Импрессиньо Глобуса изнутри, как управлять м

Язев Дмитрий
Импрессиньо Глобуса изнутри, или как управлять мыслью. Популярная психология.
Глава первая. Откуда берутся мысли.

Для детей старше 12 лет, которые могут уже отличить сказку от вымысла.

Посвящается Копыловой Екатерине Владимировне, пламенному борцу за чистоту идей, потребовавшей воспарить внутреннему Я над внутренним миром.


Краткое содержание первой главы: человек, претендующий на звание «венца природы», должен прежде всего научиться управлять своим внутренним миром: мыслями, эмоциями и воспоминаниями.


Как управлять мыслью? Этот вопрос я задавал своим родителям, а они отвечали, что маленькие дети задают много странных вопросов, на которые ещё не готовы получить ответ.
Мы жили в закрытом научном городке, которого не было на карте, а после развала СССР он вовсе исчез с лица Земли, и все описываемые события по большей части остались только у меня в голове, там было всё продумано и идеально для жизни. Меньше свободы передвижения, чем за забором, много бюрократии, но для быта и работы организация была совершенной. Отец служил робототехником, а мать системным аналитиком.
Когда я созрел для понимания мыслительных процессов, они организовали мне и моим друзьям экскурсию внутрь модели робото-человека, которую они называли «Глобус» по имени Шекспировского театра. Мы пришли в самое высокое здание и поднялись на двенадцатый этаж в просторный зал (как нам объяснили, одну из моделей головы). Наше внимание сразу приковали к себе хрустальные голубые глаза, на которые мы смотрели как бы изнутри головы. В этот момент робот был вратарём. Лазерный зрительный импульс (мы видели это как голографическое изображение мяча) пролетел из глаз в затылочную область. В доли секунды к нему присоединялись импульсы интуитивного опыта предвидения полёта мяча, коррекции прыжка, движения рук. Всё это соединялось в двигательный импульс и нам показалось, что зал-голова, в котором мы были, взлетел и переместился вместе с нами. Мы чуть не попадали от этой зрительно-вестибулярной иллюзии. Мяч не был пойман и влетел в ворота, потому что мой друг Мишка, мотая своей большой головой (у него было нарушение координации из-за нарушения оттока мозговой жидкости), прерывал координирующие лазерные импульсы гравитационного предвидения робота.
Тут вошёл руководитель проекта, наш сосед по подъезду, дядя Толик. Он был большим очаровательным добряком. Мягким голосом стал нам пояснять, что командой учёных создаётся робот, который в некоторых аспектах должен быть более совершенен, чем человек.
Для того, чтобы легче во всём разобраться, расскажу вам о наших вымыслах. Человечество часто прибегает к сказкам в попытках понять сложное. Но потом сказки начинают жить своей жизнью и доминировать над тем, для чего они придуманы. А мы с вами будем помнить, что всё, что я вам расскажу — это фантазия и к реальности не имеет никакого отношения.
Давным давно природа состояла только из отдельных атомов. Потом они стали притягиваться и объединяться, составляя более сложные соединения. Живое появилось из неживого как закономерность усложнения строения неживого. Теперь материя являет собой различные формы сосуществования живого и неживого с переходными формами между ними.  Как кристалл, сформировавшись из химических элементов, обрёл внешнюю форму внутреннего содержания, так и живое несёт в себе огромные возможности, заложенные в неживых элементах, составляющих живое.

Дадим определение жизни:
Жизнь — это метаболическая функциональная система самоорганизации и приспособления в окружающей среде.

Но живое и неживое сами по себе бессмысленны, это просто формы существования материи, где химические процессы протекают с различной скоростью и слаженностью.

Только человек наполняет жизнь смыслом. Потеряв смысл, человек или умирает, или перестаёт быть человеком.

Огромный смысл делает человека человечищем, а маленький — чудовищем.

Наполним жизнь смыслом!
В Евангелие от Иоана говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Очень меткое утверждение, характеризующее появление человека вместе со словом. Пока не было слова, не было абстракции, была обезьяна. Речь появилась из-за маленькой мутации ДНК, приведшей к генетически обусловленной способности тонкой модуляции звуков, наложенной на символическое обозначение предметов и явлений.
Именно слово:
1. из впечатлений и интуиции, обычных для животных, выделило понятие;
2. а затем оформило возможность оперировать им, т.е. логически мыслить;
3. что, в свою очередь, позволило этой певучей семье обезьян превратиться в человека.
Возникает вопрос: что такое мысль? Мысль — это слово?, зрительный образ?, воспоминания-ощущения, воспоминания-образы?, а смутные предчувствия — это мысли?, музыка (звуковые эхо-воспоминания) в голове у обычного человека — мысли?, а музыка в голове у композитора?
    МЫСЛИ — это все структурные элементы мышления: исходные — воспоминания и представления; мыслительного процесса — анализ и синтез; и заключительные — выводы, решения, планы. Среди «правильных мыслей» в процессе мышления мы замечаем и фоновые, как будто бы «не к месту мысли». Они — к месту. Они помогают мышлению, просто мы не понимаем их важного аллегорического корригирующего влияния. Не надо бояться мыслей, не надо себя ругать за мысли. Мыслями надо управлять.
Следуя нашему определению жизни, можно сказать, что мысль — это на сегодня высшая система самоорганизации во внутренней и внешней среде. Не главная, но высшая, доминирующая над человечеством, над человеком, над его внутренним Я.
    ВНУТРЕННЕЕ Я — властвующая и организующая, стержневая, направляющая, волевая часть личности, объединяющая в своей деятельности все структурные элементы личности и тела (так должно быть), но чаще являющееся безвольной марионеткой внутреннего мира.
    ВОЛЯ — энергетический заряд личности, позволяющий чувствовать свою самость в свободе выбора.
Наш головной мозг — это большая эндокринная железа и чуть-чуть мыслительный процесс. Наши мысли — это продукт деятельности мозга в виде электро-магнитных возбуждений в различных частях коры головного мозга.

Сила мысли в её яркости, контрастности и энергетике эмоции. Поэтому управлять мыслью легко. Можно, чётко проявив мысль, заставить её решать проблему, а если проблема во внешнем мире не решаема, то выключаем, закрываем на неё глаза: изменяем суть мысли и обесточиваем её, воздействуя на сопутствующую эмоцию.


     Представьте, что помещение, в котором мы находимся, —  это внутренний мир человека.
Прохаживаясь по просторному залу-голове, Анатолий Александрович указывал где, что и как располагается.
Правое полушарие — чувственно-интуитивно-образное, здесь базовые жизнеобеспечивающие элементы и стратегический опыт выживания. Древние люди были правополушарными, то есть правая половина мозга была большего размера, чем левая. Развитое неосознаваемое предвидение, позволило выжить в самых невероятных условиях, а образное мышление подарило множество сказок перед сном для детей и грандиозное иллюзорное объяснение мира взрослым, в сновидении которого пребывает большая часть человечества до сих пор.

