Об одной новости красноярской прокуратуры

Владимир Варнек
На сайте «Новости прокуратуры Красноярского края» еще в 2013 году была помещена любопытная заметка,  с которой я ознакомился сравнительно недавно. В заметке говорится:  «В городе Красноярске есть старейшее кладбище «Троицкий некрополь», открытое для погребения с 1842 года. Недалеко от главного входа около кладбищенской церкви находится  захоронение, как следует из надписи на камне, Петра Николаевича Мунта, родившегося в 1830 году и скончавшегося  25 декабря 1867 года.

В настоящее время достоверно установлено, что здесь похоронен надворный советник Енисейский губернский прокурор Мунт (Мундт) Петр Николаевич, прослуживший в данной должности  с 1865 года по день смерти. Вдова, Анна Никифоровна Мунт, и четверо детей – Анна, Николай, София, Сергей – проживали в Орловской губернии, Елецком уезде. У Петра Николаевича были братья и сестры. Вполне возможно, что есть потомки, которые и не знают, что сибирская земля хранит прах их предка. Возможно, они ищут свои корни?».       

Поскольку материал этот находится в интернете уже шесть лет, то можно думать, что потомки до сих пор не нашлись или не откликнулись на публикацию прокуратуры. Скажу сразу, что не являюсь одним из них. Но в «корнях» однажды произошло пересечение генеалогических деревьев нашего рода Варнеков  и рода Мундтов, в немецкой фамилии которых буква «д» со временем стала исчезать (в одних случаях фамилию пишут с этой буквой, а в других – без нее). 

Изучая в прошлые годы генеалогию нашего семейства, я и «познакомился» более десяти лет тому назад с Мундтами, правда, не с потомками Петра Николаевича, которым адресована  заметка прокуратуры, а с его «корнями». Что касается потомков, то некоторые сведения о них  удалось найти в интернете уже после ознакомления с приведенной выше заметкой.  Имеющейся информацией  хочу поделиться с читателями Прозы.ру.

Ключевой фигурой в нашем роде можно считать художника-портретиста и педагога Императорской академии художеств  Варнека Александра Григорьевича (1782-1843),
прах которого покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Ключевой фигурой рода Мундтов является, в свою очередь, надворный советник Мундт Петр Иванович (1776–07.06.1834), военный врач во времена Отечественной войны 1812 года, отличившийся в этой войне тем, что был награжден особо ценившимся орденом солдатского Георгия.  Был женат на баронессе Анне Софии Элеоноре Шлюссель (1778-1865). Захоронение его находится на Волковском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

Удивительно, что рядом с ним имеется целый «куст» захоронений ближайших родственников Петра Ивановича.  Среди них находятся, в частности, захоронения его дочери Кобылиной Елизаветы Петровны (27.04.1816 - 16.09.1852), урожденной Мундт, и его внучки Москальской Анны  Александровны, урожденной Кобылиной (1844-1905).  Именно ее две дочери были замужем за Варнеками. Так первая из шести дочерей – Москальская Елизавета Петровна (1868-1940) – вступила в 1890 году в брак с внуком художника-портретиста – Варнеком Николаем Григорьевичем (1866-1898), ротмистром отдельного корпуса пограничной стражи (прадедом автора статьи), а вторая – Москальская  Надежда Петровна (1870-1908) – вышла замуж за другого внука – морского офицера Варнека Александра Ивановича (1858-1930), ставшего  исследователем морей Северного Ледовитого океана.

Здесь же, на Волковском православном кладбище, находятся захоронения сына Петра Ивановича –  Мундта Николая Петровича (1803-21.01.1872) и его жены Анны Степановны (?-12.04.1870) – родителей  похороненного на Троицком кладбище города Красноярска Мундта Петра Николаевича.  Замечу, что факт их родства с красноярским прокурором я установил  недавно, занявшись поисками сведений о Мундтах уже после прочтения приведенной выше заметки. Кем же был  Мундт Николай Петрович – отец похороненного на старейшем кладбище города Красноярска надворного советника?
 
