Соблазнов не избежать

Николай Шведов
          
          «Соблазнов не избежать. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18,7).
         Когда Христос говорит, казалось бы, обобщённо, что в мир следует прийти соблазнам, надо понимать, что каждый человек должен пройти через искушение грехом. Это мощно подтверждается искушениями самого Иисуса Христа дьяволом (Мф 4, 1-11) и тем, что духовная служба Иисуса начинается именно после преодоления соблазнов. Страницы Евангелия говорят о том, что Святая Матерь и братья Его также искушались (соблазнялись о Нём) в начале Его служения. О неизбежности соблазнов говорят жизнь и писания святых отцов. Отсюда: личные искушения неизбежны, а, значит, входят в предопределение Божье для каждого отдельного человека, при этом важно: сила искушения, по наблюдениям святых отцов, не превышает возможностей человека преодолеть искушение.
        Вопрос: как определить что есть «соблазн» и что - «искушение»?
        Скучное определение таково: и соблазн и искушение - это воздействие на  человека, побуждающее его к греховным действиям. Не будем останавливаться на понятии греха. Но отметим, что реакция человека на соблазны или искушения является подтверждением свободы выбора - его внутренней борьбой за «Царствие Божие, которое внутри нас есть».
       В чём отличие соблазна от искушения, соблазнителя от искусителя?  В современном языке в большинстве случаев можно без искажения мысли заменить одно слово на другое (то есть, эти слова – синонимы), но встречается и некоторое отличие. Простой пример: когда мы говорим, что женщина хочет соблазнить мужчину, это всегда означает, что она хочет вступить с ним в половую связь. Когда же она искушает мужчину, есть два варианта: или она хочет вступить с ним в связь, или же возбудить его с какой-то другой целью (допустим: проверить его нравственные устои). Как видно из нашего примера, во втором случае слова «соблазн» и «искушение» близки, но синонимами не являются.

        В тексте Евангелия часто встречается такой оборот речи, (Мф 26,30): «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь». Так говорит Иисус апостолам, имея в виду, что апостолы  разбегутся от страха за свои жизни и оставят Его одного перед врагами. Иисус не говорит: «предадите Меня» (он не считает их поступок предательством), или «отречётесь от Меня», как Он говорит далее о поступке Петра. Как понимать не современное выражение  «вы соблазнитесь о Мне»? «Соблазниться» означает здесь: впасть в грех из-за неправильного понимания сложившейся ситуации.
        А вот другой вопрос: является ли испытания искушением (соблазном) не только неотъемлемой  частью людской жизни, но и основной целью существования личности на Земле?
       Этот вопрос не праздный. Он возникает из мыслей святых отцов о том, что вечная жизнь души человека включает в себя очищение (как бы, закалку), которое каждая  личность проходит во время своего земного существования. А очищение (закалка) и есть не что иное,  как успешное преодоление земных искушений. Но внимательный анализ подсказывает, что искушения являются одним из промыслительных условий жизни человека на земле, но никак не целью земной человеческой жизни (понятия наиболее глубокого и тайного в Божьем миропорядке).
         Вернёмся к окончанию  мысли Иисуса Христа: «… но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18,7). Конечно, отец и программист соблазнов и искушений – дьявол, но часто его функции принимает на себя человек. Помните: тайная вечеря, дьявол вошел в Иуду Искариота (Ин 13,27) и Иуда окончательно принял решение предать Христа, поддавшись временному обольщению (кстати, «обольщение» - ещё один термин, место которого как раз между понятиями «соблазн» и «искушение»). Следует помнить, что дьявол всегда искушает и обольщает любого из нас,  используя темные стороны нашей души. Отсюда и главная задача верующего человека: заботиться о своём постоянном внутреннем очищении путём покаяния.
        Остаётся добавить ещё одно наблюдение: «…кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше бы было, если бы повесили…» - говорит Иисус (МФ 18,6).
        Отсюда: ответственность за грех соблазна несет в первую очередь соблазнитель, но отнюдь не впавший в грех соблазненный человек. Об этом мы обычно забываем в повседневной жизни и законы земные зачастую закрепляют ответственность за грех не за соблазнителем, а за соблазнённым (непосредственным нарушителем закона). Законы Божьи трактуют этот вопрос по-другому.