Прага. Зигзаги истории. Часть 1

Борис Готман
  Когда поднялись на верхнюю площадку Петршинской смотровой башни, там было не протолкнуться.

  По правилам на ней можно находиться всего 4 минуты и, как ни странно, действительно через минуту  смогли "пробиться" к окнам.

  Время поджимало, мы жадно всматривались в красочные пейзажи и торопливо их фотографировали.

  Даже не заметили, как все ушли. Мы остались на площадке одни, можно было ещё раз спокойно осмотреться: кроме великолепной панорамы Праги с расположенным рядом с Петршинским холмом Пражским Градом, изгибами и мостами Влтавы, вдали просматривались даже  Чешское среднегорье на севере и Гигантские горы на северо-востоке.

  Но к этому ещё вернусь в продолжениях репортажей.
 
  Здесь хочу рассказать историю, которую узнали, заинтересовавшись необычным сооружением, расположенным недалеко от подножия башни – восемь восьмигранных башенок вокруг большой, такой же восьмигранной  (снимок слева).
 
  Главный фасад этого сооружения является копией древних крепостных ворот Шпичка (Остриё) крепости Вышеград.

  Почему эта копия поставлена на Петршинском холме, сейчас не столь важно.

  В этом сооружении сегодня расположены зеркальный лабиринт, а главное – диорама битвы за Прагу, происшедшей, как считают чехи, в  1648 году, когда разграбив Пражский Град, шведские протестантские войска не смогли перейти Влтаву и ворваться в Старый Город.

  Эта битва стала последним эпизодом Тридцатилетней войны.
 
  В октябре 1648-го года был заключен так называемый вестфальский мир.
 
  Однако военные действия не прекратились, отряды шведского генерала Конигсмарка продолжали двигаться на Прагу.
 
  Шведам удалось молниеносным ударом взять Малую Страну и Градчаны, но проникнуть через Карлов мост в Старый город они не смогли: пока шведские солдаты занимались грабежами в захваченных районах, пражанам удалось организовать оборону мостов.
 
  В неё включились добровольцы - пражские студенты, пивовары, мясники, даже монахи и евреи.

  По преданию, решетка Староместской мостовой башни и её защитники, преградившие шведам путь – изображение руки с мечом в открытых воротах башни, стали потом центральным элементом герба Праги.
 
  На помощь шведам пришла артиллерия генерала Виттенберга, а затем армия генералиссимуса Карла Густава.

  Однако пражане свой город отстояли.
 
  25-го октября в Прагу вошла новая группа шведов, но одновременно пришло официальное известие, что война уже неделю назад закончилась…

  Не будем вдаваться в детали. Примем на веру, что всё было именно так и диорама в Шпичке  до сих пор напоминает о мужестве и героизме пражан.
 
  Поверим и рассказу историка Иржи Рака о том, что во время битвы, как это обычно бывало, защитники просили Деву Марию о помощи, обещая, в случае победы, возвести монумент в ее честь.
 
  Спустя четыре года, в 1652 году в память о чудесном избавлении Праги  на центральной площади Старого Города была воздвигнута Марианская колонна из песчаника, увенчанная фигурой Девы Марии Иммакулаты (Иммакулата в переводе с латинского означает "непорочная").
 
  Высота столба составляла 14 метров, а рост позолоченной Девы Марии достигал двух метров
 
  Автором колонны был Ян Иржи Бендла, мастер раннего чешского барокко.
 
  Постамент обрамляли ангелы, побеждающие дьявольские силы - войну, изображенную в виде льва, чуму в виде василиска, голод в виде дракона и ересь в виде змеи.
 
  Обратите внимание именно на  змею:  многие сейчас видят в этом символе ереси напоминание  о  разгроме гуситов католиками.
 
  Марианская колонна была освящена в присутствии императора Фердинанда III.
 
  Это было внушительное сооружение, тень от которого в полдень ложилась на символически  изображенный в брусчатке Староместской площади  Пражский меридиан, служивший для определения точного времени по солнцу (снимок справа коллажа, роль Марии Иммакулаты согласилась исполнить супруга).

  Чуть больше ста лет назад, 3 ноября 1918 года толпа горожан сбросила Марианскую колонну на брусчатку площади.
 
  После "бархатной" революции начали говорить о ее восстановлении.

  Но быстро выяснилось, что за все прошедшие после свержения колонны годы пражане так и не поняли, надо ли было разрушать этот памятник и надо ли восстанавливать его теперь и возвращать на прежнее место.
 
  Но обо всём по порядку…


  Продолжение следует  -  http://www.proza.ru/2019/06/20/1666