Об умерщвлении М. Горького-7

Ион Жани
Из материалов следственного дела об убийстве М. Горького-7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ (Доктору Левину)
-Следовательно, средства легальные, но их комбинация и их количество, и их назначение данному больному не соответствует состоянию его здоровья, его организма?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Да. У Вячеслава Рудольфовича (Менжинского) был огромнейший инфаркт, который вместо мышц сердца оставил рубцы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-И в этих условиях...

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Нельзя было давать таких сильных средств.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-А вы давали?

ДОКТОР ЛЕВИН
-Да.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-Опять-таки в преступных целях?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Конечно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-Позвольте задать аналогичный вопрос относительно Валериана Владимировича Куйбышева.

ДОКТОР ЛЕВИН
-Гипертония, повышенное кровяное давление и стенокортиональное давление, то есть маленькое проявление намечающейся грудной жабы. В этом случае надо считать, что венечные сосуды сердца поражены склеротическим процессом. Мышца сердца не может уже питаться так, как она может это делать. Мышца сердца требует постоянного притока крови, так как мышца руки, когда вы работаете, требует усиленного притока кислорода. Если этого нет, то это может привести к закупорке, к тромбозу, что и произошло.
На вскрытии была найдена закупорка внешней артерии. Это явилось результатом припадка грудной жабы. Эта закупорка ускорила припадок, хотя по состоянию здоровья это получилось бы в будущее время, а благодаря этому мы тут имеем ускоренное приближение этих припадков.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-В результате...

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Вредительских действий.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-В результате так называемого "лечения"?

ДОКТОР ЛЕВИН
-В результате вредительских действий.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
У меня вопросов больше нет.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
(к суду)
-У меня есть вопросы, разрешите?
(К Левину)
-Сообщите, пожалуйста, некоторые краткие биографические сведения.

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Я скажу очень кратко. Родился я в 1870 году, в бедной мещанской семье. С 14-ти лет должен был зарабатывать уроками, будучи гимназистом, деньги, чтобы продолжать свое воспитание и помогать семье. Окончил естественный факультет в Одессе, после этого медицинский факультет в Москве, с 1896 года работаю врачом. Таким образом, я работаю врачом 42 года. В течение этих лет я до революции все время работал в больницах, работал в московской рабочей больнице, одновременно на фабриках и заводах в качестве врача.
С самого начала революции я немедленно включился в работу Наркомздрава. Поступил в наркомздравовский госпиталь, так называемый курортно-отборочный госпиталь, откуда был мобилизован в Красную Армию. В Красной Армии служил в войсках внутренней охраны Республики. Одновременно с этим был в высшей медицинской комиссии и оттуда в 1920 году был откомандировал приказом Наркомздрава в кремлевскую больницу, с какого года я непрерывно и неотрывно, то есть без всякого совместительства, все время работал в Санупре Кремля. Работал в штатной должности и в качестве консультанта санитарной части НКВД.
Вот это мой, так сказать, служебный, рабочий стаж. Все это время я работал, никогда никаких недоразумений не имел, под судом не был и в первый раз на скамью подсудимых на 68-м году жизни меня посадил Ягода.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-Обрабатывая вас на убийство Максима Пешкова, Ягода не делал вам каких-нибудь намеков, что это убийство - не только его директива?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Он мне сказал, что дело идет о группе крупных политических деятелей, среди которых он мне назвал имена Рыкова, Бухарина и Енукидзе, которого я знал лично.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-Не связал ли он вас с одним из участников этой организации? К Енукидзе он вас не направлял?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Совершенно, верно.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-Расскажите, что говорил Ягода о Енукидзе, и о чем вы говорили с Енукидзе?

