Сценарий короткометражки о ржавом рыцаре

Артём Александрович Драгунов
Как пример коллективного творчества, расскажу о сценариях и покажу один, который готов к производству..
Сценарий одной моей зарисовки или наблюдения, которых у меня несколько сот накопилось за всю жизнь.
Пишу этот пост, может кого заинтересует сценарий и возможно кому-то захочется его воплотить.
Я сам пока не в силах в одни руки реализовать это.
Для начала.
Что такое сценарий?
Приведу пример.
Вы в компании, где зашла речь о любимом фильме, а один из ваших друзей не смотрел его и просит рассказать.
Если вы рассказываете просто суть фильма, выделяя его главные моменты -  то по сути вы пересказываете то, что в кинематографии называется синопсис. Краткая суть фильма. Если рассказываете подробно, с деталями, в лицах, - это и есть сценарий. Ну почти.
Перенесённое в текст или рассказ видение фильма, как бы своими глазами. Пересказ того, что происходит на экране. По возможности уложенное в хронологическое.

Любой человек, особенно творческий, читая книгу или сценарии - способен выстраивать в памяти и своей фантазии некие картинки, превращающиеся по сути в полноценный фильм.
Разумеется у каждого свои представления о тех или иных героях, атрибутике, локациях, декорациях. И именно хорошо подобранное в последующем в самом фильме - будет резонировать с вашими уже созданными образами.
Каждый сам себе рисует героев, атрибутику. Сценарий лишь подталкивает к этому, направляя.

Ниже я даю практически полноценный сценарий короткометражного фильма, читая который - можно увидеть и прочувствовать само кино.
Достаточно подключить свои архивы памяти и фантазию.
Я оставляю свободным выбор персоналики или исполнителей, чтобы каждый сам мог представить того или иного актёра или актрису, кулисы, декорации или ещё что.

Сценарий делится на три части - техническое описание, литературная основа и сам сценарий работы с камерой.
Т.е.- по сути - наблюдаемое глазами на экране.

Итак, поехали.


Техническое:
Хронометраж -  примерно от 15 минут до получаса.
Фильм базируется на трёх/ четырёх  саундтреках, авторства Алексея Чистилина, плавно переходящих друг в друга.
Стилистика фильма позволяет делать его частью серии подобных фильмов-зарисовок.
Интро, развитие, кульминация, эпилог ( он же интро).
Действующие лица говорят, двигаются, но озвучки нет, только мимика и музыка. Некоторые интершумы.
Камера типа Блэкмеджик, компактные зеркалки, беззеркалки, полный кадр, объективы 14, 50 и 85 мм.
Стэдикам ( dji, crane), возможно дрон.
Стилистика  - широкие углы, стабильные движения, штатив, отсутствие мельтешения. Кадры долгие, глубокие.

Первая фишка фильма -  постоянное движение камеры слева направо, в некоторых моментах - справа налево, слайдер, медленное, еле ощутимое движение. Слайдер ручной или автомат, типа Edelkrone. По сути весь фильм, кроме ключевых моментов - это движение.
Сцены переходят в друг друга, но должно создаваться ощущение непрерывности повествования и движения камеры, даже если есть временные переходы или сценарные перебивки.

Вторая фишка камеры -  три плана, переходящие один в другой - общий, средний, крупный/детали. Постоянное чередование планов, кадры разбиты на двух/трёхсекундные, с кросспереходом через чёрное. Чередование синхронизировано с темпом музыки и темпом работы камеры и монтажных переходов.

Третья фишка - летающая камера  -стэдикам на 2 от силы 3 метра над поверхностью, моментами дрон.
Зелёный экран по возможности как можно меньше.
Эффекты  - допускается эффект зерна камеры, небольшое ломо, виньетирование для придания олдскульного оттенка.
Но эффектов немного, основной упор на костюмирование, антураж.
Колористика - сказочная, яркая, но естественная. Изображение близко к фильмографии 50 годов, много света, яркое, планы чёткие, построение кадра -  по третям, строгое. Много игры теней и света. Много природы и общих кадров, широкий угол.
Локации - небольшая уютная улица, двухэтажные дома, примерно на полкилометра. Небольшой уютный городок.
Лес, тропинка, полянки, река, поле, за полем - огромный Мегаполис, сити, небоскрёбы, бетон, асфальт. Противопоставление первого и второго.