АнатАл (так иногда называла его дочь) вдруг отошёл к окну и, задумчиво устремив взор вдаль, стал философствовать, как бы разговаривая сам с собой: «Взрослые верят в сказки так же, как и дети, а может быть ещё сильнее. Дети иногда удивляются несоответствию с реальностью и задают «глупые» вопросы. Взрослые не замечают этого диссонанса, потому что они ослеплены истинами. Особенно слепые берут на себя роль баянов (пересказывающих, поющих сказки) и с упоением навязывают догмы вчерашнего дня. Если же другой баян рассказывает ту же сказку несколько иначе, то оба становятся заклятыми врагами и посылают толпы слушателей убивать друг друга «за веру». Детям может показаться странным, но взрослые действительно убивают друг друга, борясь за чистоту сказочных истин, предполагая, что после смерти они попадут внутрь своей иллюзии и будут там жить вечно. Странные они …» 
Сказав это, он вынырнул из своего погружения и, вернувшись к нам, продолжил.
Левое полушарие сотни тысяч лет находилось в рабской зависимости от правого, но последние две тысячи лет начало предъявлять претензии на доминирование. Посмотрите Ветхий завет, он абсолютно правополушарный: внушающий, утверждающий, символический, сказочный. Возьмите Новый завет. Иисус притчи поясняет и истолковывает; правополушарному Петру внушает, а левополушарному Фоме доказывает, показывает, обосновывает. Послания Павла — голая логика. В этих древних источниках эволюционно отражена трансформация мышления человека. Левое полушарие логическое и позволяет правильному мышлению корректировать эмоциональные проявления и осваивать тактический стандарт приспособления.

Спиной к глазам между правым и левым полушариями сидит внутреннее Я, которое должно быть царём в голове, но зачастую бывает марионеткой мыслей.

Тут с мощным протестом: «Это не логично!», — рассказ дяди Анатолия прервала его дочь Амалия. В ней было что-то восточное, загадочное от "шамаханской царицы". Мы учились в одном классе и иногда вместе ходили из школы домой. Она, очень красивая и умная, казалась мне странной из-за своей  страстной приверженности к  правилам, порядку, чистоте и отличным оценкам. Бывало, что она даже плакала из-за полученной четвёрки. Я учился хорошо, но часто жульничал, и если меня спрашивали на предыдущем уроке и ставили оценку, то на следующий я никогда ничего не учил (ведь не спросят). В общем, у нас с ней были тихие мировоззренческие противоречия. «Это не логично! Внутреннее Я должно видеть окружающий мир ясно и точно», — чуть не прокричала Амалята.

«Нет» , — заметил он ей с удовольствием заядлого спорщика.
Да, быстрые реакции, как поймать летящий мяч или защититься от удара нападающего, необходимы, но они могут происходить и без участия главнокомандующего (внутреннего Я). Да, реальный мир проецируется во внутренний мир на экран восприятия. Да, внутреннее Я воспринимает окружающий мир в его многообразии. Но !, кроме того, ещё …
Через глаза и другие органы чувств в центре внутреннего мира рисуются общие формы внешнего мира, как набросок рисунка или скульптуры. Советники внутреннего мира наполняют этот образ необходимыми смыслами и эмоциональными оттенками. Нарисованное таким способом, может очень сильно отличаться от оригинала, но именно это позволяет внутреннему Я наполниться энергией преодоления и достижения. Я, получая информацию, воспринимает её через мнение своих советников, соотнося со стратегическим и тактическим опытом, со многими внутренними тенденциями, и таким образом, взвесив все «за и против», принимает выверенное решение. Я находится в тёмной комнате и смотрит фильм из голографических изображений и ощущений, подаваемых приближёнными советниками. Зачастую внутреннее Я даже не знает о существовании этих советников, спрятанных за кулисами, и воспринимает информацию как истину — более чувственно, чем реальная жизнь. Несовершенство обычного человека заключается в том, что Советники, подавая информацию, соревнуются — кто более напугает или соблазнит внутреннее Я, сделав его собственной марионеткой. Их споры и разговоры каждую секунду удерживают внимание Я, не давая ему опомниться и обзавестись собственным мнением.

Таким образом, внутреннее Я видит, как минимум, одновременно два отображения реального мира. Одно — реальное, другое — внутренняя интерпретация через жизненный опыт. Понаблюдайте за пассажиром, смотрящим в окно. Он видит то, что реально мелькает перед его взором, но одновременно он погружён в наблюдения за внутренними образами, которые для него сейчас более значимы. Когда мы смотрим на трещинки на камне, мы видим, что это просто трещины, но подсознание через призму внутреннего образа заставляет в них видеть и чувствовать чужой взгляд, лик, образ, движение. Люди с низким уровнем адаптивности в этом двойном отображении отстраняются от реальности и доверяются внутреннему отображению, погружаются в мистицизм, видят и чувствуют призраков. Дисгармонией восприятия внешнего мира пользуются мошенники. Вводя противоречие между изображением на экране и образе во внутреннем пространстве, они на короткое время рождают растерянность внутреннего Я, и этот момент идеален для манипуляций. Гармонично развитый человек чётко различает отображения внешнего мира на экране внутреннего зрения и параллельный кинофильм внутреннего производства.

Мы создадим робот, который будет совершеннее человека!
Он сказал это с таким задором, который я слышал только во время больших праздников на демонстрациях: «Вперед к победе коммунизма!, Да здравствует Первое мая!», — и я совершенно отчётливо увидел, созданного его воображением, реального призрака, внезапно возникшего рядом, но очень скоро взгляд его потух и он, несколько опешив от вернувшейся реальности, заметил, что рядом не его любимое детище, а мы — дети.

Внешний мир, воспринимаемый глазами и другими органами чувств, тактически, сиюминутно реален, но стратегически обманчив и требует внутренней переработки. Всё это происходит автоматически по отработанным алгоритмам и не требует вмешательства Я. Я подключается, когда ситуация нестандартна. Такой тип реагирования отработан тысячами лет предыдущего развития. Но отстранение Я от управления, в конечном счёте, приводит к тому, что доминирующую позицию занимают воспоминания-переживания, тревожность, неудовлетворённость лидерским поведением и прочими тенденциями советников внутреннего мира. Я становится марионеткой. Это нормально. Люди даже не замечают своей марионеточности. Различная степень развития и энергичности Советников формируют профиль личности (кто-то более застенчивый, кто-то лидер, или комфортно чувствует себя в общении, другой — бирюк). Хорошо, если человек понимает свои особенности и использует их для достижение результата. Но чаще люди даже не понимают себя, своих сильных и слабых черт, особенностей конституции и физиологии, и нагружают себя больше допустимого, подставляют под удар слабое место, истощаются и ломаются. Мы предполагаем создать более совершенный механизм. Наши роботы будут тоже каким-то личностно особенными: бесчувственными техническими машинами или застенчивыми, сентиментальными. Но у каждого из них будет заложена информация о их нестандартности: «у меня такая особенность, да, я такой»; но в определённый момент он сможет отключить мешающую функцию, добиться результата и снова вернуться в свою замечательную особенность. Люди тоже могут научиться это делать, но не догадываются об этом.

Человек, претендующий на звание «венца природы», должен прежде всего научиться управлять своим внутренним миром: мыслями, эмоциями и воспоминаниями.

