояло поодаль, тихо ненавидя энтузиазм, направленный мимо созидательного процесса. Никогда им было не добиться подобного, своими жалкими речами о пользе общественного труда и его роли в неизбежном прогрессе Человечества.

Рок музыка сделала свое дело, окончательно разрушив, созданные ими, унылые схемы…
Своим мощным звуком и энергетикой, она словно освободила, дремавшую внутри юных тел энергию. Рок н ролл  выбил из мозгов молодёжи заклинания "любимой" Коммунистической Партии – раз и навсегда!

 И все сразу зашипело, запенилось, словно шампанское, разлитое по бокалам.  Жизнь обрела совсем иные контуры и силуэты!
Появилась Великая Вера в  Лучшее Мироустройство!

А, какие страсти разгорались на этой площадке!  Какой ураган чувств проносился над их головами!
Еще и сейчас, по прошествии многих лет, кожу покрывает легкий морозец, от одного воспоминания о тех временах. 

Им казалось тогда, что так будет продолжаться - вечность.
Но ветер перемен уже дул в спину. И они спешили жить... Им было мало всего, что их окружало!
 Эта жизнь была тесна для них. Они хотели взять у нее, как можно больше, прежде чем начнется другая жизнь. Какая? Этого не знал никто.

Но они со страстью и надеждой, кинулись в этот омут, даже не задумываясь, куда их всех занесет стремительный поток.
В итоге, кому-то повезло... Но большинству - не очень. Ведь, прежде чем пускаться в увлекательное путешествие под парусом,надеясь на попутный ветер, нужно научиться им управлять. Не так ли, господа?