ДОКТОР ЛЕВИН
Это было в той беседе, относящейся к 1934 году, когда он говорил мне о Валериане Владимировиче Куйбышеве и Алексее Максимовиче Горьком. Он просил зайти к Енукидзе, который знает, что я посвящен в это дело, и хочет со мной об этом поговорить. Енукидзе также был моим постоянным пациентом. Я пришел к нему на другой день в Кремль. Он также спросил меня о том, кого я могу взять, и был очень разочарован, услышав, что я говорю только о Куйбышеве. Он сказал: "Ну что ж, начинайте с этого". Он просил меня подумать о соучастнике, я сказал, что подумаю и расскажу об этом Ягоде.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-А скажите, через кого еще Ягода воздействовал на вас? Кто был непосредственным вашим начальником по вашей работе в качестве врача?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-В последнее время Ходоровский.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-К Ходоровскому он вас направлял?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Он меня сначала направил к Металикову. Я уезжал тогда в отпуск, а когда вернулся (это было осенью 1934 года), у нас была смена руководства и начальником Санупра Кремля был уже не Металиков, а Ходоровский. Я сказал Ягоде, что Ходоровский новый человек, я его не знаю, но он ответил мне, что Ходоровский в курсе дела, зайдите к нему и поговорите. Ходоровский был человек очень краткий и отрывистый на разговоры. Он меня не любил вообще, да и я его особенно не обожал. Я все же пришел к нему, но не решился сразу начать с разговора на эту тему, а сказал, воспользовавшись случаем, о состоянии здоровья Енукидзе. Он меня выслушал и спросил: а больше он вам ничего не говорил? Я ответил, что он еще кое-что мне сообщил. Ходоровский сказал: я знаю, о чем вы говорили.
Давайте об этом не говорить, действуйте, а если вам нужна будет моя помощь, заходите ко Мне, но делайте это реже, в крайних случаях. Этим наша краткая, единственная беседа и ограничилась.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-И из этой беседы вы поняли, что ваше непосредственное начальство...

ДОКТОР ЛЕВИН
-Что оно не противится...

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-И санкционирует ваши преступные злодейские действия?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Да.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-Скажите, пожалуйста, какой вы конкретно датой датируете ваше вступление на путь этих ужасных преступлений, считая и начало переговоров.

ДОКТОР ЛЕВИН   
-Совершенно точно могу сказать. Это зима 1933 года.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-Может быть вы конкретно суммируете те внутренние причины, по которым вы, старый врач, с 40-летним стажем, согласились на злодейские, ужасные предложения Ягоды.

ДОКТОР ЛЕВИН ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1895)
-О своих психологических настроениях я уже делал попытку говорить, но...

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
-Защита задает вам вопросы, пожалуйста, отвечайте.

ДОКТОР ЛЕВИН
-Был совершен какой-то акт безумия с моей стороны, акт идиотизма: вдруг без всякого побуждения прийти и убить Максима Пешкова.
Эту семью их я очень любил, я был близким в их семье. Алексея Максимовича я очень любил, считал его одним из величайших людей в нашей стране и во всем мире. Почему я мог дойти до этого и почему Ягода может говорить здесь о том, что я пошел на убийство Максима Пешкова без его прямых указаний. Почему я согласился на это - я уже сказал. Я говорю это не в оправдание, а в объяснение. Я - человек, далекий от политики, беспартийный человек. Я неправильно, может быть, был ослеплен властью представителя ОГПУ, мне казалось, что это - всемогущий человек, в руках которого сосредоточена огромная власть, и если этот человек говорит, что я должен это сделать, то я на это пошел. Психологически я объясняю этой какой-то трусостью, причем не за свою жизнь, это я говорю со всей искренностью. Меня больше страшило то, что он пригрозил разгромить мою семью. А семья моя - хорошая, трудовая, советская семья.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-Скажите, пожалуйста, была разница в смысле методов обработки вас Ягодой между моментом, когда он вас уговаривал насчет убийства Максима Пешкова, и позднейшим временем, когда он говорил о дальнейших преступлениях?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Конечно, разница была очень большая. Он говорил сначала о том, что я совершаю дело нужное. Он говорил об этом преступлении, как об акте, необходимом для спасения Алексея Максимовича от каких-то врагов. А потом, когда я к нему пришел, он сразу заявил мне - вы в моих руках.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-Он рассказал, какие директивные организации руководят этим делом?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Я об этом ничего не знал. Я узнал об этом только на самом процессе.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-Он говорил вам о том, что есть какая-то группа, которая стремится к свержению Советской власти?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Он говорил, что это очень большая и влиятельная группа.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-И с этого момента вы почувствовали, что вы связаны с этой группой, зная, что это контрреволюционная группа и что ваша судьба зависит от судьбы этой группы?