Дядя Толя подошёл к креслу, стоящему немного в стороне, похожему на то, в котором женщины в парикмахерской сушат волосы, и сказал: «Кто из вас самый смелый и хочет продемонстрировать своё внутреннее Я». Мы не ожидали, что нам будут заглядывать внутрь и замялись. Амаля решительной походкой, подошла к креслу и, запнувшись на последнем шаге, осторожно в него села. Висевший над ней колпак, автоматически спрятал её голову. Через некоторое время в пространстве между левым и правым полушарием робота появилось лазерное голографическое объемное изображение красивой девушки из иностранного журнала. Это изображение не было похоже на Амаляту: модель с идеальными формами, лет двадцати, уверенная в себе, с американской улыбкой, несколько надменно смотрела на нас, и слегка пританцовывая, плыла над, нетронутой ни одним следом, белоснежной равниной, и как будто где-то в глубине внутреннего мира слышалась музыка.
Анатолий Александрович очень тихо, только для нас, чтобы не потревожить сосредоточенность Амалии, сказал, что образ внутреннего Я самостоятельно идеалособирательный и очень часто не похож на телесный. Это внутреннее представление самого себя и обычно оно не соответствует телесной действительности. Он попросил реальную Амалию мысленно доказать теорему Пифагора. В миг в центре зала ближе к правому полушарию появился образ мультяшного Архимеда, опускающегося в ванну, из которой выливается вода, равная его объёму. Слева на школьной доске нарисовался треугольник и последовательно доказалась теорема тремя разными способами. Древний грек, лёжа в ванне, одобрительно кивал головой. Я никогда не предполагал, что теорему можно доказывать по-разному, это даже мне в голову не приходило, а Амалия … Мы все влюбились в неё. Оказалось, что внутри она более красивая, более умная и чистая, чем на самом деле. Теперь уже, через много лет, я подозреваю, что может быть всё было заранее отрепетировано и она сыграла нужную роль (мысленно, образно, чувственно) во внутреннем театре. Ведь, когда актёры перевоплощаются, они живут чужой жизнью не только снаружи, но и внутри. А может быть всё было по-настоящему. В любом случае она прекрасна или как актриса, или как человек.

Анатолий Александрович продолжал:
Здесь возникает вопрос: внутреннее Я — аморфно или конкретно, собирательно или едино, вымысел психологов или самостоятельная субстанция психики, которая сама определяет круг приближённых и систему взаимоотношений во внутреннем мире? Однозначного ответа нет! У Амалии мы видим достаточно яркое и самостоятельное, развитое Я.
А у иных Я — безликий аноним.
 
Обсудим формирование отражения внешнего мира во внутреннем Советниками внутреннего мира.
Общий алгоритм общения внутреннего мира с внешним следующий. Образ внешнего мира «А», наделённый различными качествами (зрительными — А1, телесными ощущениями —  А2, звуками — А3, запахами — А4 и пр.) проникает в воспринимающие центры в виде электромагнитных матриц напряжений В1,2, 3 … , которые создают общий голографический образ во внутреннем мире — «С» для внутреннего Я. Внутреннее Я видит не реальный внешний мир «А», потому что сидит к нему спиной, а внутренний образ «С», который формируется из множества электромагнитных импульсов В1,2,3 … . Для внутреннего Я образ «С» является источником информации об обстоятельствах внешнего мира, наполненных фактами накопленного жизненного опыта. Образ «С» для Я более реален и чувственен, чем сама реальность. Ночью каждого прожитого дня в рибосомах нервных клеток памяти В1,2,3 …  по электромагнитным матрицам синтезируются белковые молекулы памяти, становящиеся сами долговременными матрицами в архиве внутреннего мира — D1,2,3 … , в нужный момент рисующих для внутреннего Я воспоминание — голографическое изображение «Сd». Мы же назовём все эти источники информации «В» и «D» “мыслями советников“.
                ;            ;   А1   ;   В1   ; через рибосомы в архив памяти   ;   D1
  /                ;  /                ;                ;
А         ;   >            Я        ;         ;          С   (Сd)   ;          ;          ;        ;                D
  \                ;  \                ;                ;
                ;             ;  А2   ;   В2   ; через рибосомы в архив памяти   ;   D2


Итак, вернёмся к внутреннему миру, представьте, как в этом зале располагается собрание уважающих себя советников. Каждый из них мнит о своей важности очень сильно … или средне, или ниже среднего в соответствии со своей внутренней энергетикой. Качество и сила каждого советника и всей команды создают неповторимую особенность личности — профиль личности. Альянсы Советников образуют субличности, оказывающие мощное влияние на внутреннее Я, а через него на поведение человека. Противоречия субличностей вызывают внутриличностный конфликт. Воля наделяет альянсы силой, превращая их мнение в доминанты и установки личности.

Среди советников выделим:

     ЛЮБОВЬ. Это сущность такая, с которой мы рождаемся. Через окна (все органы чувств) сюда проникают образы любимых людей, и продолжают жить своей жизнью, но в соответствии с законами внутреннего мира (принципами, представлениями, ожиданиями). Если же реальный человек внешнего мира, подаривший «Любви» свой образ, ведёт себя не в соответствии с законами внутреннего мира, о которых он, реальный человек, даже не подозревает, то во внутреннем мире возникает дискомфорт, а может быть даже и внутриличностный конфликт: мысленное и эмоциональное напряжение от диссонанса сценария внутреннего мира и реальности. Движущей силой Любви является мечта.

Вам покажется смешным, но несовершенство окружающего мира — это несовершенство ожиданий советников внутреннего мира.

Кто-то рождается с большой любовью и у него, возникающие чувства сильны, а у кого-то любви вообще нет, и он как дальтоник удивляется переживаниям других людей от особенностей оттенков красного или зелёного, ведь всё оно одинаково серое. Если вы любите кого-то, значит это вы прекрасный человек, значит это в вас есть любовь. А тот, кого вы любите, просто объект, на который вы распространяете свою прекрасность. Он, безусловно, достоин вашей любви. А может быть и нет. В области Любви живут образы любимых людей, иногда на одного и того же реального человека существует несколько внутренних образов. Любовные страдания — это метания между образом любимого и мечтой, или между разумом и чувством. Если Любовь развита чрезмерно и занимает огромное пространство, то захватывает внутрь себя Я, прорастает в него, лишает самостоятельности. Между Любовью и Я возникают отношения: Я может быть любимо Любовью, может быть марионеткой или изгоем. Довольно часто Любовь настолько порабощает Я, что выходит из под контроля разума. Если же Любовь развита недостаточно, то человек не живёт полноценной жизнью: не знает восторга мления, растворения, единения, негодования, душевной боли, обновления и возрождения из пепла.
Любовь к любимому делу помещается здесь же и может достойно конкурировать с любовью к образу любимого человека.