Стилистика.
Первый вариант - художественное кино.
Второй - анимация, но не 3д, а скорее рисованная.
Третий, предпочтительный  - кино, но с анимированными деталями и эффектом рисованной мультипликации, возможно эффект наложения.

Итак, сам сценарий. Просто читайте, представляйте и вы увидите сам фильм.



Эпизод номер 1. Играет интро.





Небольшая улочка как бы заспанного городка, самое утро, роса, небольшие симпатичные, почти игрушечные, кирпичные старинные дома, усеяные цветами подоконники, старинные деревья, небольшие уютные, яркие заборы, садовые гномы, магазинчики на первых этажах, надписи на разных языках ( это фишка фильма ) безлюдно, нет машин, разве что старые, олдскульные, камера медленно пролетает над улицей, на уровне первых/вторых этажей, но не выше крыш, лишь изредка поднимясь над черепицей, высвечибая печные трубы, дымок. Уютно, красиво, старинный европейский, кайфовый городок... Чередование крупных планов и детальных планов -  сады, дома, детали, ручки дверей, окна - всё говорит о олдскульном, винтгажном, некогда красивом, но увы  - забываемом....
Небольшая заброшенность, как бы недавно покинутое. Кое где ещё признаки жизни, но с намёком на увядание. Тут крупное деталирование на ржавчине, поломках, возможно заброшенный детский велосипед, порванный садовый шланг и т.д.
Камера медленно пролетает улицу и влетает в окно одного из последних домов на улице, пролетает до противоположной стены, разворачивается и начинает движение слайдером слева направо, в кадре как бы стена и мебель комнаты. Старинная мебель, кожа, шкафы с книгами, телескоп, глобус, логарифмическая линейка, барометр, карандаши, блокноты. В кадре меняются планы, общий, крупный, детали  - проходят старинная мебель, комод, фотографии семейные, маленькие дети,  вот они уже старше, вот они уже совсем взрослые, книги, фолианты, старинная рюмка, бутылка коньяка, наконец бинокль. Кадры сопровождает шумовое, смех детей, закадровые шумы улицы, жизни, игры....
Всё сопровождается шумами поверх негромкого  саундтрека. Каждый шумовой звук - соответствует теме кадра, маленькие дети, их смех, потом как бы шум застолья семьи, шум моря и т.д.
Переход кадра. Крупный план.
В кадре рука, мужская, пожилого, но ещё не старого человека, берёт бинокль. Камера отъезжает  - мужчина, пожилой, явно уже одинокий,  но всё ещё крепкий, аккуратная борода и усы, вельветовые штаны, старинный свитер, очки, наручные часы, видно что инженер или ремесленник, старинный интеллигент, возможно бывший капитан или пилот,  но сам антураж комнаты показывает любовь к искусству, литературе.
Олицетворение старого, доброго, лампового, олдскульно-винтажного мира. Как бы символический дед, отец, капитан и исследователь.
Человек  задумался, берёт бинокль, огромный, капитанский, вертит его в руках, наконец двинулся к окну или балкону. Лучше окно. За ним, за окном - огромный лес, но за лесом, в дымке - маячит силуэт Мегаполиса. Сити, небоскрёбы. Реклама, огни, но пока далеко, в дымке.
Человек подносит бинокль к глазам, детали показывают морщины, видавшие мир глаза,  и в кадре  - вид из бинокля. Огромный город, серый, бетон, на его окраине - куча,  масса огромных, зловещих,  тракторов, бульдозеров и машин, пожирающих лес и природу и превращающих их в серое, неон, светодиоды, вывески и рекламы.
Иногда машины превращаются в танки и бронемашины, иногда в железных монстров....Метаморфозы и флешбеки. Возможно эффекты.
Машины, много вентиляторов и механизмов, напоминающих мельницы.

