О православной теме в литературе

Алексей Марусов
Православная литература несёт в себе высоконравственные и духовные аспекты в воспитании человека. Если взять историю литературы, то стоит отметить, что духовная или каноническая литература зародилась очень давно, а именно в 11–16 веках, когда усиленно развиваются книгопечатание и письменность на Руси. В то время особое значение придавалось переписыванию книг в целях использования их в церковных богослужениях. Несомненно, первым и главным источником являлась Библия. Так зародились первые литературные жанры – жития, летописи, поучения, хождения и т.д. Все древнерусские тексты строились по определенным канонам. Была специфическая техника письма, алфавит. Наличие церковных текстов имело особое уважение и почёт, что также равно уважению к книге, которой приписывалось сакральность и важные черты.

Со временем, хочется сказать, что православные мотивы в литературе не исчезли. Они продолжаются в произведениях авторов 19 века таких, например, как Достоевский, Толстой, Гоголь, Пушкин и многие другие.
В своих произведениях писатели закладывают особую мораль, которую истолковывают до сих пор по-разному. Например, такие вопросы: «Почему Раскольников совершил преступление? Каково наказание?» (Ф.М.Достоевский), «Какую мораль несёт в себе старец Зосима?» (Л.Толстой) и многие др. Эти тексты заставляют человека размышлять о вечных жизненных законах. Они как сподвижники нравственности.

На данный момент духовно- нравственные аспекты, на мой взгляд, смазаны. Большинство людей, как мне кажется, перестали понимать и постигать смыслы таких произведений, что и приводит к духовному разрушению личности. Но несомненно православная тема в литературе живёт и нам , как христианам, надо открывать в себе эту тему. Очень важно начать с Библии, поскольку эта книга всех книг, через нее нам открываются глубинные тайны бытия. Хочется отметить, что открывая в себе слово Божьей, мы открываем самого Господа, что немаловажно для душ наших, помыслов, мира и спокойствия.

Для журнала "Сретение"