Свет смерти...

Петр Евтеев 4
       Свет смерти...


             Жизнь  длинна.  И  в  ее  протяженности  мало  ли  чего  ни  случается.
Например,  в  самом  позднем  взрослении  к  тебе  приходит  дядюшка  Альцгеймер,  и  начинается  жизнь  не  по  законам  Светлого  разума,  а  по  неисследованным  фантазиям  этого  клятого  немца.
             Казалось,  ничего  не  случилось.  Всего-то  на всего  -  выпал  из  социума  -  люди  отдельно,  ты  отдельно.  Жизнь,  ведь,  продолжается.  Ну,  забыл  выключить  свет,  забыл  дорогу  домой  -  кто-то  из  близкого  окружения  поможет  решить  все  бытийные  проблемы.
             Может  быть,  потому  постоянная  зависимость  делала  и  делает  стариков-дедушек  всеместно  добрыми  и  обходительными.
             Но  это  там,  в  социуме.  А  здесь,  в  одиночестве,  наедине  с  самим  собой,  продолжаешь  с  той  же  неистовостью  решать  не решенные  никем  проблемы  жизни  и  смерти,  проблемы  перетекания  категоричного  «нет»  в  свою  противоположность  «да».
             Как  это  происходит,  и  происходит  ли?
             Какие  психологические  перегрузки  испытываешь,  говоря  жизни  «нет»,  а  смерти  «да»?
             Мне  всю  жизнь  внушали  -  Я  -  человек  разумный,  Я  -  гомосапиенс.
             Но  с  утратой  разума,  я неизбежно  превращюсь  в  животное.
             Я  еще  жив,  а  мое  существо  уже  запустило  процесс  перерождения,
реинкарнации.
             Я,  всю  жизнь  ненавидевший  смерть,  считая  ее  самым  худшим  из  зол,  вдруг  ощущаю  себя  там,  за  пределами  жизни,  там,  в  царстве  мертвых.
             Происходит  непредсказуемый  переход  из  блаженства  жизни  в  блаженство  смерти.
             И  уже  из  этого  царства  смотрю  на  жизнь,  как  на  зло.  Казалось, должен  смотреть.
             Ну,  не  совсем,  как  на  зло,  но  с  ощущением  ненужности,  неинтересности  ко всему тому,  что  приобрел  здесь  за  эти  годы.
             Возрастная  фаза?  Не  знаю.
             Понимаю,  ребенок,  игравший  в  детские  игры,  никогда  не 
возвращается  к  ним. 
              Взрослому  же  человеку  открываются  новые  горизонты.
              Они  отметают  и  детство,  и  юность,  потом идут годы  накопления  знаний,  годы  мужания,  расцвета.  Потом   подступают  шестьдесят,  семьдесят,  а  потом  все  -  приехали.
              Зачем  живет  человек?  Никто  за  тысячелетия  не  смог  ответить.
              Куда  уходит  человек?  Никто  не  знает.
              Что  такое  жизнь?  Отвечаю.
              Это  поиск  дороги  туда,  за  пределы  собственного  бытия.
              Возраст  Альцгеймера  -  это  возраст,  с  которого  начинается  дорога  к  Храму,  туда,  за  пределы  жизни.  Умирают   все,  а  найти Храм,  дано  не  каждому.
              Нет  никакого  средства  против  старости,  нет  даже  искры  надежды  против  неизбежности  конца.
              В  печали,  в  нежелании,  в  страхе  многие  люди  заканчивают  свой  жизненный  путь.
              Наибольшее  страдание  доставляет  противоречие  между  жизненным  инстинктом  и  неизбежностью  полного  уничтожения.
              Долгое  время  мое  отношение  к  смерти  было  таким  же,  как  у  всех.
А  потом  что-то  произошло.  Исподволь  стали  улетучиваться  желания.
Бросить  конструкторскую  работу  и  уйти  на  верхолазную  не  составило  труда.  А  ведь  в  брошенной  были  и  изобретения  на  уровне  Имитатора  солнца,  и  награды.
              Утраты  происходили  не  в  области  материальных  ценностей,  а  в  сущностном,  на  уровне  инстинктов.
              О  стадном  (или  социальном)  инстинкте  уже  сказано.  С  ним  расстаться  было  легче  легкого.
              Трудно,  до  сих  пор  очень  трудно  уйти  из - под  влияния  полового  инстинкта  -  инстинкта  воспроизводства.
              Здесь  каким-то  непостижимым  образом  рушится  система  ценностей,  мир  искусства,  красоты,  наслаждения.
              Лицо  красивой  женщины,  ее  фигура,  походка,  стать  -  что  может  быть  привлекательней  на  свете?  Но  все  ушло  в  прошлое.  Вместо восприятия  красоты  -  отторжение.  Как  в  Метаморфозах  Овидия  -  убегающая  от  бога  Аполлона,  Дафна,  превращается  в  лавровое  дерево.  Она  видит,  как  вместо  рук  и  ног   проступают  в ней  же  ветви,  листья,  ствол.  И  такое  неприятие  женского  начала  сопровождает  повсюду  -  на  улице,  на  экранах  ТВ.
              Эта  болезненная утрата,  правда,  протекающая  медленно,  несла  и  несет  вопрошание,  что  будет  дальше?
              И  вот  он  самый  яростный  инстинкт  жизни, инстинкт  самосохранения.
             Он  вдруг  исчез.  Его  нет.  Его  не  стало.
             Исчезло  чувство  страха,  озабоченности,  необходимости  сберечь,
сохранить,  использовать  что-нибудь,  кого-нибудь,  в  том  числе  и  себя.
Может  быть,  в  этом  повинно  и  относительно  комфортное  проживание.
             Исчез  страх  смерти.  Его  не  стало.  Нет  и  меня.
             Безусильно  свершился  переход  в  другое  состояние  бытия.  Из  бытия  жизни  в  спокойствие  смерти.
                Мне  семьдесят восемь.  Дача.  Трудовая  дача.  Я  здоров.  Пока  здоров.  Каждое  утро  прогулка  шесть  километров  за пятьдесят минут.  И  вечером  пять километров.  Днем  два с половиной часа  кошение  травы  и  ее  уборка.  Полив  растений.  Накопленная  усталость.  Кайф.
      И  поиск  дороги  туда,  за  пределы  этого  бытия.
            Но  ты  уже  там,  говорю  я  себе.  Там.  Но  не  верю  себе,  не  верю  возрасту  Альцгеймера.  Ничему  и  никому  не  верю.  Но  продолжаю  комфортно жить,  чуточку  казнясь  за  брошенные  идеалы,  за  оставленные  за  бортом  ценности,  за  безразличие  ко  всем  горестям и  страданиям  человечества.
            Эти  слабости  мимолетны.  В  основном  - отсутствие  желаний. Теперь, я  - небо,  я  -  земля,  растение,  камень,  вода. 
            Вот  уж  действительное  смирение,  к  которому  призывали  все  учения  мира,  но  реализуются  только  сейчас.
            Иногда  чувствую,  как  бытие  жизни  перетекает  в  бытие  смерти.  В  эти  мгновения  я  не  люблю  само  природное  явление  как  жизнь,  ее  нетерпимость  к  инобытию,  навязывание  человечеству  единственность  только  ее  формы  существования,  ее  изобретательность  в  насаждении  человеку  своей  исключительности,  неповторимости,  чудесности?
           А  пока  не  ушел  за  пределы  существования,  говорю  себе, наслаждайся  умиротворенной  старостью  -  окончанием  жизненного  пути.
           Жизнь  даже  этот  отрезок  отделила  от  сознания  людей  таким  барьером  неведения,  что,  практически,  никто  из  миллиардов  живых  и  мертвых  не  знает  о  благости  пребывания  в  нем. 
           Только  достигший  своего  оптимума  старости,  может  на  короткое  время  увидеть  чудесный  свет  успокоения  в  прикосновении  двух  противоположных,  так  глупо  враждующих  начал  -  жизни  и  смерти.      
      
