Возможна ли гармоничная жизнь?

Павел Каравдин
ВОЗМОЖНА ЛИ ГАРМОНИЧНАЯ ЖИЗНЬ?

Мы все мечтаем о гармонии, о приятной и безмятежной жизни. Но что такое гармония? Наткнулся я на сайте astrologos такое определение: «Покой, к которому стремится каждая душа и который является истинной природой Бога и конечной целью человека, есть ни что иное как результат гармонии; это показывает, что все жизненные достижения без чувства гармонии напрасны. Именно достижение гармонии зовется раем, а отсутствие ее называется адом. Только овладевший этим понимает жизнь, а тот, кому не достает этого, является глупцом, несмотря на все другое знание, которым он может обладать».
Итак, в основе гармонии лежит покой.

Р.П.Селегин в АТ отмечает: «Под словом же «гармония» подразумевается, прежде всего, согласованность между двумя, как минимум, объектами, что предполагает наличие некоего их единения. Противоположным является слово «дисгармония», определяющее рассогласованность, так же между двумя, как минимум, объектами, что предполагает наличие некоего их разобщения. Собственно, на эти определения математики и гармонии указывает и Василенко в своей статье «Гармония и математика» от 04.11.2017.

Из определения гармонии и дисгармонии видно, что они являются парой дуальных противоположностей (дуадой), восходящей к известной фундаментальной дуаде состояний мира, первым состоянием которой является единство, а вторым состоянием – разъединённость, разобщённость, разделённость, раздробленность и т.п. Эти два состояния присутствуют в известном законе диалектики единства и борьбы противоположностей».

Пример из техники. Рулевой полулежа в удобном кресле ведёт корабль по курсу, наблюдая за стрелкой компаса. Погода отличная, покой, гармония. Временами происходит нарушение гармонии. Корабль уклоняется от курса.  Заметив отклонение стрелки компаса, рулевой попадает в дисгармонию, вынужден двигаться, поворачивать руль, чтобы вернуть корабль на курс.

Всё живое различает противоположные ощущения: приятные от неприятных. Неприятное ощущение вынуждает действовать, чтобы от него избавиться – иначе гибель. Благодаря принятым мерам, неприятное ощущение ликвидировано, наступило приятное блаженство.  Но хорошего понемножку. Приятное ощущение ведёт к неподвижности, к застою. Неподвижность же – аналог смерти. Но тут вмешивается второй закон диалектики. Избыток приятного, превращается в свою противоположность, в неприятное. Например, утоляя голод, мы испытываем приятное ощущение. Постепенно приятное ощущение заменяется неприятным. Оно и вынуждает  нас прекратить приём пищи, чтобы не умереть от переедания. Графически жизнь можно изобразить синусоидой бегущей между двумя противоположными ощущениями. Пока мы живы, мы различаем противоположные ощущения. Когда мы перестаём их различать, наступает смерть. Жизнь, идет по принципу автоматики между приятным и неприятным, и состоять из одних приятных ощущений невозможна.

Есть закон инерции, который можно  называть законом консерватизма, законом иммунитета. В соответствии с этим законом, любая система стремится сохранить своё состояние, остаться неизменной. Следовательно, никакая система не может самостоятельно измениться. Для этого нужна внешняя причина. Всё течет, всё изменяется, если есть причина. И ничто не изменяется, если нет причины. Следовательно, при всяком изменении есть два участника. Один пытается сохранить свое состояние, а другой,  пытается изменить это состояние. Первого называют консерватором, второго новатором или революционером.

Всякое изменение происходит только тогда, когда есть какая-либо разность, какое-то различие в давлениях, уровнях, потенциалах, убеждениях и т.д., Для изменения необходимо наличие противоположностей (например, высокого и низкого давлений). Но  раз есть противоположности, есть между ними и разница. Различие между противоположностями является противоречием. Нет разности, нет противоречия, нет и изменения. Чем больше разность, тем интенсивнее изменение. При небольшой разности давлений дует лёгкий освежающий ветер, при очень большой разности ветер превращается в разрушительный ураган. При небольшой разности богатств в обществе идет созидательная эволюция. При очень большой их разности происходит разрушительная революция. Можно сказать иначе. Консерватизм тормозит развитие. Разве тормоз – это плохо? С одной стороны плохо, с другой – хорошо. Тормоз сохраняет от гибели.

Собственно я пишу здесь о наиболее общем законе природы, называемом обычно законом единства и борьбы противоположностей. Но хотя название закона идёт от Гегеля (200 лет назад), наука его не знает. В 1987 году я слушал лекцию доктора философских наук К.Н.Суханова, который сказал, что есть закон единства и борьбы противоположностей, как причина движения, но есть и противоречие, тоже причина движения. Две причины одного явления, но какая между ними связь? Неизвестно. Профессор пожал плечами. Я вскочил, хотел сказать, но он не дал мне слова.

Приведу несколько примеров движения без тормоза. Например, электрический ток, производя работу, преодолевает сопротивление. Если же сопротивление исчезает, то ток возрастает до разрушительного тока короткого замыкания. Забиваемый в стену гвоздь должен испытывать ее противодействие. Если стена гнилая, то забивать гвоздь бесполезно. Так же и власть должна иметь противодействующую оппозицию. Без тормоза  оппозиции власть долго не продержится. Если кто из читателей помнит «Краткий курс истории ВКП(б), то помнит, что там описана непрерывная борьба «партии» по уничтожению любой оппозиции. Чем это кончилось, хорошо известно. То же и в науке. Всякая новая идея должна подвергаться критическому обсуждению, в процессе которого идея, либо выживет, либо погибнет.

Заглянем в Философский словарь под ред. И.Т.Фролова (М.1986). На стр.141 «Единства и борьбы противоположностей закон – всеобщий закон действительности и ее познания… Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение».  Разве можно согласиться с таким объяснением?

В природе все объекты имеют равные права. Например, волк и олень имеют равные права на жизнь. Волк хочет съесть оленя, а олень не хочет быть съеденным. Начинается между ними взаимодействие (борьба). Если волк схватит оленя, то волку хорошо, а оленю плохо. Здесь единство в том, что ни волк, ни олень не могут жить независимо друг от друга, они в одной связке. Так же как хорошо и плохо (добро и зло) не могут быть абстрактными, а всегда вместе.  Так что не может жизнь без противоречий, разве только  у лежачего инвалида на всем готовом.