Совершенно неожиданно, бесцеремонно и бессовестно в наше собрание вошёл худощавый высокий, погружённый в систему своих размышлений, системный администратор, которому понадобились какие-то дискеты. Не обращая ни на кого внимания, не извинившись за своё вторжение, ни проронив ни слова, он подвинул в сторону нескольких ребят и углубился в поиски. Он, погружённый внутрь себя, выглядел странно: его лицо ничего не выражало, движения были нескладные, механические. Рядом с нами находился руководитель проекта, начальник!, а он как-будто не замечал ни его, ни нас. Дядя Толик не растерялся и пригласил его сесть в кресло и тот невозмутимо выполнил эту просьбу. Как только колпак наехал на его голову, кресло сразу же переместилось в левое полушарие. Внутреннее Я нарисовалось серым сгорбленным человеком, у которого изо лба вырос рог, на котором висит монитор, закрывая глазам обозрение. Серый человек может смотреть только в монитор, а окружающего ничего не видит. Кроме того в руках его находится магческий шар миропонимания, в котором всё представляется только чёрно-белым. Анатолий Александрович попросил его высказать своё мнение о воспитании детей. Он монотонным механическим голосом ответил, что воспитание должно быть правильным. Во внутреннем мире появилась толстая книга, которая, перелистывая страницы, определяла тяжесть наказания за проступок: детей надо дрессировать, наказывать или поощрять в соответствии со степенью проступка и правильностью поведения. Когда же его спросили о любви к детям, в центре появилось изображение серого смущения и недоверия к этому термину. Место любви не то что не было занято, его вообще не было. Внутреннее Я же было продублировано равнозначным изображением в области тревоги, и эти два близнеца, упёршись каждый в свой монитор, постоянно разговаривали, спорили друг с другом. Один пугал и очень страшно, а другой приводил логичные доводы, что не стоит так уж тревожиться, но эти доводы хоть и были логичны, но не убедительны.
У нас от этого раздвоения голова пошла кругом, но всё же я осмелился спросить: «Почему кресло переехало в левую половину?». Дядя Толя ухмыльнулся и ответил:
В абсолютном идеале внутреннее Я парит на крыльях абсолютной идеи жизни под куполом внутреннего мира, естественным образом оттуда управляя подчинёнными. В приближённом идеале Я располагается как руководитель, как царь в голове, между двух ветвей парламента. Чаще же внутреннее Я становится марионеткой той группы советников, с которыми ему удобно, приятнее и понятнее общаться, чьи советы и лесть уютнее воспринимать. В данном случае мы с вами наблюдаем совершенно особенного человека, у которого Я располагается в левом полушарии, и вследствие этого происходит перекос в логику, «правильное мышление» доминирует, ущемляя второстепенные для него добродушие, ласку, эмоциональную открытость в общении. Наш системный администратор может решать самые сложные проблемы, находить решения самых сложных задач. У него есть редкая, совершенно особенная интуитивная особенность левого полушария — логическое чутьё, когда среди множества схем, деталей и проводов можно быстро найти поломку. Наша компьютерная программа написана исключительно им, все провода компьютера, занимающего третий и четвёртый этаж, помнят направляющие движения его рук, все визуальные голографические эффекты, которые мы с вами наблюдаем, придумал и реализовал наш замечательный светила. Все компьютеры нашей страны используют перфокарты для введения информации, у нас же для этого есть очень удобные маленькие дискеты, внедрённые им же. Но он не терпит телячьих нежностей и сопливых нюнь. Никому в голову не прийдёт искать у него сочувствия, но никто кроме него не даст дельного совета. Можно сказать, что он мизантроп, чувствующий себя комфортнее наедине с собой и со своими размышлениями. Если вы приглядитесь к его лицу, то заметите, что левая носогубная складка выражена сильнее, чем правая, и рот даже немного перекошен в левую сторону, движения нескладные и неловкие и такое же неуклюжее поведение в обществе. Это внешние проявления закономерностей его мыслительного процесса. Можно сказать, что он тревожный человек, так как беспрестанно моет руки, опасаясь какой-нибудь заразы. Но эта же тревожность заставляет его всё перепроверять в работе, доводя до совершенства. Поэтому можно сказать, что он не только мизантроп, но и перфекционист. Для него высшее счастье, когда всё правильно и надёжно отлажено и на пороге уже стоит серия задач, непосильных другим компьютерщикам.
Во всё это время наш герой сидел в кресле и на его лице ничего не отражалось, казалось, что он использует это время бездействия для решения каких-то вопросов, стоящих у него в голове в очереди. Я заметил изменение своего отношения к этому человеку. Когда он только появился, он мне очень не понравился и даже вызывал возмущение своей бесцеремонностью, но после услышанного рассказа, я его зауважал и даже очень. А Анатолий Александрович продолжал:

    Рядышком с Любовью располагается СОЧУВСТВИЕ — тоже врождённая сущность. Движущей силой является врождённая способность переживать чужую радость или боль как свои собственные. Сочувствие наряду с любовью, совестью и ответственностью за других является признаком человечности. Но когда сочувствие огромного размера, Я становится его марионеткой, а через сочувствие — марионеткой сочувствуемого реального человека, теряет индивидуальность, становится другим — чужим самому себе. Здесь уместно вспомнить «Душечку» А.П. Чехова. Чрезмерно чувствительных сопереживательных людей называют сенситивы. Это слово похоже на «сенсор» — чувствительный элемент. Но сила сенситивов в их способности к эстетической радости, отстранению от ужасов реальности и переходу к внутренней свободе. В их внутреннем мире есть любовь, в их сердце живут воспоминания детства, счастья, образы любимых людей. Впечатления внутреннего мира могут быть настолько чувственно яркими, что становятся сильнее реальности, способны заместить реальность, проявиться призраками во внешнем мире, отчётливыми и яркими, неотличимыми от реальности. Если внутренняя энергетика сильна, то самоуважение и чувство собственной самобытности, рождают внутреннюю свободу, освобождают от реальных оков окружающего мира и возвышают над ним. Когда же внешние воздействия становятся чрезмерными, мозг защищается, цепенея, тупея, замирая, переходя в апатичное состояние.
Последнее было сказано таким срывающимся голосом, с таким сочувствием, как будто бы он жалел кого-то очень близкого и дорого, попавшего в беду, что наша Светка Козимаслова, «наш нежный цветочек», всегда такая чрезмерно эмпатичная, расплакалась. Нам бы посочувствовать ей, но мы, заражённые исследовательской работой, затолкали её под колпак. Внутреннее Я быстрёхонько переметнулось в круг Любви, Сочувствия, Совести и Тревожности. Внутреннее Я было изображено настолько нежно, призрачно, прозрачно, стремящимся прислониться к своим доброжелателям, как будто в нём не хватало внутреннего стержня. Мне сразу вспомнилась песня про рябину, которая хотела к дубу перебраться. И я понял, чего раньше никак не мог понять в Светке: ей как воздух нужен Близкий человек, как стержень, который бы её понимал, сочувствовал, сопереживал и тем самым сделал бы её счастливой и уверенной в себе.
А Анатолий Александрович продолжал.

    СОВЕСТЬ — это ментор, цербер, важная персона с посохом, патриарх, поклоняющийся принципам — каменным скрижалям, развешенным по стенам зала как иконы, написанным многие годы назад и даже может быть уже не соответствующих нынешним реалиям. Если вы слышите в голове: «Как ты мог так поступить, как тебе не стыдно?», — это Совесть обращается к внутреннему Я. Если слышится: «Как я мог так поступить?», — это голос внутреннего Я корит себя.  Бывает так, когда что-то происходит, совесть молчит (спит), но через некоторое время начинает мучить внутреннее Я и мучает всю жизнь, если действия человека расходятся с этими древними законами. И редко кто догадается разделить Я и Совесть и спросить у неё: «А что же ты молчала раньше, где ты была». Человек, у которого Совесть занимает большое пространство во внутреннем мире, предъявляет чрезмерные требования прежде всего к себе, ну и конечно, к окружающим. Он всегда «белая ворона», и ему трудно приспособиться, налаживая дружеские отношения с широким кругом знакомых.