ДОКТОР ЛЕВИН
-Такое сознание было, что вместе с Ягодой погибну и я.

ЗАЩИТНИК БРАУДЕ
-У меня больше вопросов нет.

ЗАЩИТНИК КОМОДОВ
-Разрешите мне вопрос?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
-Пожалуйста.

ЗАЩИТНИК КОМОДОВ
-Скажите, Левин, к какому времени относится ваш разговор с Казаковым по вопросу об умерщвлении Менжинского?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Это было в конце 1933 года.

ЗАЩИТНИК КОМОДОВ
-Это было до свидания Казакова с Ягодой?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Конечно.

ЗАЩИТНИК КОМОДОВ
-А вредительские методы в лечении Менжинского вы начали проводить после свидания с Казаковым, или до?

ДОКТОР ЛЕВИН
-После.

ЗАЩИТНИК КОМОДОВ
-Вы знали от Ягоды относительно Казакова?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Мне было известно, что Менжинский является постоянным пациентом Казакова и пациентом, очень ему верящим. Я помню, что, когда Менжинский был в Сочи еще в 1932 году и почувствовал себя не совсем хорошо, он вызвал Казакова в Сочи. Я помню также, что, когда Менжинский уезжал в Кисловодск, это было кажется в 1933 году, он высказал пожелание, чтобы и Казаков был вызван туда. Он с Казаковым был в тесной связи и без него я не мог действовать.

ЗАЩИТНИК КОМОДОВ
-Но вредить практически вы стали после того, как Казаков повидался с Ягодой, и Ягода с ним разговаривал?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-После того, как Казаков имел разговор с Ягодой. После этого мы с Казаковым выработали план нашей вредительской деятельности, о котором я уже говорил, - о лечении сердца лизатами.

ЗАЩИТНИК КОМОДОВ
-Плетневу вы сказали о планах Ягоды, о заданиях Ягоды, о свидании Плетнева с Ягодой?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Это было очень скоро после смерти Максима Пешкова. Я сказал, что его вызовет по очень трудному делу Ягода и сам ему скажет, в чем дело.

ЗАЩИТНИК КОМОДОВ
-До вызова Ягодой Плетнева вы какие-нибудь вредительские мероприятия совместно с консультацией Плетнева проводили в отношении того или другого?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Нет. Это было только после того, как профессор Плетнев имел свидание с Ягодой.
Мы с ним опять встретились, он мне подтвердил, что также, как и я, считает неизбежным принять директиву Ягоды, и мы с ним посоветовались относительно того, как проводить наши вредительские действия в отношении Валериана Владимировича Куйбышева и Алексея Максимовича Горького, и мы решили тогда именно начать с Валериана Владимировича, что мы и сделали в 1934 году, а в начале 1935 года он скончался.

ЗАЩИТНИК КОМОДОВ
-Вы говорили Ягоде, чтобы он сам лично вызвал Плетнева?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Я тогда ему назвал, что соучастником может быть Дмитрий Дмитриевич Плетнев. Он сказал, - вы предупредите Плетнева, что я его вызову к себе, и, кажется, как будто, Ягода вызвал его к себе под видом медицинской консультации. Я не знаю точно, Дмитрий Дмитриевич сам об этом расскажет, но мне кажется, что он вызвал, как бы, посоветоваться относительно состояния своего сердца.

....