Моление Даниила Заточника

Серж Якименко
Мы были молоды и всё старое, дряхлое, а тем более древнее было для нас далеким и чуждым. Поэтому на лекции по древнерусской литературе  мы ходили редко, ничего не конспектировали и от всех, доносимых нам сказаний ничегошеньки то в наших горячих головушках не задерживалось. Но за месяц до экзамена прошёл слух, о том, что наша преподша по этой самой древнерусской просто зверь и всех, даже исправно ходивших на лекции и дословно конспектирующих, валит жесточайше и безжалостно. И мы втроём: я, Анатоль и Альберт, решили на лекции всё-таки походить, тем более, что занятия проводились не в обычной аудитории, а в комнате отдыха, в общежитии.
       В дальних углах комнаты стояли кресла и огромный кожаный диван, на нём то и расположилась наша «троица». Преподша оказалась  молодой, но очень серьёзной теткой. Она говорила размеренно, надеясь, что её конспектируют, при этом постоянно косилась в наши сторону, потому как писать на диване было невозможно.
   - Чтой-то здесь душновато стало,- прохрипел Анатоль и достал из
сумки бутылку сухарика,-кто сможет открыть по-тихому, у меня ножик со штопором прошипел очкарик и как не старался Альбертик, как не пыхтел, стирая платочком пот со лба и со своей толстой шеи, в конце операции раздался хлопок открывшейся бутылки, послышались смешки и перешептывания и снова всё стихло затем под размеренную диктовку, стало слышно, как так же размеренно побулькивая разливается вино в стаканы.
Преподша побагровела от ярости и задыхаясь стала выкрикивать в наш адрес «нравоучения».
   - Ну, ничего сами напросились, устрою я вам экзамен, всю жизнь помнить будете.
    Нам стало ясно,, что добром это не кончится и на лекциях по политэкономии, мы исправно переписали все конспекты,  к тому же я запомнил какая именно тема была в тот злополучный день. Это было «Моление Даниила Заточника» его я тупо зазубрил наизусть, а также лекцию и всё, что нашёл об этом древнем произведении в учебниках.
    На экзамен вместо 8 утра я пришёл после обеда, выспавшись и настроившись на удачу. Возле аудитории, где проходил экзамен меня встретили наши перепуганные и расстроенные девчонки.
     - Что тут у вас началось? - смеясь поинтересовался я.
     - Ты ещё издеваешься ,  никто не сдал, все повылетали...и ты вылетишь,
     - Как пробка из бутылки ,-добавил я и потянул на себя ручку двери.
     - Проходите молодой человек, - с усмешкой выдавила из себя литераторша, - к сожалению, билетов больше не осталось, разобрали на пересдачах двоечники, но вы то у нас всё отлично знаете, на какой же вопрос я хотела бы услышать ответ?
    Она выдержала паузу и с серьёзным лицом произнесла: «Моление
Даниила Заточника»...
Я еле сдержался , чтобы не подпрыгнуть от радости или не сделать утверждающий жест - Yes!
- Вам вопрос понятен?
- Более чем - подумал я и молча взял листок и ручку.  Усевшись за стол я принялся писать стихотворение о Молении.
- Кто-нибудь готов отвечать,- поинтересовалась она минут через пятнадцать.
- Могу отвечать,- произнёс я, видя, что особо никто не рвётся.
- Я вас внимательно слушаю.
    И тут меня как прорвало, я говорил как по написанному, без пауз и запинок. Тетя встала и подошла с столу, где я готовился и взяла листок с моими виршами заглянула в стол, даже перевернула стул.
   -  Замечательно,- закусив губу, -произнесла она, когда я замедлил темп,- а теперь я хотела бы услышать текст самого «Моления» - меня интересует как вы знаете оригинал.
   - Слово Даниила Заточеника, еже
написа своему князю Ярославу Володимеровичю, - начал я излагать
зазубренный стих.
Въструбим, яко во златокованыя трубы, в разум ума своего и начнем бити в сребреныя арганы возвитие мудрости своеа. Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех. Востану рано, исповем ти ся. Да разверзу въ притчах гаданиа моя и провещаю въ языцех славу мою. Сердце бо смысленаго укрепляется въ телеси его красотою и мудростию.
Бысть язык мой трость книжника скорописца, и уветлива уста, аки речная быстрость. Сего ради покушахся написати всяк съуз сердца моего и разбих зле, аки древняя — младенца о камень
Но боюся, господине, похулениа твоего на мя. ...
Довольная улыбка не сходила с лица литераторши.
   - Ну хоть один, порадовал меня сегодня . Отлично.
Я вышел в коридор, девчонки снова обступили меня.’
   -  Как ты, выгнала?
   - Отлично !
   - Ты нас разыгрываешь?
   - Нет , - ответила вместо меня , выглянувшая из аудитории преподша,- именно отлично, а вам, дорогие мои ,  у него следует поучиться ,как прогуливая и срывая лекции при этом сдавать экзамены, да ещё с такими знаниями древнерусской литературы.