              P.S.     Когда  писался  этот  текст, меня мучил  вопрос:  не кощунствую  ли я, прикасаясь  к  такой  болезненной  теме? 
И  вдруг,  о,  счастье!  Случайно прочел  отрывок  из  работы И. И. Мечникова - «Этюды  о  природе  человека»,  из работы написанной  более  ста  лет  назад. Вот  он.
          «Инстинкт  смерти  гнездится  в  природе  человечества.
          Если  бы  цикл  жизни  людской  следовал  своему  идеальному  физиологическому  ходу,  то  инстинкт  естественной  смерти  появлялся  бы  своевременно  -  после  нормальной  жизни  и  здоровой,  продолжительной  старости.  Вероятно, этот  инстинкт  должен  сопровождаться  чудным  ощущением,  лучшим,  чем  все  другие  ощущения,  которые  мы  способны  испытывать.
          Быть  может,  тревожное  искание  цели  человеческой  жизни  и  есть  не  что  иное,  как  проявление  смутного  стремления  к  ощущению  наступления  естественной  смерти.
         В  нем  должно  быть  нечто  сходное  с  неопределенными  чувствами  молодых  девственниц,  предшествующими  настоящей  любви».
         Прочитав,  написанное И.И. Мечниковым,  я  был  счастлив,  прикоснуться  не  к  искорке,  а  к  лучу  надежды  в  нашем  таком  непростом  существовании.

                15  июня 2019 года

Санкт - Петербург.