Пол-пехлеви

Кросс Роуд
Последний шах Ирана - Мохаммед Реза Пехлеви...Последний правитель  2500-летней монархической династии.
Образованный офицер, пилот, получивший элитарное военное образование за пределами Ирана - в Швейцарии и Германии.

Он сумел превратить  Иран из безнадёжно бедной аграрной страны  в процветающую монархию, которая набирала промышленные обороты  темпами, поражавшими её соседей.
Вот, например, представьте, что делали крестьяне (декхане) и  рыбаки  в провинции  Мазендаран (это южное побережье Каспийского моря ) с выловленной тоннами осетровой рыбой?
Они перемалывали её на удобрения и раскидывали его  на свои тощие поля.
А это же супер-дорогая рыба и её икра - готовый экспортный товар!

Шах положил конец  вопиющей бесхозяйственности  в стране, и, главное, что он сделал - приказал наладить современную  переработку сырой нефти в продукты  продажи - бензин, керосин, дизельное топливо, автомобильные масла, мазут, медицинскиие препараты. 
И очень скоро  бензин в стране стал стоить баснословно дешево! Одновременно были построены свои автозаводы и иранцы получили возможность приобретать семейные  автомобили "Пейкан" (Стрела) по вполне приемлемым ценам.

Монарх ввёл невиданные на Востоке послабления для женщин: отменил обязательное ношение хиджаба, чадры, никаба, абаии, шальвар и одновременно разрешил им пользоваться автомашинами  безо всякого  мужского надзора и сопровождения. И в мини-юбках!
Мало того, стало заметно, что в бригадах наружного наблюдения (НН), "высматривающих"  сотрудников посольства, есть  женщины!). Даже за рулём. 
Это для мусульманской страны  вообще супер-прогресс).


Шах заявил, что через несколько лет Иран по уровню жизни догонет Японию...

Но, это нравилось далеко не всем. Особенно европейскость самого монарха и его жены - немки по матери.  Понятно, что самое яростное противодействие  шаху начал  оказывать могущественный клан клерикалов.
И они сделали всё, чтобы остановить шахские реформы, которые, по их  мнению в корне противоречили исламу. 
Клерикалы подняли в народе бунт  и даже привлекли на свою сторону "верную" шахскую секретную службу САВАК - аналог КГБ СССР.

Не желая применять войска и проливать кровь,  шах  принял решение покинуть страну.
Он вылетел из Тегеранского  аэропорта "Мехребад", сидя за  штурвалом своего личного самолёта,  взяв курс на Египет.
Затем последовали перелеты и переезды:  в Марокко, на Багамы, в Мексику, в Панаму...В Иран шах так и не вернулся.

Он умер от неизлечимой болезни в 1980 году в возрасте шестидесяти лет...

Но его кончина не помешала распространиться по Ирану и прилегающим странам роскошно отчеканенным монетам из золота 900-й пробы с его портретом на одной стороне и гербом Ирана на другой...Монеты эти  разного достоинтства, но все называются  "Пехлеви".

                ************

Тегеран. Желенодорожный вокзал. Около  22-х часов, душный поздний вечер.
Я сажусь в поезд  Тегеран - Исфаган. 
Подойдя к вагону, с улыбкой  читаю на небольшой фирменной табличке, приклёпанной к мощной платформе вагона,  текст по-русски: "Уралвагонзавод" !
Ну а что!?  Надо помогать соседней стране. Если и не танками, так хотя бы вагонами).

Билета у меня нет. Но я знаю местные порядки - можно купить его прямо в вагоне.

Сам вагон немного напоминает наши электрички, только вместо лавок - отдельные кресла.  Довольно удобные.   И поспать можно, хотя ехать всего около 350-ти км. Часов шесть-семь. Дороги в Иране сложные  из-за гор, поэтому и скорости небольшие.

 
Есть ещё одно  удобство - по проходу периодически проносят вкусную еду - кебабы, долму, шашлыки, птицу, ку-ку сабзи (яичница с зеленью), воду со льдом, соки и шербеты. Всё мясное - горячее.


Слышу громкие разговоры молодежи - в  основном о Хезб-Алла (партия Аллаха) и о сексе!)

В Исфагане у меня короткая встреча, небольшой, но важный разговор...и два дня для до отъеэда обратно...Полюбоваться городом. Недаром персы говорят: "Исфаган - несфе джахан" (Исфаган - это полмира).

Устраиваюсь удобнее в кресле и под мерный стук колес начинаю дремать. В уме пролетают детали возможных  вопросов на  предстоящей встрече, мой  предположительный анализ полученных сведений, реакция собеседника. Моя реакция. 

И тут меня легко трогают за плечо. Так, ясно, наверное, надо взять билет...И точно - это кондуктор. Он уже видел, что я прошёл в вагон, не показав билет, и теперь он любезно протягивает мне его. Стоимость  будет немного больше  12-ти  долларов за стандартный билет в кассе.
Протягиваю ему деньги и вижу, что он, расширившимися глазами, смотрит не на деньги, а  на вырез моей рубашки, в котором на двух тонких цепочках видны  сверкающие золотым блеском  мой православный крест и рядом золотая монета с портретом  шаха Ирана. Пол-пехлеви. Весом  чуть больше 4-х граммов.

Монета - это подарок моего друга, погибшего через полгода  в результате подставы в другой стране. И перед отъездом туда он подарил монету  мне.
Это и талисман, и оберег.  Под покровительством, конечно,  православного креста.

Кондуктор  справился с собой,  протянул мне сдачу и  быстро пошёл по проходу дальше.

Через несколко минут около меня  появились три спортивного вида иранца и в самых вежливых выражениях предложили мне пройти с ними, чтобы выяснить один вопрос. Поднимаюсь и спокойно иду между ними...Один  впереди, другой сзади...
Грамотно ведут).
Оказывается, у кондукрора есть маленькое купе. Вот туда мы и пришли.

- Ага джан! Хаэшь миконам! Чешме ман роушан! (Дорогой господин! Прошу прощения! Свет в моих глазах!) - предельно вежливо говорит мне иранец, судя по всему, он - главный.
- У Вас на груди портрет шах-ин-шаха Реза Пехлеви?
- Это не портрет, ага джун, ( говорю я  специально на  тегеранском диалекте)-   это просто монета...Память от друга.
- Ага джан, бефармаид, (извините), но это портрет шаха.
- Позвольте мне вязть его в руки на секунду?
  Я не возражаю и иранец бережно берет монету как Коран, двумя руками, снизу.
  И....тут я просто немею.
  Он подносит её к губам и целует.
  Тоже самое делают и двое других.
- Ага джан, прошу  Вас не удивляться.  Мы чтим шаха и проклинаем тот день, когда к власти в Иране пришли свяшенники. Мы знаем, что их время закончится и наш народ прозреет.
- Теперь, мохтарам  (моё желание), Ага, вы можете вернуться на своё место. 
- Сайее-шома кям нащод! (Да не уменьшится Ваша тень!) - изысканное персидское выражение при расставании.


Они проводили меня, поблагодарили  и вежливо попрощались.
Я посмотрел в глаза старшего и, видя его  невысказанную просьбу, сказал:
- Всё, что сейчас было, - я забыл! Удачи вам и храни вас Аллах).

Огромный мужик, не стесняясь, обеими руками вытер проступившие слёзы...прижал руки к груди и низко поклонился...   


п.с.  САВАК - По первым буквам - Сазмане Амният Ва Эттелате Кешвар
                (Служба безопасности и информации страны).

А.Домин
18.06.2019