Эпизод номер 2. Играет саундтрек...





День. Довольно яркий, солнечный.
Кросспереход через чёрное, медленный, показывающий смену временного. Как бы следующий день или спустя какое то время. Человек выходит из дома, идёт по улице, вдоль домов, камера на слайдере, движение постоянное, медленное. Меняются только планы, ритмично, методично. На заднем плане видно, что городок умирает.
Много закрытых магазинчиков, некоторые дома заколочены, заброшены.  Иногда встречаются люди, они добрые,  здороваются с человеком, но какие то грустные, и все - не молодые..
Человек доходит до магазинчика - но он закрыт. Табличка, запертая дверь. В витрине стоит телевизор, в нём реклама Мегаполиса, урбан заморочки, неон, светодиоды, роботы и машины. Человек поворачивается чтобы пойти назад, домой.
Камера меняет направление и на слайдере ползёт справа налево. Человек видит небольшой фургон, на борту эмблема Мегаполиса,  соседи грузят мебель и пожитки в машину.
Взгляд виноватый. Двое подростков стоят уткнувшись в смартфоны, не реагируют, как роботы, зомбированы.
Мужчина среднего возраста прячет глаза, женщина, его жена - держит в руке проспект Мегаполиса  - там яркие шрифты, небоскрёбы....
Камера фиксирует детали проспекта, они пересекаются с тем, что показывал телевизор в витрине закрывшегося магазинчика.


Тут меняется небо, начинается дождь. Человек, весь намокший, забегает к себе домой.  Поднимается по лестнице на второй этаж, в ту самую комнату. Устало садится в кресло-качалку. Музыка уходит, тишина, почти звенит. Еле слышно накатывает звук качающегося кресла,  нарастающий звук работы машин.... Опять резкая тишина и в ней проявляется тик часов.  Камера показывает старинные напольные часы. Резко останавливается маятник, тишина, меняется саундтрек. Начинает играть тревожно-торжественное. Переход через чёрное. Человек вскакивает, несётся по лестнице, падающий бокал или рюмка, которую детально показывали вначале.
Человек подбегает к стене, снимает со стены меч, ржавые ножны, не может достать клинок. Заржевело.
Рядом - доспехи. Натягивает, ржавое, всё отваливается, еле вешает на старинном ремне меч, еле волоча ноги, выходит из дома.
На крыльце  - два кота, чёрный и белый, символика,  у ног послушно виляет хвостом верный пёс. Дворняга.
Рыцарь доходит до гаража, открывает его  - и выводит из него старого, дряхлого коня. Пытается оседлать  - пару раз падает, встаёт, снова падает. Небо меняется, темнеет, светлеет. Наконец рыцарь на коне, музыка переходит в торжественное, лёгкое.
Подняв копьё и щит, всадник медленно едет по улице, камера меняет направление, слайдер, слева направо. Череда кадров, постоянняя смена планов - общий, средной, крупный детали, общий, средной, крупный детали, общий, средной, крупный детали..
Всадник едет вдоль улицы.
В некоторых домах поднимают, в некоторых опускают жалюзи, открывают или закрывают окна, ставни. Редкие люди подходят к заборам, провожают всадника взглядом. Один человек перекрестил его.
Конец улицы. Всадник останавливается в конце её. Камера даёт общий план - видна улица и силуэт рыцаря.

Эпизод три.




Крупный план.
Рыцарь оборачивается, окидывает взглядом улицу, свой дом, редких людей, стоящих вдоль улицы и как бы провожающих его.
Музыка делает переход, рыцарь оборачивается, камера показывает крупно шпоры, и тут - тишина, прямо перед камерой - толстячок, сидящий на ослике, с копьём за спиной, коротким мечом и дубиной в руках. Рыцарь останавливает коня.
Немая сцена, музыка накатывает, тревожно-торжественной кульминацией, рыцарь как бы спрашивает и показывает, что он пойдёт один, и начинает движение, но толстяк машет головой и следует за ним. Переход кадра.
Серия общих планов на широком угле, красивые планы, природа, винтаж, дорога вдоль поля, холмы как на заставке винды Хп, деревни, стога, рыцарь и за ним -  его оруженосец, замыкает группу небольшой пёсик, дворняжка.. Музыка - лёгкая, торжественная, радостно-грустная.