Совесть — это врождённо-предопределённый, скорректированный внешними условиями, личностный кодекс чести: проспект моральных запретов и этических норм поведения, нарушение которых приводит к мучительному чувственному дискомфорту. А набор нравственно-ценностных воспоминаний-переживаний поддерживает совестливость.
 
Когда мы видим человеческое тело, нам кажется, что перед нами человек. Но человек — это не столько тело, сколько специфическое социально-ориентированное сочетание морально-нравственных и интеллектуальных качеств, выделяющих Его из эгоистически-центрированного животного мира. И иногда муравей более человечен, чем животное, спрятанное в, надутой спесью, оболочке из человеческой кожи. Совесть врождённо-предопределённое качество, поэтому встречаются врождённые моральные уроды, у которых совесть, как зрение или слух, отсутствует или развита недостаточно.

      ТРЕВОЖНОСТЬ — это ГеПеУ. (Он сказал это на старый довоенный манер. Мы знали, что, его дядя решением «тройки» был сослан в лагеря «на десять лет без права переписки» из-за неосторожно рассказанного анекдота; наши родители об этом шептались на кухне, вспоминая, как ночью к дому подъехал «воронок», из которого вышли три человека в чёрных кожаных куртках и увезли его навсегда). «Тревожность» — психологический термин, включающий в себя  в континууме по возрастающей: беспечность, сомнение, ответственность, осторожность, опасения, страх, ужас, панику. Это, предупреждающая об опасности, сущность, заставляющая не опаздывать, готовиться к экзаменам, качественно выполнять свою работу, переходить дорогу по переходу, выполнять общественные обязанности, налаживать эффективные взаимосвязи. Но Тревожность довольно часто срывается на функции управления при помощи продукции страхов о внешней или внутренней угрозе. Для этого у неё есть много заранее сформированных, с детства впитанных, со стрессом впихнутых представлений. Главной движущей силой тревожности являются страшилки и «фильмы ужасов». И тогда — «как страшно!, как страшно жить». Но если разобраться во всех режиссёрских хитростях ужастиков, страхи испаряются, как утренний туман. Если б вы знали, как приятно незаметно дергать за ниточки и видеть как дёргается начальник, осознавать себя серым кардиналом и незаметно управлять. Иногда тревожность сходит с ума и доводит внутреннее Я до самоубийства, или тихо саднит всю жизнь. Иногда тревожность срастается с азартом, и тогда они втягивают в свои авантюры начальника, заставляя его безрассудно рисковать. Но всё же, люди с развитой тревожностью чаще обязательные, исполнительные, ответственные, рассудительные, доходящие в познании до самой сути, переживающие за окружающих, за дело, становящиеся незаменимыми работниками, взваливающими на себя непомерные нагрузки и доводящие себя до изнеможения во имя чего-то, что они сделали себе идолом. Другое дело, что никто не оценит, все только воспользуются, а потом забудут на следующий день, когда ты умрёшь; ну, а если только заболеешь, то будут недовольны, что они вынуждены делать работу, которую ты сам тянул на себе.
У нас есть фильм, который мы сняли здесь, исследуя внутренний мир тревожного человека, доведшего себя до инфаркта сердца.

На экране появилось изображение зала, в котором мы находимся. На месте тревожности располагалась очень важная персона (генерал, кардинал), у которой есть волшебная палочка, мановением которой в центре зала моделируется изображения страха за детей. Очень ярко и зрительно достоверно прорисовываются жуткие картины. Внутреннее Я очень маленькое, измученное, смотрит на это и, содрогаясь, говорит: «Нет, этого не может быть.» На это тревожность рисует ещё более жуткие трагические картины. Энергетика этих изображений молниями проходит через внутреннее Я, окончательно прибивая к полу забитое Я, и уходит вниз прямо в сердце. Мы видим измождённое сердце со спазмирующимися сосудами, то панически бегущее, то судорожно замирающее от перебоев ритма. Пока я смотрел этот фильм, возникло чувство вины перед сердцем. Я вспомнил, как я тоже так же, переживая по пустякам, сваливаю на сердце спазмы. Я даже иногда чувствовал, как показано в фильме, прохождение спазмов от головы прямо в сердце. Мне стало стыдно за то, что проблемы, которые должен решать мозг при помощи логики и жизненного опыта, я нагло направлял в сердце.
Когда фильм окончился, Анатолий Александрович победоносно окинул нас взглядом, наверное, у многих было такое же виноватое лицо. Ну, а он продолжал.

       ПОДСОЗНАНИЕ. Располагается между Тревожностью и Властностью, немного поодаль и в глубине. Тёмная непонятная структура. В стародавние времена, эдак сто или двести тысяч лет назад, Подсознание было доминирующей структурой мышления. Слов тогда было мало — три или пять: короткие универсальные слоги про воду, солнце, любовь, ночь и опасность. В слуховой области властвовали эмоционально насыщенные звуки, значащие больше, чем слова, производимые природой, животными и людьми. Именно поэтому сейчас на наше эмоциональное состояние так магически действует музыка. Особое значение имеют запахи. Но все же, главенствующее значение приобрели зрительные впечатления. Подсознание с детства наполняется образами через жизненный опыт и фантазии. Все религии мира, все сказки, все суеверия вышли из подсознания. Здесь же помещается интуиция — неосознанное предвидение. Интуиция имеет огромный архив жизненного опыта и впечатлений, который пополняется каждый день. Когда мы видим сновидения, то должны понимать, что это происходит не для того, чтобы нам было не скучно ночью лежать в постели, а это просто побочный эффект архивирования сегодняполученных знаний. Непонятная последовательность образов характеризует налаживание многочисленных связей с уже имеющимися многочисленными опытами преодоления.
После интуиции следует вспомнить о Вере. Вере в строение мира, в идеалы, в друга, перспективы и пр.
Вера — это неосознаваемое абсолютное чёткое зрительно-чувственное представление, спроецированное в соответствующее место и время во внешнем мире. Поэтому в отражении внешнего мира во внутреннем мире Я видит, слышит и чувствует не то, что есть на самом деле, а то, во что Я верит.

Здесь же следует упомянуть и о чувстве времени, тоже живущем в подсознании. В детстве в «копилках опыта» мало образов и схем выживания и очень много свободного места. Поэтому кажется, что время тянется медленно и произошедшие события были давно. К старости копилки забиты информацией до предела. И кажется, что время бежит быстро, а то, что происходило сравнительно давно, окрашено впечатлением недавности. Непоседа-тревожность ускоряет течение, а апатичная меланхолия — замедляет. Иногда феномены чувства времени бывают поразительными. Наверное, каждый из вас умеет просыпаться в назначенное время. Но я во время войны знавал одного штабного офицера, который спросонья мог точно назвать время с точностью до минуты и отрапортовать, что и где должно происходить.
Попробуйте при просмотре телевизора во время рекламы перейти на другую программу и, переключаясь обратно, попасть на конец рекламы. У вас получится.