В свободной русской энциклопедии «Традиция» он назван писателем, драматургом, беллетристом, переводчиком, секретарем при директоре императорских театров (с 1829), музыкантом-любителем и  театральным критиком. Отмечается, что происходил из дворян Санкт-Петербургской губернии. Воспитывался в Санкт-Петербургском военном училище, после чего в первой половине 1820-х годов нес службу в Гвардейском гренадерском полке, Семеновском и Вологодском полках.  В декабре 1827 года был переведен архивариусом в контору Императорских Санкт-Петербургских театров.

Затем был переведен в таможню Санкт-Петербурга с прикомандированием в апреле 1836 г. к исполняющему должность Кронштадтской таможни, а в 1837 году перемещен в канцелярию Его Императорского Величества. В 1842 г. назначен правителем канцелярии комиссариатского департамента Военного министерства, а в  1848 г. получил чин статского советника.  В 1851 г. был назначен чиновником для особых поручений в Министерстве финансов, в 1858 г. стал действительным статским советником, а в 1870 году – тайным советником. Имел награды:  Орден Святого Владимира 4-й ст.,  Орден Святого Станислава  2-й ст. и Орден Святой Анны 2-й степени с Императорской короной.

Проведенные изыскания свидетельствуют о том, что «корни» покоящегося в сибирской земле Мунта Петра Николаевича находятся в Санкт-Петербурге, где проживали его многочисленные родственники. Но особенно хотелось бы обратить внимание на одну деталь – родители  пережили своего сына на несколько лет (!)

Следовательно,  они, наверняка, узнали о его преждевременной смерти и сообщили об этом факте другим членам семейства.  Возможно, что в те далекие годы кто-то из родственников и побывал в Красноярске и установил  надгробие из мрамора  на могиле  Петра Николаевича.  Возможно, что и в настоящее время кто-то из потомков живет в Санкт-Петербурге и хранит память о нем.  Чтобы представить, насколько это реально, мне захотелось найти какую-нибудь информацию о тех родственниках  П.Н. Мунта, которые жили во второй половине XIX–начале ХХ вв., т.е. о его детях, племянниках и внуках.   Это, отчасти, удалось, и оказалось, что среди потомков надворного советника были яркие личности, достойно прожившие свою жизнь.

Расскажу вкратце о них, но вначале добавлю некоторые штрихи к очень уж скупым биографиям самого Мунта  Петра Николаевича и его жены.  В одном из документов сообщается, что он имел юридическое образование и, возможно, как и его младший брат, Михаил, окончил юридический факультет Московского университета (см. ниже). Помимо этого в интернете на сайте «Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника» указывается, что в 1853 году (до переезда в Красноярск) Мундт Петр Николаевич был губернским секретарем, стряпчим во Владимире. 
 
Его жена Анна Никифоровна родилась в 1838 году в многодетной семье действительного статского советника Алферова Никифора Ивановича. Умерла, как и ее супруг, рано (ок. 1870). Ниже приведены элементы биографий трех детей  Петра Николаевича, а также элементы биографий  брата Михаила Николаевича и его двух дочерей. Сведений о Николае, втором сыне Петра Николаевича, не нашлось.
Дочь Мунт Анна Петровна (1856-1902), выйдя замуж за Валуева Павла Михайловича,  носила фамилию Валуева - Мунт, под которой стала известной детской писательницей. Сотрудничала с 1876 г. в детских журналах, издала серию биографий под общим названием: «Нашему юношеству – рассказы о хороших людях» (СПб) и «Жизнь для детей» (СПб, 1892). Элементы биографии писательницы  опубликованы в Большом русском биографическом словаре, но более подробные сведения об авторе детских книг сообщили  краеведы из Днепропетровска В. Мороз и В. Полторацкий. В сокращенном виде они приведены ниже.

 Анна Петровна Мунт родилась в 1856 году в Петербурге в семье юриста. Ее мать принадлежала к старинному дворянскому роду Алферовых. Девочка рано потеряла родителей. Опекуном и наставником сироты стал дед, знаменитый мореплаватель и путешественник, один из основателей Русского географического общества, президент Петербургской академии наук, адмирал, граф Ф.П. Литке (1797-1882). Окончив немецкое училище святого Петра, одно из лучших закрытых учебных заведений столицы, 17-летняя девушка поступила на математическое отделение женских педагогических курсов. После завершения образования преподавала математику в гимназии при курсах, а также вела уроки в младших классах частной гимназии. Со временем поступила на Высшие женские (Бестужевские) курсы.