Крестьянин прощается с женой, берёт дубину и присоединяется к путникам, ещё один, ещё. Небольшой отряд бредёт по тропинке.
Отряд въезжает в лес, огромные деревья, широкая тропинка, хвоя, кадр тёмный, но яркий. Впереди три силуэта. Крупный кадр показывает немного сдрейфовавшего оруженосца и спутников,  и нахмурившего брови рыцаря-командира отряда. Тот опускает забрало, выставляет копьё  и двигается вперёд. Из тени выступают три фигуры  - дровосек, пугало и лев, похожий на ободранную собаку. Они улыбаются, в руках - самодельное оружие.
Переход кадра. Опять широкий угол, общие планы, природа, дорога, местами проявляющаяся жёлтым кирпичом, отряд, в составе которого уже и дровосек и пугало и лев, переход кадра...
Водопой, кадры пьющих воду лошади, льва, который всё больше похож на настоящего льва, а не ободранную собаку, из воды появляется леший, как бы говорит с рыцарем, отряд идёт вдоль спокойной, красивой реки, такой среднерусской, а из воды на подмогу выступает отряд богатырей, присоединяются к отряду.
Отряд всё больше. Люди всё моложе, звери всё крепче. Снова лес, сцена встречи, между крупных стволов деревьев, рыцарь беседует с Маугли, рядом Багира и Балу, на плече у Санчо - висит Каа, среди русских богатырей из реки  -стая волков и сам Акела.
Над отрядом летит Баба Яга, рядом - стая разных птиц, филины, орлы, голуби и ворон.
Отряд выходит к кромке леса. За ним поле, за ним - масса машин. Kamatsu, Caterpillar, танки, экскаваторы, Трансформеры, супермены и много людей в чёрных костюмах и чёрных очках. Все одинаковые.
Камера взлетает, лес с левой стороны кадра, Мегаполис справа. Посерёдке - выжженое, выеденное поле, которое когда то было лесом..
Переход через чёрное. Тишина. Музыки нет.


Меняется саундтрек. Тревожно- торжественное. Утро, раннее, Роса.




Камера вверху, лес с левой стороны кадра, Мегаполис справа. Посерёдке - выжженое, выеденное поле. Общий план.
Из леса выезжает рыцарь, один. Камера наезжает, вернее- налетает, меняет планы, слайдер, движение слева ( от леса) направо  -в сторону машин и Мегаполиса.
Общий план, средний план, крупный. Рука лежит на рукоятке меча. Меч - как новый. Музыка нарастает. Смена кадров - машины, рыцарь, машины- рыцарь и т.д.
Тут тишина. Звенит. Сломо. Абсолютная тишина. Рука выхватывает меч, сверкает клинок, лицо рыцаря, опускающееся забрало. Суперсломо. Красивый конь, всадник, атака, машины включают фары,  бульдозеры выпускают клубы дыма. Тут из леса выскакивает армия, один, второй, третий, сотня, тысяча - крестьяне, лешие, Баба Яга, Маугли верхом на Медведе, рядом Багира, Каа на шее Санчо, разъярённое лицо Санчо, волки, богатыри, персонажи сказок и жители деревень и городка, с самодельными копьями, палками, против танков, бронетранспортёров и бульдозеров. В воздухе хищные стальные самолёты-трансформеры  навстречу им летит летит Баба Яга и стая разных птиц. , включая орлов из Властелина. Аллегории, флешбеки.