      ВЛАСТНОСТЬ — удовольствие от управления, врождённое умение подчинять себе других. Она бывает выражена средне, а бывает — сильно — до садизма, и тогда доводит до абсурда; но бывает, что её не бывает, и тогда это видят все, как будто ты вышел без штанов, и все начинают тебя «пинать», насмехаться и издеваться. Движущей силой властности являются восторг повелевания и обида (на себя, что у меня не получилось подчинить другого, на окружающих, что они не подчиняются). Деньги, роскошное имущество, чинопочитание являются атрибутами власти. Властные всю жизнь кладут на то, чтобы вокруг было больше подчинённых. Это наивысшее удовольствие. Но, когда они теряют внешние атрибуты власти, то умирают.
Когда я был молод, некоторое время мне довелось дружески общаться с одним большим начальником. Как-то я ему рассказал о том какое прекрасное чувство любовь. Он посмотрел на меня снисходительно и заметил, что самое сильное чувство — власть: «Наивысшее наслаждение, когда, общаясь с человеком, замечаешь, что он трепещет перед тобой; когда понимаешь, что можешь стереть его в порошок. Вот высшее наслаждение!». В церкви он молился неистово, забывая об окружающих, бился лбом об пол. Но это ему не помогло. Когда он лишился власти, то сразу умер от инфаркта. Властность, как и другие составляющие личности, хороша в умеренном, адекватном своём развитии.
Нам снова показали учебный фильм об эксперименте, проведённом в абхазском заповеднике. Мы увидели субтропическую растительность, среди которой разгуливали обезьяны. Голос за кадром пояснял суть эксперимента. Вожак обезьян — это физически и психологически сильная особь с претензией на власть. Вокруг него много самок. Поползновения других самцов жестоко подавляются. В стае строгая иерархия. Вожаку загипсовали руку, искусственно превратив его инвалида. Молодые самцы, собравшись в группу, долго и очень эмоционально общаются. Некоторые от волнения не могут удержаться на месте и начинают прыгать, кричать и беспрестанно почёсываться. Иногда сильные самцы нагло начинают ухаживать за привлекательными особями гарема вожака. Он неуклюже отгоняет наглецов. Всё это мы наблюдаем на экране. Наконец вся группа заговорщиков срывается с места и набрасывается на вожака. Избивают его и заставляют ретироваться. С ним уходят две самочки, продолжая ухаживать за ним. Заговорщики пользуются плодами анархии.
Теперь мы видим лежащего на земле вожака с частым дыханием, прижимающим руки к сердцу. Ветеринары уносят пациента в лазарет и диагностируют инфаркт миокарда. Голос за кадром рассуждает о том, что у обезьян не бывает атеросклероза, как у людей, и коронарные сосуды проходимы. Но интенсивность переживаний так сильна, выброс адреналина такой интенсивности, сосуды спазмированы настолько, что мышца сердца полностью лишается питания. Вожак находится на лечении в течении месяца. Рука разгипсована. Так как сосуды эластичны и хорошо проходимы, эффект от лечения хороший.
Во всё это время в стае идёт борьба за власть.
С наступлением выздоровления вожак возвращается в стаю, побивает самозванцев и вновь занимает доминирующее положение. Всё становится на свои места.

     МЕНТАЛИТЕТ. Менталитет - набор верований, традиций, стереотипов, вкусов, проникающих во внутренний мир с раннего детства.


     ВЫПЕНДРЁЖ — удовольствие от показывания себя с особенной стороны. Он располагается между Властностью и внутренним полем зрения. Эта близость к сцене, иллюзия всемогущества, возможность сорвать аплодисменты, хоть ненадолго привлечь к себе внимание, обладают гипнотической притягательностью, заставляющей отказаться от всего прочего, «продать мать родную за кусочек славы». Движущей силой выпендрёжа являются «эмоциональные раскачивающиеся качели», суть которых в движении между недовольством и восхищением собой. Максимальная амплитуда — смертельно опасный накал страстей. Отсутствие движения — эмоциональная смерть. Умеренная амплитуда — комфортная адаптация. Выпендрёж умеренный помогает адекватно вписаться в общество, показать себя с лучшей стороны, добиться успеха. Он помогает внутреннему Я чувствовать себя комфортно во внутреннем мире через якобы благоприятное представление себя в окружающей среде. Чрезмерный или недостаточно выраженный выпендрёж мешает эффективно приспособиться, т.к. чрезмерное самомнение или неуверенность в себе не позволяют правильно оценить окружающую обстановку. Степень эмоциональной разбалансировки поддерживает чрезмерная впечатлительность, доходящая до мнительности и погружения в собственные иллюзии о том, что тобой восхищаются, тебе поклоняются и тебя любят, а может быть боятся и ненавидят, но ни в коем случае не не замечают. Весь внутренний мир впечатляется яркостью сказочных образов и искренне верит в них, покуда «дубина» реальности не приводит к отрезвлению. Выпендрёж таким образом, искренне веря в собственную ложь, позволяет обманывать не только советников внутреннего мира, не только обаять внутреннее Я, но и окружающих людей в реальности.

     ВОЛЯ. Прежде было сказано, что Воля — энергетический заряд личности. Но Воля, на самом деле, это самостоятельная сущность, такой же Советник, как и все прочие. Только она непоседа и проявления её энергетики зависят от места, где она располагается в личности. Воля похожа на энергичного зажигательного человека, который где бы ни появлялся, везде организующий окружающих. Если это праздник, то сразу всё запело, зазвучало; если дело, то всё задвигалось, организовалось, пошло; если организация деятельности, то сразу тактический план, толкающий достижение стратегических целей. Если же Воля, существуя во внутреннем мире в отдалении от всех других Советников, является самостоятельной самой себя движущей единицей, то человек с такой Волей —  «вольная птичка», «вольный ветер», «песня, плывущая над просторами» и никто не волен над ним, как Бакунин — отец русского анархизма, бежавший из ссылки, споривший с Карлом Марксом о судьбах мира, ставящий свободу выше всего на Свете и готовый погибнуть за неё. Это герой песни М. Светлова, в последнем своём дыхании грезящий о свободе. У таких людей очарованных безграничной свободой даже в устной речи нагромождённой противоречиями деепричастие погоняющее не согласованные ни с какими обязательствами три деепричастных оборота и ни одной запятой омрачающей этот свободный полёт.
Он говорил это, как бы стоя на баррикаде революции 1905 года с развевающимся знаменем в руке, понимая, что битва проиграна, но победа впереди. Но смирив свой запал, продолжал:
Ежели же Воля располагается между Ответственностью и Совестью, то это «воля, собранная в кулак», это «Железный Феликс», памятником стоящий в Кисловодске, с директивами Ленина в правой руке, наступивший сапогом на ступеньку, с одной стороны которой написано «Любовь», а с другой «Воля» (свобода), раздавливающий эти эфемерные ценности в себе и вокруг. Это жёсткая система самоограничений, безоглядная целеустремлённость, это жизнь как средство достижения.
Воля в купе с Властностью — марионетка тирании, Сталинский режим, когда 1\10 концлагерь и 9\10 страха. Воля в купе с Логикой, но без Любви — Троцкистский режим — 1\10 страха и 9\10 концлагерей. Можно считать, что нам жутко, очень жутко повезло со Сталинским режимом.
Бывает и безволие. Оно очень похоже на отсутствие внутреннего Я, но в отличие от этого, внутреннее Я борется за свободу личности, за уважение, но получается всё очень комично. Без Воли Я — ничто.
Но, что же тогда воспитание воли? Это тренировка внутреннего Я управлению внутренним миром, и прежде всего, наложению системы ограничений на безудержную Волю ради достижения, поставленной внутренним Я, цели.