Во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) Анна Петровна, участвуя в акциях Красного Креста, занималась организацией помощи раненым, обеспечением их медикаментами, бельем и продуктами. В 1884 году она вышла замуж за инженера-путейца Павла Валуева. Оставив столицу и обучение на Высших женских курсах, последовала за мужем сначала в Поволжье, затем в Псков, потом в Екатеринослав.  Павел Валуев получил должность помощника начальника Екатерининской железной дороги. Его жена взяла под свою опеку учебные заведения железной дороги, стала заниматься издательской и благотворительной деятельностью.
Анна Петровна всю жизнь сотрудничала в детских журналах, писала научно-популярные биографии знаменитых людей, издала несколько исторических и этнографических произведений, переводила произведения Чарльза Диккенса для детей. Но вершиной творческого пути автора стала книга  «Севастополь и его славное прошлое», изданная в 1899 году в Санкт-Петербурге и переизданная в 1904 году.    Умерла А.П. Валуева-Мунт в расцвете творческих планов в 1902 году и была похоронена на севастопольском кладбище Днепропетровска.

У Анны Петровны  были дети: дочь Валуева Анна Павловна и сын Валуев Леонид Павлович. Имена их встретились лишь на генеалогическом сайте Geni. Анна Павловна состояла в браке с двоюродным братом Валуевым Павлом Александровичем, от которого у нее были дочь Татьяна (родилась в 1914 г. в Санкт-Петербуге) и сын Михаил.  Никаких сведений о семье Леонида Павловича, сына Анны Петровны, на указанном сайте нет.

Сын Мунт Сергей Петрович (1864-после 1916) в 1890 году получил медицинское образование.  С 1897 г. стал работать в учебно-воздухоплавательном парке (СПб), созданном на базе воздухоплавательной команды. Здесь военный врач Сергей Петрович Мунт начал проводить специальные физиологические и психологические исследования, поднимаясь в воздух на оборудованном для этой цели воздушном шаре-лаборатории. Как врач и изобретатель, он был первоначальным редактором Журнала «Вестник общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям». В самом начале 1800-х служил в Порт-Артуре, был врачом морского порта КВЖД. В 1916 году - статский советник, старший врач Кавалергардской больницы в Санкт-Петербурге.  Никаких сведений о семье Сергея Петровича, единственного наследника Петра Николаевича Мунта по мужской линии, найти не удалось.

Дочь  Мунт Софья Петровна (ок. 1867 – ?) в 1888 г. вышла замуж за врача Даля  Николая Владимировича (17.06.1860-1939) (биографию которого см. в Википедии) и стала носить фамилию мужа.  В их семье, как сообщается на сайте Geni, родилось трое детей: Елена  (08.02.1889),  Владимир (29.08.1890) и Николай (08.10.1891). Из другого интернетовского документа следует, что в 1914-1916 гг. семья проживала в Москве по адресу Большой Палашевский переулок, д.3 кв. 4. 
По этому же адресу хозяин семейства, практикующий врач в области психотерапии и нервных болезней (прозектор Московской Университетской клиники) вел прием больных по предварительной записи. В 1895 г. он с женой и потомством был внесен в III-ю часть Родословной книги Московского дворянского депутатского собрания. В конце 1990-х, побывав в длительной зарубежной командировке, Н.В. Даль стал известным российским врачом-психотерапевтом.  В Википедии сообщается, что в 1925 г. он, не принявший революции,  эмигрировал в  Бейрут (Ливан), где скончался в 1839 году.

Еще в одном интернетовском документе говорится, что в 1914-1917 гг. Софья Петровна была  начальницей женской гимназии Москвы, располагавшейся на Новинском бульваре, жила в Арбатской части - Дегтярный пер., 10.   Имена всех членов семьи  Н.В. Даля приводятся на  сайте  Geni, причем указаны только даты их рождения. Это дает основание предположить, что они также покинули Россию.