Кульминация, сломо, музыка-гремяще- торжественное. Блики, яркие вспышки.  Камера отъезжает. Две армии сходятся в поле.
Инь-янь.
Кадр уходит в чёрное, музыка как бы в трубу, затухая.
Наконец темно, тишина.

Эпизод четыре.
Опять то же самое музыкальное интро, что и в начале фильма. Картинка выплывает из чёрного.







Человек в кресле качалке, в той самой комнате. Звук качающегося кресла и лёгкая музыка, грустная.  Отложил в сторону книгу, старинный фолиант, на обложке которого - кадр из битвы с узнаваемыми персонажами. Снимает очки, протирает глаза. Встаёт, камера показывает комнату, знакомый антураж. Бинокль, старинный компас, бутылка, модель корабля, много дерева, барометр, книги, глобус, подзорная труба.....
Человек встаёт, одет в то же самое, что и в начале фильма, открывает дверь и входит в кухню. Ультрасовременная, много светодиодов, минимализм, мрамор, электроника, микроволновка, современнейший ультра холодильник, всё бело-чёрное, кадр чёрнобелый, хотя всё в цвете.
Человек подходит к кофеварке, супердорогая машина, на белоснежном столе. Включает. Всё гудит, светится ультрамарином, работают вентиляторы, напоминающие мельницы. Чашка кофе, дымится. На столе камера выхватывает страницу проспекта, листовку, флайер.
Тот самый, что и в руке женщины в начале фильма. Реклама Мегаполиса.
Картинка на флаере анимированная, Как в Поттере - та же самая, что и в рекламе в телевизоре в витрине закрывшегося магазинчика.
Музыка нарастает. Камера от#езжает, пролетает комнату, вылетает в окно, разворачивается. Вместо старинного домика - ультрасовременный небоскрёб, одно из окон - то самое. Камера продолжает отлетать  -  огромный город, гигантский, бесконечный, серый, бетон, асфальт и неон.
Окно всё меньше, сливается в бесконечное серое.
На нём - титры.
Конец фильма.


P.S.

Вношу несколько поправок и фишек к сценарию в предыдущем постике.:

1. Профессия рыцаря - отставной капитан, военный, командир. Моряк привязан к дому, который у него отнимает Мегаполис, Корпорации.
Или лётчик. Это даёт целый ряд артефактов, которые видим в комнате.
Или подводник.

2. Все фотографии в фильме -  рисунки, анимированные, как в Поттере. В стиле клипа А-ха.

3. Вещи разбитые в момент преображения в третьем эпизоде -  в четвёртом снова целые.

4. Логотип Мегаполиса, Корпорации -  изображение надкусанного земного шара, который обвивает радужный  змей,. держащий в пасти яблоко..
На фоне ветряков, которые на самом деле - мельницы. Этот же логотип на флаере, кофеварке, борту фургона, на телевизоре в витрине и на фюзеляже самолётов-трансформеров, атакующих Ягу, птиц и наш отряд.

5. Рыцарь приветствует Маугли верхом на Россинанте, а Маугли рыцаря верхом на Медведе Балу, причём приветствие их - индейское. Хау...

6. В начале пролёта камеры в начале фильма -  она  пролетает мимо парящего белого пера, а в конце фильма -  мимо чёрного.
Перья принадлежат Ворону, который одновременно голубь и в свите Яги.

7. Время на остановившихся часах  -  чернобыльское. Время аварии.

8. Во время выхода из воды богатырей, за рекой виден Мегаполис, который не отражается в воде.

9. Вывески магазинчиков в городе - на разных языках, булочная на французском, мясник - на немецком, молочник на английском, почта на русском.

10. Рука героя в самом конце фильма, когда он наливает себе кофе  - вся в шрамах и рубцах.

11.  Финальный показ комнаты - совпадает с начальным, только в комнате добавлены некоторые артефакты друзей героя. Шляпа Страшилы, топор дровосека на стене, кусок хвоста льва и т.д.

12. Общая стилистика фильма может быть стилизацией под мультипликацию, наложение такого эффекта, но не везде, а только в некоторых сценах.







.


__________________________