Некоторые во внутренний мир вселяют ещё и Душу. Я как учёный-материалист, ученик И. П. Павлова, не знаю, что это такое. Думаю, это категория религиозно-философская, характеризующая накал морально-этических переживаний и утверждающая представление о непознаваемости взаимоотношений мира и мира человека.

     КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ как экран располагается напротив Я. Здесь воспроизводятся изображения нынешних событий, наполненных эхо-звуками, эхо-запахами и другими следами впечатлений. Закроешь глаза и сразу перед внутренним взором воспоминания. Опустите веки — шторы от внешнего мира, загляните во внутреннее поле зрения. Что вы видите?

Все засмеялись, потому что увидели дядю Мишу.

Сейчас кратковременная память живёт в виде электромагнитных напряжений в рибосомах клеток памяти. Если сегодня ночью они не превратятся в долговременную память, то размагнитятся и воспоминания исчезнут навсегда. Уверен, что нынешнюю нашу встречу вы запомните на всю жизнь. Может быть забудете о ней, но она обязательно проявится когда-нибудь во сне или ваших научных исследованиях.  Предстоящей ночью, когда вы будете глубоко спать, по этим электромагнитным матрицам будет синтезироваться белковая молекула памяти. Она может храниться десятки лет невостребованной, а потом вспомниться. Эта молекула памяти интегрируется в подсознание. Повторюсь: «Когда вы ночью видите сны, то должны понимать, что сновидения — это не развлечение, чтобы вам было не скучно ночью лежать в постели. Это побочный эффект налаживания архивных связей новых белковых молекул памяти с накопленным жизненным опытом.» Связи как в библиотеке: алфавитный каталог, тематический, образный, символический, чувственный, аналоговый, по видам чувств, способам преодоления. Например, днём у вас было вынужденное общение с неприятным человеком, а ночью вам снится, что вы входите в грязное море, в котором множество медуз, касающихся вашего тела, но вы делаете усилие над собой и плывёте вперед, преодолеваете неприятные чувства и доплываете до лодки, в которой находите спасение.
Если какой-то сон снится вам многократно и вы просыпаетесь на одном и том же месте повествования, это значит, что подсознание хочет вам сообщить о способе преодоления, и надо бы не прерывать сон, а досмотреть сновидение до конца.



В левом полушарии располагаются Советники: Понимание мира, Понимание себя, Понимание человеческих отношений, Мудрость, Цензор, Опыт житейский, профессиональный, грамотность, позволяющие на автомате выполнять функции, изначально требовавшие логического мышления.

     ПОНИМАНИЕ МИРА — это не Вера, это логическое обоснование веры. Вера живёт в правом полушарии в подсознании, а обоснование — в левом. Когда двое с различным верованием спорят, они просто упражняются в словословии. Логические построения живут в левом полушарии, а вера в правом. Если есть вера, «зерно упадёт в подготовленную почву», а если нет — «не прорастёт». Люди же в понимании мира делятся на
1. верующих в высший разум или систему разумов. Истинно верующий чувствует Бога как благодать, как Отца, как строгого, но справедливого учителя; видит, как бестелесный ангел проходит мимо в прозрачном одеянии монаха; видит, как ангел из темноты заглядывает в его душу и чувствует его тёплое очищающее дыхание; видит, что некоторые люди одержимы бесами, они с чёрной аурой, у них глаза, как у инопланетян — чёрные, чувствуют от них холод; когда смотрят на иконы, то испытывают очищение, облегчение, радость, спокойствие умиротворение.  Произнесение молитв очищает, освобождает, умиротворяет, как и посещение святых мест, и общение с духовником. Соблюдение постов, совершение благодетели — не обязанность, не мука, а благоговение.
2. атеистов, считающих, что живое возникло в результате физико-химических процессов и, что
               живое — есть вариант многообразия существования неживого.
3. маловерных, или сомневающихся, склоняющихся то к одной системе представлений, то к другой или сумбурно соединяющих всё одновременно;
4. разуверившихся в сказочных истинах первых и нашедших ошибки в истинах вторых;
5. безразлично относящихся к миропониманию, сосредоточенных на решении сиюминутных проблем и довольствующихся простым чувственным счастьем.
6. использующих веру для более комфортного устройства в обществе: надо поступать, как все; а что подумают окружающие?; если я буду совершать обряды, меня примут в своё окружение.

      ПОНИМАНИЕ СЕБЯ. Набор представлений и воспоминаний о себе, своих особенностях, причастности к своему роду и племени, представление о формировании себя в процессе преодоления и достижения.
Понимание человеческих отношений — жизненный опыт взаимодействия, физиогномика, использование научных данных, соответствующих собственному опыту отношений.

      МУДРОСТЬ — жизненный опыт преодоления, достижения, умение взглянуть на себя со стороны, отстраниться от собственной субъективности, использовать советы и знания в решении проблем.
Цензор — функция сопоставляющая входящую информацию с эталонами знания, позволяющая быть защищённым от лжи и мошенничества. Однако, цензор с представлениями вчерашнего дня мешает совершенствованию.

      ЖИЗНЕННЫЙ ЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Умение читать, писать, решать задачки, бытовые навыки, профессиональные стереотипы, умение управлять автомобилем. Все автоматические действия, которые прежде надо было понять, но ушедшие в левополушарное подсознание. В отличие от подсознания правого полушария, эти автоматизмы легко исправляются и совершенствуются.

       Между левым и правым полушариями, как в парламенте, сидит и должен возглавлять его царь-в-голове — ВНУТРЕННЕЕ Я. Материальной основой внутреннего Я является биологическая функция координации выживания, продолжения рода и комфортного приспособления к окружающей среде. Я и должно быть царём, а зачастую становится марионеткой. Иногда случается, что внутреннее Я вообще отсутствует. Мне довелось быть знакомым с Микеланджело Ивановичем (как родителей угораздило соединить несоединимое?). В нём совершенно отсутствовала лидерская позиция. Это было написано на его лице, осанке и походке. Им все понукали и все его посылали, даже уборщицы. Как-то он возмутился и потребовал к себе уважения. После этого целый месяц все ухохатывались, вспоминая об этом. На рабочем месте он усердно трудился, но работа не клеилась. Заведующий отделом в конце каждого месяца на два дня запирал его в кабинете, чтобы тот привёл все записи в порядок. В школе он учился хорошо, в институте кропотливо записывал все лекции, хорошо играл в шахматы, при исследовании интеллекта получал высокие баллы. В его голове было много ценных знаний, но в кучу они не собирались — некому было собрать. Интеллектуально он был развит, а умным его назвать нельзя. Так он в жизни и не приспособился. В прежние времена он был бы юродивым: несчастным, неприкаянным побирушкой, иногда выдающим очень мудрые сентенции. У него не только не развито лидерство, но и практически отсутствует внутреннее Я, и в голове полная анархия. Такие люди хорошо адаптируются только в том случае, если во внешнем мире будет постоянный руководитель, заменяющий внутреннее Я и организующий жёсткие правила и порядок поведения. Если всё же внутреннее Я есть, но не доминирует, человек может хорошо организоваться, погрузив себя в чётко налаженную систему отношений: тренер — спортсмен, начальник — подчинённый, властная жена — муж-подкаблучник.