Несколько слов следует сказать о дочери Н.В. Даля, Елене Николаевне. В 1914 году она вышла замуж за профессора-литературоведа Боричевского Евгения Ивановича (17.12.1883-12.09.1934); предполагается, что она также эмигрировала.

Михаил, брат Петра Николаевича, окончил юридический факультет Московского университета. Служил в Пензе, где был членом губернской судебной палаты. Владел имением Лопатино в Саратовской губернии. Имел дочерей  Ольгу и Екатерину (см. ниже).

Мунт Ольга Михайловна родилась около 1874 г. Окончила гимназию в Пензе, играла в любительских спектаклях вместе с В.Э. Мейерхольдом, ставшим впоследствии знаменитым режиссером (репрессирован в 1940 г.). В 1896 г. вышла за него замуж (брак  расторгнут в 1920 году). В.Д. Волков в книге "Театральные вечера" (М., 1966) называет Ольгу Михайловну «человеком светлого ума, женщиной старой интеллигентской  России». Умерла она  в 1940 году в Ленинграде.

От брака с В.Э. Мейерхольдом у Ольги Михайловны было три дочери.
1. Мария (1897-1929), мать Игоря Евгеньевича Белецкого (1919-?), геофизика (был репрессирован) и Нины Евгеньевны Белецкой (1923-1942).
2. Татьяна (1903-1986), мать Марии Алексеевны Валентей (1924-2003) – педагога  и секретаря  комиссии по творческому наследию Мейерхольда.
3. Ирина (1905-1981), мать Петра Васильевича Меркурьева (1943-2010), актера и музыковеда  (см. Википедию).

Мунт Екатерина Михайловна (1875-1954), родилась в имении семьи, окончила гимназию в Пензе, играла в любительских спектаклях вместе с В.Э. Мейерхольдом. В 1895 году переехала в Москву и поступила в Филармоническое училище к В.И. Немировичу-Данченко. По окончании училища в 1898 г. вместе с другими лучшими выпускниками была приглашена в только что созданный Художественный театр, где играла до 1902 г. В 1906-08 гг. работала в Театре Комиссаржевской, затем преподавала в его театральной студии. В 1920-22 гг. – была актрисой  Петроградского Народного дома и Театра юного зрителя. Заслуженная артистка Российской Федерации (1932).   Имя ее приведено в Театральной энциклопедии 1964 г. (СПб).   

Состояла в браке с коллегой, талантливым актером Голубевым Андреем Андреевичем (19.03.1881-1961). Имела двух дочерей. Старшая дочь – Голубева Марта Андреевна (1906-1963), искусствовед, работала экскурсоводом в Эрмитаже и преподавала в Академии художеств. В первый год войны жила и работала в блокадном Ленинграде, затем была эвакуирована в Самарканд и вернулась обратно в 1944 году. Была гражданской женой Пунина Николая Николаевича (1888-1953), российского и советского историка искусств и художественного критика, умершего в Гулаге (см. Википедию). 

Младшая дочь – Голубева Дарья Андреевна (1906-?), балерина и драматическая актриса. В 1930-1935 гг. танцевала в операх и спектаклях балетной группы в Малом театре. В 1951-1955 гг. – артистка Ленконцерта.  В браке не состояла.

Как видно, среди детей и внуков  Мунта Петра Николаевича нет, похоже, продолжателей его рода по мужской линии, хотя потомки по женским линиям, скорее всего, имеются. Это же можно сказать и о его брате Мунте Михаиле Николаевиче. Поэтому маловероятно, что могилу Енисейского  губернского прокурора на Троицком кладбище Красноярска однажды навестит его потомок по фамилии Мунт.
 
Варнек Владимир Алексеевич, ст. научный сотрудник ,к.ф.-м.н. Новосибирск .         

Фото в начале статьи Портрет Елизаветы Петровны Кобылиной,
урожденной Мундт, тети Енисейского губернского прокурора и пра-пра-пра-бабушки автора статьи.