      Откуда-то притащили большой и сильно потрёпанный картонный плакат, на котором красивым почерком художника было выведено, наверное, что-то очень важное.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЫСЛЕЙ.
1. по источнику.
1.1. мысли внутреннего Я отличаются от всех прочих своей основательностью, это как бы принятие решения, по большей части уже не обсуждаемая информация; чаще они безэмоциональны, но могут быть окрашены восторгом «эврики», негодованием  или удовлетворением «понимания». Внутреннее Я обычно пользуется «мнением», «самомнением» и «монологом». Надо бы наделить внутреннее Я ещё умением диалога и управления Советниками.
1.2. мысли Советников внутреннего мира звучат в нашей голове как диалоги, споры, сомнения или «восточный базар». Советники, понимая свою малозначимость, стараются говорить без умолку, заполняя каждую свободную секунду. Внутреннее Я уже настолько привыкло к этой болтовне, что воспринимает её, как шум леса, реки, обычной обстановки. И когда иногда удаётся действительно побыть в мысленной тишине, это воспринимается как блаженство.
1.3. мысли подсознания - тоже мысли Советников, но всё же они особенные, мудрые, пугающие, религиозные, мистические, дорогие, творческие, лелейные. Их мы лучше всего слышим, видим и чувствуем во сне, и чаще они «открытия», «озарения», «мучения», «страхи». У поэтов они концентрируются в очень интересном чувстве внутреннего Поэта, который надиктовывает стихи-свыше;  у художника — непостижимо прекрасные, объёмные, подвижные, живые прокартины; у композитора — родник мелодий, реально журчащий внутри головы, сначала очень глубоко, как предощущение, а потом очень мощно и чётко слышимый каждым отдельным инструментом и всем оркестром вместе, и пока не родишь эти звуки, муторно мучаешься, а освободившись, только ненадолго ощущаешь необузданную широкую волю, а потом — глухую стену опустошенности, и снова чувства изнурительно хотят исторгнуть смутно ощущаемую, как туманную догадку, мелодию; и хотя  у математика мозги заточены совсем по-другому, но всё происходит точно так же.
1.4. мысли-эхо — навязанные из вне звуки, слова, информация, образы, нагло и надоедливо резонирующие с оппозицией или находящие своё прибежище в «гроте кэтомуготовности».
2. по форме.
2.1. мысли-картинки, мысли-фильмы,
2.2. мысли звуки,
2.3. мысли-информация,
2.4. мысли-ощущения.
3. по содержанию.
3.1. мнение — относительно устойчивая картина о чём-то или о себе во внешнем мире, соответствующая сегодняшнему настрою.
3.2. нудный монолог обычно ведёт «серый кардинал», особо приближённый советник, и только иногда внутреннее Я, приводя множество доводов в пользу какого-то утверждения, и как будто, споря с кем-то, всё доказывает и доказывает, уже всем всё ясно, а он доказывает и доказывает.
3.3. спор-диалог — выслушивание мнений Советников.


      ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОЛУШАРИЯМИ не такие уж разорванные, как я вам рассказал, более тесные. Например, когда дети учатся читать или писать, перевод звуков в символы (буквы) происходит в левом полушарии, сложение слогов из букв, слов из слогов — это исключительно логический процесс, но чтобы понять смысл слова «дом», надо обязательно обратиться в правое полушарие, где хранятся образы: «мой дом», «избушка», «здание», «упрощённый символ дома». Иногда читаешь страницу и чётко осознаёшь, что ты её прочитал механически и ничего не запомнил, думал о другом — читал левым полушарием, а всё внимание было сосредоточено на чём-то другом в правом полушарии, и эти процессы не были взаимосвязаны.
Работа переводчика с иностранного языка требует восприятия информации в левом полушарии, образное её понимание в правом полушарии, перевод этих образов на другой язык и воспроизведение из левого полушария. Бывают синхронные переводчики, их работа настолько отточена, что происходит переформирование текста синхронно только в левом полушарии и сразу воспроизводство, но в памяти у них информации не остаётся, потому что в правое полушарие она не поступала.
Левополушарные Советники в своём внутрипартийном общении пользуются словами, формулами, правилами Логики и Целесообразности. Правополушарные Советники в своём внутрипартийном общении пользуются чувствами, образами, символами, законами Справедливости. Поэтому Левые и Правые, используя, казалось бы, похожие термины, разговаривают на разных языках, не понимая друг друга. Им нужен переводчик.

       Во внутреннем мире каждый Советник высказывает свои суждения (мысли), участвует в создании внутреннего образа окружающего мира (мысли), на экране отражение внешнего мира (мысли), подсознание выдаёт параллельные ассоциативные образы (мысли), Советники спорят друг с другом, доказывая свою правоту (мысли), кто-то шутит и ругается (мысли), высказывает асоциальные мнения (мысли), смотрит на всё это со стороны (мысли), смотрит на себя во внешнем мире (мысли), а внутреннее Я недовольно собой, Советниками, балаганом (мысли), сомневается (мысли), принимает решение (мысли), устало и хочет тишины (мысли).

В заключение нашей встречи Анатолий Александрович поинтересовался оставшимися у нас вопросами. Татьяна Мусиякина сказала, что сейчас мы пишем сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и Мир», и ей непонятно поведение Наташи Ростовой, ей непонятно влияние любви на поведение человека. АнатАл помолчал и направил нас к специалисту по любви …

Вся эта экскурсия заняла целый день, и мы изрядно устали от «мыслей внутреннего мира». Продолжительное время в моей голове оставались впечатления увиденного. И я сначала для памяти и для понимания на бумаге зарисовал схему расположения Советников во внутреннем мире, а потом, заглянув в книжки А.А. Ухтомского, Д.Н. Узнадзе и В.М. Мясищева, уяснил для себя недопонятое.

     ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ — это противоречие во внутреннем мире:
1. между установками внутреннего мира и реальными факторами и возможностями;
2. между установками на достижение результата и физиологическими возможностями личности и организма (перегрузка);
3. между установками и витальными потребностями;
4. между претензиями внутреннего Я и способностями Советников,
приводящее к состоянию крайнего интеллектуального и эмоционального напряжения, провоцирующее появление эмоционального мышления (сужение видения возможностей преодоления, кажущаяся безвыходность) и усугубления дисгармонии отношений во внутреннем и внешнем мире.

     УСТАНОВКА — подсознательный, многократно подтверждённый, и поэтому устоявшийся, тип восприятия и реагирования в стандартной ситуации.

     ДОМИНАНТА — энергетически насыщенные глубинные жизненно важные потребности, проявляющиеся явно или скрывающиеся за установками. Доминанты могут быть витальными (пищевыми, защитными, сексуальными, лидерскими — в любом случае в борьбе за выживание) и интеллектуально-эстетическими.

Но на главный свой вопрос ответа тогда я не получил, потому что не обратил внимания на скомканную и никому ненужную бумажку, которую непроизвольно подобрал в зале. А в ней было написано следующее ...